Предпосылки к существующей сегодня конфронтации между Европой и Евразией существовали и в последние 10 лет, полагает специалист.

Нынешняя конфронтация Евросоюза и Евразийского союза была целью ряда геополитических игроков ещё 10 лет назад. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявила заместитель директора, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Тамара Гузенкова 21 апреля в Москве в ходе пресс-конференции на тему «Политика стран Евросоюза в отношении стран постсоветского пространства в контексте евразийской интеграции».

«В 2015 году мы не только не можем говорить о едином европейско-евразийском пространстве, но и наоборот — можно смело заявить конфронтации на этом пространстве, и это — итог последних 10 лет. Почему так получилось? Это сложный вопрос, и просто так рассказать об этом достаточно непросто. Вместе с тем, для некоторых геополитических игроков это было изначальной задачей, которая эффективно реализовывалась для американцев, и которая приобрела острую стадию форсирования в 2013-2014 годах. Кажется, что раньше было более-менее мирно, но предпосылки складывались и тогда», — сказала Гузенкова.

По её словам, события на Украине стали одним из ближневосточных сценариев развития событий у российских границ: «Я обращу внимание на роли новых членов ЕС и НАТО — это страны Прибалтики, в значительной степени это Польша. Это страны, которые ретиво реализовывали американский сценарий, и на протяжении последних лет они выполняли роль „злобных псов“ американской политики. Страны Прибалтики пытались донести позицию США в гипертрофированном виде. В 2000-е годы, особенно с 2004-2005 гг., очень сильно накалился не просто антироссийский, а русофобский тренд среди целого ряда восточноевропейских государств: это война памятников, война истории. Определённым зловещим апофеозом стали украинские события. Украинский сценарий — это один из ближневосточных сценариев развития событий у границ России. Смысл в том, чтобы ослабить позиции России, поскольку она, хотим мы того или нет, в экономическом отношении является главным элементом всех интеграционных связей. Она — главный партнёр и интегратор, и все стрелы направлены на то, чтобы её ослабить и изнурить. Один из таких элементов — это война на Украине».

Вместе с тем, по словам Гузенковой, Европа и Евразия рано или поздно всё равно должны найти точки соприкосновения: «Какой мы видим выход из положения? Ситуация отличается крайне высокой степенью неопределённости, динамичности. Но мы склоняемся к мысли о том, что всякая конфронтация, включая горячие формы, должна завершиться. Два интеграционных объединения должны найти компромиссы и точки соприкосновения. События на Украине отдаляют точки соприкосновения, но всё равно они должны быть найдены».

В мае 2015 года в Риге пройдет очередной саммит «Восточного партнерства». Основная цель инициативы — активное укрепление отношений Евросоюза с его восточными соседями: Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.