Киргизский эксперт Кубат Рахимов опасается, что предприниматели Киргизии могут продолжить массовый реэкспорт китайских и турецких товаров и после вхождения в Евразийский экономический союз

«При подготовке вступления Киргизии в Евразийский экономический союз с самого начала было наивно полагаться на профессионализм отечественных работников. Работа строилась без учета особенности киргизского менеджмента — важную работу неторопливо делают „спустя рукава“ и то только после срыва первоначальных сроков, когда проблемы уже стучатся в дверь», — заявил независимый эксперт Кубат Рахимов, комментируя процесс подготовки Киргизской Республики к вступлению в ЕАЭС.

По словам аналитика, показательным моментом в данном случае является ситуация, когда руководство Киргизии летит в Москву, чтобы подписать окончательные документы о вступлении, и у трапа самолета его догоняет новость о том, что группа депутатов не ратифицировала необходимые документы.

«В итоге все делалось наспех, без просчета всех вариантов и возможных решений. Конечно, стратегически все решения были проработаны, здесь все в целом нормально, но технически… По-хорошему, нужно было сразу после принятия решения о присоединении Киргизии к ЕАЭС работать совместно с группой консультантов-экспертов из России, Белоруссии или Казахстана, дабы просчитывать риски, разрабатывать механизмы и устранять противоречия в нормативно-правовой сфере. Я изначально предлагал закрепить советников министров и ведомств из стран Таможенного союза за каждым без исключения ведомством, причастным к „дорожной карте“. Однако, то ли бюджет ЕЭК это не позволял, то ли механизм взаимодействия был не донца продуман изначально», — пояснил он.

Кубат Рахимов отметил, что вместо этого схема строилась «по вертикали», где связующим звеном становились чиновники министерств, работающие под началом правительства, в надежде на профессионализм работников государственной системы Киргизии.

«Несмотря на то, что основные проекты „дорожной карты“ готовились специалистами Евразийской экономической комиссии (это было видно по недопониманию роли демаркации и делимитации государственной границы Киргизии с соседями на юге страны и ряду других моментов. — Прим. автора), роль бюрократической машины киргизстанских ведомств была велика. Поэтому цена вопроса тоже была соответствующей. Это привело к непониманию конечной цели. А отсутствие механизмов ее реализации привело к тому, что большинство пробелов в работе сначала не были замечены, а с приближением сроков интеграции не хватило времени для их устранения. Эти вопросы сейчас будут потихоньку вылезать. В частности, до сих пор неизвестна судьба списка товаров, которые Киргизия сможет импортировать по льготным ставкам в течение ограниченного периода. Список состоял из 170 позиций, теперь вроде уже 150, и он оброс кучей ограничений. И это за две недели до подписания документов по окончательному вступлению», — подчеркнул он.

Касаясь темы возможного массового завоза в Киргизию китайских товаров после открытия границы, эксперт сообщил, что его в большей степени смущает большой объем товара, который сейчас находится на складах рынка «Дордой» (крупнейший в Средней Азии торговый комплекс, реэкспортирующий товары из Китая, Турции и Южной Кореи в страны СНГ. — Прим. ИА REGNUM) в Бишкеке.

«Перечень продукции, закупленной минимум на $1,5 млрд может быть весьма разнообразен — от относительно безобидной китайской одежды, до товаров „на грани фола“ — лекарственно-наркотических средств. Все это было ввезено за период 2012 — 2015 годов, пока действовали льготные условия ввоза по старым „суверенным“ правилам. Понятно, что страны „тройки“ махнули рукой на то, что этот товар ввезен по низким ставкам, и у киргизстанских предпринимателей будет возможность быть на некоторое время более конкурентоспособными по ряду товарных позиций по сравнению с действующими импортерами из стран „тройки“. Эта неизвестная масса товара после открытия границ сможет свободно перемещаться по территории стран ЕАЭС. Так как Киргизия имеет общие границы только с одной республикой, входящей в объединение — Казахстаном, то поток товара попадет в первую очередь туда», — сказал он.

Далее Кубат Рахимов задался вопросом — как в этом случае Казахстан будет контролировать некачественную или даже запрещенную продукцию из Киргизии? По его мнению, в этом случае может развернуться мини-торговая война между двумя республиками.

«В этой неоднозначной ситуации проигрывают все. Казахстан тратит дополнительные ресурсы, а Киргизия закрепляет за собой имидж все того же Контрабандистана. Не говоря уже о том, что подобное развитие событий ударит по отечественным бизнесменам, которые залезли в долги, чтобы оставшийся год до вступления страны в ЕАЭС работать на склад. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно было вводить поэтапный запрет на импорт товаров, которые не соответствовали регламенту ТС еще в 2013 — 2014 году, особенно по чувствительным позициям: детской одежде и обуви, детскому питанию, нижнему белью и так далее. Тогда бизнесмены были добросовестными импортерами, а сейчас могут стать недобросовестными продавцами, по крайней мере, товаров, не имеющих сертификации по Техрегламенту стран ТС», — считает аналитик.

Подводя итог, эксперт сообщил, что с учетом всех фактов Киргизия де-юре вступит в ЕАЭС в начале мая, а вот фактическое присоединение к экономическому альянсу Белоруссии, Казахстана и России будет растянуто до начала следующего года, и выразил надежду на то, что этого времени хватит на устранение противоречий и принятие всех необходимых мер.

«Вывод очевиден — правительственная машина страны не имела нормального механизма риск-менеджмента и просчета всех возможных стратегических вариантов и тактических проигрышей или выигрышей, эффективной обратной связи как со „стейкхолдерами“ интеграционного процесса, экспертным сообществом, так и с целевой группой — собственно всеми слоями общества. И, увы, не имеет. Первые полгода жизни в интеграционном объединении будут самыми сложными для Киргизии. Этот „полурыхлый период“ можно пережить, если взять себя в руки и начать работать. Легкой жизни никто не обещал», — резюмировал Кубат Рахимов.