Профлагеря для школьников — это хорошая, правильная инициатива, у которой есть все шансы быть успешно реализованной

В школах сегодня есть дополнительные занятия по профориентации, но, как показывает практика, из года в год выпускники стремятся получить одни и те же профессии: юристов, экономистов и т.п. — значит, эта работа не столь эффективна, как хотелось бы. Школьная программа в обязательном порядке должна включать в себя комплекс профориентационных мероприятий, в том числе через сотрудничество с базовыми предприятиями, с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования, через работу с центрами профессиональной ориентации. Об этом заявила директор центра довузовской подготовки и организации приема, ответственный секретарь приемной комиссии НИТУ «МИСиС» Татьяна Бешененко, комментируя 29 апреля корреспонденту ИА REGNUM предложение о создании в России профориентационных лагерей для школьников.

«В обязанности школы должно входить развитие консультационной помощи по профориентации школьника, включая тестирование, тренинги, а также олимпиады, конкурсы, обязательная внеурочная работа, связанная с профориентационной деятельностью. Должны быть четко сформулированные требования к этой работе и финансовая поддержка со стороны государства, работодателей. Поэтому официальное введение любого формата — дополнительные уроки, летние лагеря, особенно если они будут ориентированы на технические направления подготовки, или что-то еще — уже большой шаг в развитии этого направления», — сказала Бешененко.

По мнению эксперта, «это хорошая, правильная инициатива, у которой есть все шансы быть успешно реализованной, так как вопрос с ранней профориентацией стоит очень остро. Особенно это ощущается в регионах, где наблюдается большой разрыв между потребностями работодателей и количеством нужных и востребованных специалистов, которых готовят местные вузы. Грамотно выстроенная работа со стороны работодателей: профориентационные занятия в школах, экскурсии на предприятия, работа с родителями, изменение корпоративной культуры — все это позволит решить кадровый голод в региональных компаниях».

«Без ранней профориентации нельзя вырастить и выучить, например, профессиональных инженеров, потому что базовые знания по таким предметам, как физика, математика закладываются в средних классах школы. Поэтому нужно очень активно вести профориентационную работу со школами (проведение олимпиад, конкурсов, заочная школа материаловедения, летней школы и др.), так как в первую очередь сам вуз заинтересован в том, чтобы в него приходили учиться те, кто осознанно выбрал специальность и учил нужные предметы не накануне ЕГЭ», — пояснила Бешененко.

«Профориентационная работа заключается не только в работе со школьниками, но и педагогическим составом школ, родителями и работодателями. Первые должны иметь представление о профессии, которую выбирают, вторые должны понимать, как правильно выстраивать траекторию обучения, третьи — куда потом сможет устроиться их ребенок, а последние должны делать определенные шаги в сторону своих будущих сотрудников, чтобы привлечь их внимание: платить повышенные стипендии, предлагать льготы и дополнительное социальное обеспечение», — резюмировала эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, Минобрнауки, Минтруда и Росмолодежь приступают к созданию концепции профориентации молодежи до 2025 года. Так, у российских школьников может появиться дополнительный урок по профориентации, а еще их планируется отравлять на каникулы в специальные профориентационные лагеря. Эксперты не исключают, что может быть принято решение о сокращении мест в вузах, чтобы простимулировать увеличение количества рабочих в стране.