Накануне юбилейной даты — 70-летия со Дня Победы — судья Татьяна Васюченко, вопреки озвученному ранее запросу прокуратуры об условном сроке для фигурантки «дела „Оборонсервиса“ Евгении Васильевой, назначила ей реальный срок тюремного заключения — 5 лет колонии общего режима. С учётом проведённого под домашним арестом срока, Васильева должна отбывать наказание до 2017 года. Однако же в деле есть ряд факторов, которые могут позволить Васильевой выйти на свободу гораздо раньше.

Громкий „Оборонсервис“

В октябре 2012 года в российской прессе появилась информация о том, что сотрудники „Оборонсервиса“, находившегося в структуре Министерства обороны РФ, причастны к махинациям при реализации непрофильных военных активов. По данным следствия, представители Минобороны выбирали из имущественного комплекса „Оборонсервиса“ самые ликвидные и престижные объекты, акции и участки, после чего в них вкладывались огромные бюджетные средства. Затем данные объекты, акции и участки продавались по значительно заниженным ценам структурам, связанным непосредственно с „Оборонсервисом“. По словам следователей, ряд объектов недвижимости приобретался за счёт средств, украденных из бюджета самого „Оборонсервиса“. 25 октября 2012 года представители СКР пришли с обысками непосредственно в „Оборонсервис“: холдинг подозревался в финансовых хищениях на сумму около 3 миллиардов рублей.

Служебный роман

В этот же день с обысками пришли и в квартиру Евгении Васильевой в Молочном переулке. По некоторым данным, вместе с ней в квартире в тот момент находился министр обороны РФ Анатолий Сердюков, факт личных отношений с которым позже подтвердила сама Васильева. Следователи произвели в квартире обыск, в результате которого была изъята масса документов, имеющих значение для дела, а также денежная сумма размером более трёх миллионов рублей, предметы антиквариата, драгоценности и многое другое. Спустя некоторое время президент России Владимир Путин освободил от должности министра обороны РФ Анатолия Сердюкова ввиду сложившейся вокруг ведомства нездоровой обстановки, а также с целью объективного расследования дела. В ходе расследования от должности была освобождена и сама Васильева. Уже после ареста, в декабре 2012 года, защита обвиняемой ходатайствовала о разрешении на её совместное проживание с Анатолием Сердюковым в квартире дома 67 по улице Косыгина в Москве. Суд отказал в удовлетворении ходатайства, однако значительно смягчил условия домашнего ареста Васильевой: ей разрешили видеться не только с родственниками, но и с Сердюковым, поскольку он не являлся фигурантом дела, а также пользоваться интернетом.

Творчество под арестом

Спустя месяц после обыска, 23 ноября 2012 года, Евгении Васильевой было предъявлено обвинение по статье „мошенничество в особо крупном размере“. Она была задержана сотрудниками ФСБ, а Хамовнический суд Москвы отказался отпускать фигурантку дела под залог в 15 млн рублей, избрав ей меру пресечения в виде домашнего ареста. Обвиняемая отказалась признавать свою вину и сотрудничать со следствием. Впоследствии против Васильевой было возбуждено ещё несколько уголовных дел — в частности, по статье „превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия“, а также по факту хищения акций ОАО „31 Государственный проектный институт специального строительства“. Несмотря на массу возбуждённых уголовных дел, обвиняемая совсем не скучала под домашним арестом: в соцсетях регулярно появлялись фотографии её картин, на которых фигурировали как представители власти, так и различные культурные деятели. Впоследствии выставка картин Евгении Васильевой состоялась в одной из галерей. Также обвиняемая плотно занялась написанием стихотворений, на несколько из которых она записала песни и даже умудрилась снять клип. В октябре 2013 года Васильевой предъявили окончательное обвинение в виде 12 эпизодов по четырём статьям УК РФ — „мошенничество“, легализация преступных средств», «превышение и злоупотребление должностными полномочиями».

Приговор

1 июля 2014 года в Пресненском суде Москвы началось рассмотрение дела по существу. Процесс длился практически год, и достиг кульминации весной 2015 года, когда сторона обвинения запросила для Васильевой 8 лет условного срока. Данная позиция прокуратуры возмутила общественность, дело приобрело новый социальный резонанс. Спустя некоторое время, в прессу просочилась информация о том, что СКР возбудил новое уголовное дело против Васильевой, что впоследствии, в случае присуждения ей условного срока автоматически ставило бы суд перед необходимостью вынесения либо обвинительного приговора с реальным сроком, либо оправдательного приговора. Однако суд проигнорировал требование стороны обвинения, посчитав его слишком мягким, и приговорил Васильеву к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. С учётом 2,5 лет, которые Васильева провела под домашним арестом, она сможет выйти на свободу в ноябре 2017 года. Сама Васильева, прибыв на финальную часть приговора в приподнятом настроении, на каблуках и без сумки, явно не ожидала услышать такой приговор. По словам журналистов, после вынесения приговора и постановления взять Васильеву под арест в здании суда она пошатнулась и резко изменилась в лице. Всего из 12 эпизодов дела осталось восемь, а сумма причинённого ущерба снизилась с 3 миллиардов рублей до 550 миллионов рублей.

Скоро на свободу?

Однако же и здесь в силу может вступить юридическая тонкость. Под амнистию, приуроченную ко Дню Победы, Васильева попасть уже не сможет, что уже подтвердил глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, но есть другой вариант выйти из тюрьмы совсем скоро. Согласно российскому законодательству и следуя решению суда, Васильева уже отсидела половину назначенного наказания. Совсем скоро защита Васильевой может подавать прошение об условно-досрочном освобождении — для этого необходимо отбыть три четверти срока. Таким образом, совсем скоро Васильева может вновь вернуться к своему прежнему образу жизни без ограничений. Вместе с тем, эксперты призывают не спешить с выводами: приговор 8 мая — всего лишь результат уголовного дела, выведенного из более крупного «дела Оборонсервиса», и расследование по нему будет продолжаться. Не исключено, что в суд могут быть направлены новые уголовные дела, по которым Васильевой также придётся отвечать по всей строгости закона.