«Продление сроков безопасной эксплуатации АЭС является важным как для Европы, так и для России. У нас есть положительный опыт совместной работы, и я уверен в дальнейшем укреплении сотрудничества в этой сфере», — заявил генеральный директор АО «Концерн Росэнергоатом» (энергетический дивизион Росатома) Евгений Романов в своем выступлении во время пленарной сессии Международного Конгресса по усовершенствованиям АЭС (ICAPP 2015) в Ницце. В рамках конгресса Росатом совместно с EDF организовал круглый стол по теме «Экономические и технические вопросы продления срока эксплуатации АЭС», с участием представителей компаний Engie (бывшая GDF-Suez), Vattenfall, Агентства по ядерной энергии (АЯЭ) и АЭС «Козлодуй» (Болгария). На открытии круглого стола вице-президент Французского ядерного общества ядерной энергии (SFEN) Кристоф Беар и президент Российского ядерного общества Ярослав Штромбах подписали соглашение о сотрудничестве в области атомной энергии

«Актуальность вопроса продления срока эксплуатации атомных станций очень высока, — уверен аналитик УК „Фонд Магута“ Юрий Прокудин, — любые АЭС со временем приходят в негодность, исчерпывая собственный ресурс. Наличие эффективной и экономичной возможности продлить рабочий ресурс АЭС решает массу проблем. Данный вопрос выходит за рамки региональных противоречий и санкционной политики. Европейские страны, в первую очередь давние российские партнеры в сфере атомной энергетики — Франция, будут продолжать взаимодействие с российскими коллегами. Другие европейские страны также заинтересованы в продлении сроков эксплуатации собственных АЭС, ведь большинство из них введено в эксплуатацию достаточно давно и их ресурс постепенно истощается».

«Полностью отказаться от использования атомной энергии большинство стран Европы не может, — отметил эксперт, — единственный исключением является Германия, которая делает ставку на использование альтернативных источников энергии, развитие которых, однако, является достаточно дорогостоящим проектом. В этом вопросе Германия во многом попадает в зависимость от поставок углеводородов, как это было в последние года в Японии после аварии на Фукусиме. Напомню, что это привело к ухудшению торгового баланса страны и Япония вынуждена пойти на модернизацию и ввод в эксплуатацию имеющихся АЭС, остановленных в 2011 году. Если российские технологии по восстановлению незаменяемых компонентов — корпуса реактора и гермооболочки — путем отжига продолжат свое развитие после тестирования в более чем 13 проектах на территории РФ, Западной и Восточной Европы, то это позволит продлить жизнь АЭС еще в среднем на 30-40 лет, а это гораздо экономичнее, чем перестройка имеющихся энергоблоков или их дорогостоящая модернизация».

«Для Росатома использование таких технологий означает, по сути, возможность диверсифицировать собственную деятельность на зарубежном рынке, поскольку его предложение будет расширено за счет сервисных услуг, позволяющих не только строить реакторы или поставлять топливо, но и проводить работы по продлению времени эксплуатации АЭС», — заключил Прокудин.