В ПМР «обеспокоены» принятым Верховной радой в Киеве решением о денонсации соглашения о транзите российских военнослужащих и грузов через украинскую территорию в Приднестровье. Об этом заявил 21 мая в комментарии «Парламентской газете» находящийся с визитом в Москве президент ПМР Евгений Шевчук.

president.gospmr.ru


«В Приднестровье принятое решение вызывает обеспокоенность, поскольку речь идет о предпосылках фактического разрушения основ функционирования действующей миротворческой операции, осуществляемой совместно контингентами конфликтующих сторон – Молдавии и Приднестровья, контингентом России и при участии украинских военных наблюдателей», — сообщил он.


Шевчук выразил надежду, что «партнеры в Киеве осознают, что миротворческая операция — единственная действенная основа мира и безопасности в регионе конфликта сегодня». «Общепризнанным является тот факт, что в международной практике данная миротворческая операция показывает уникальную эффективность поддержания мира, механизмов сдерживания противоборствующих сторон и постконфликтного обеспечения стабильности. Шаг, который сегодня сделан в Киеве, вызывает сожаление, ведь закрытие обеспечивающих миротворческую операцию механизмов означает создание рисков дестабилизации обстановки в данном регионе», — заявил президент ПМР,


По его мнению, «сворачивание миротворческой операции должно быть исключительно следствием окончательного мирного политического урегулирования конфликта между Кишиневом и Тирасполем». «Принцип такой синхронизации был заложен много лет назад и многократно подтвержден на международном уровне. Исходя из принятых решений, возникают вопросы о мотивах действий, направленных на дестабилизацию ситуации с непредсказуемыми последствиями в условиях уже существующих региональных рисков и вызовов. Данное решение, по мнению приднестровской стороны, содействует росту напряженности», — подвел итог Евгений Шевчук.


ИА REGNUM напоминает, что 21 мая Верховная рада в Киеве денонсировала соглашение о транзите российских военных через украинскую территорию в Приднестровье. Соглашение, которое было подписано российской и украинской сторонами 25 ноября 1995 года в Сочи, фактически не функционирует с марта 2014 года, когда Киев закрыл границу с ПМР для российских граждан и грузов, в том числе вещевого довольствия, предназначенного для российских миротворцев, и для самих миротворцев и военнослужащих Оперативной группы российских войск (ОГРВ), следующих в Приднестровье, а также граждан РФ.


Ухода из Приднестровья российских миротворцев и ОГРВ на протяжении многих лет добивается Молдавия. Усиление блокадных мер Киева в отношении ПМР молдавские власти со своей стороны активно поддержали, также препятствуя доставке грузов для российского воинского контингента в ПМР и регулярно депортируя и объявляя персонами нон грата граждан РФ, в том числе и российских миротворцев и военнослужащих ОГРВ. Границы с Россией Приднестровье не имеет, поэтому другого способа их доставки в ПМР кроме транзита через Украину или Молдавию не существует.


Военнослужащие РФ находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 этого Соглашения, его действие может быть прекращено либо «по согласию сторон», либо «в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон». Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из Приднестровья, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил.


Реакции Москвы на денонсацию Киевом соглашений о сотрудничестве с РФ в военной сфере, включая соглашение о транзите российских военных в Приднестровье, до сих пор нет. Как не было ее и ранее. Ни один на один из инцидентов с российскими военнослужащими в ПМР, начиная с весны прошлого года, власти РФ до сих пор не отреагировали. Равно как и на сам факт их блокады у Москвы не было и нет ни ответа, ни решения.