Отсутствие городского финансирования на строительство детских садов может обернуться для города-миллионника проблемами рождаемости, отметила сегодня, 24 июня, проректор-директор Института дошкольного образования, педагогики и психологии Ирина Петрунина. Используя для строительства детских садов федеральные и региональные деньги и отказываясь выделять средства на эти цели из городского бюджета, мэр демонстрирует свое отношение к социальной политике в целом, уверена она.

Эксперт считает, что отчетный год, в течение которого мэр исполняет свои полномочия, — достаточный срок для жителей, чтобы оценить его управленческую грамотность и потребовать защиты своих интересов. По актуальным данным Министерства образования, в 2015 году Новосибирская область получила более 7,6 млн рублей из федерального бюджета на строительство детских садов. В рамках софинансирования региональный бюджет выделил на эти цели более 3,2 млн рублей. Статья на софинансирование госпрограммы по развитию дошкольного образования в бюджете города-миллионника Новосибирска составила «ноль» рублей.

По оценкам специалистов Министерства образования, такого совокупного финансирования не хватит, чтобы к 2016 году закрыть вопрос очередности в детсады в Новосибирске. Сейчас на очереди стоят 11 тыс. детей. После строительства 2060 детсадов на федеральные и региональные деньги в очереди останутся не менее 2 тыс. детей. Между тем, как отмечает Ирина Петрунина, софинансирование госпрограммы в том числе из городского бюджета — «устоявшаяся, нормальная практика». «Как правило, на строительство детсадов город берет часть федеральной субсидии, часть региональной и частично софинансирует сам, или даже вовсе не берет ничего из региона, использует только часть положенной по коэффициенту федеральной субсидии, как например, Воронеж. Опытные управленцы знают, как перераспределять бюджет. Мэр же Новосибирска, очевидно, посчитал, что городу важнее снегоплавильная машина, на которую он выделил деньги, чем детские сады. Не знаю, получится ли у мэра Локотя убрать весь снег в Сибири, но ликвидировать очередность в детсады к 2016 году теперь не получится точно», — отмечает она.

Эксперт полагает, что нюансы софинансирования, возможно, могут быть не важны для новосибирского главы, однако она напоминает о важности развития дошкольного образования, в том числе силами местного руководства. «Обсуждать важность дошкольного образования на данном этапе, наверное, даже как-то неловко. Ситуация с развитием сферы рассмотрена на самом высоком уровне, и на уровне президента, и на уровне правительства, — напоминает она. — И вопрос заключается не только в сокращении очередности в детские сады, но и в целом в развитии человеческого потенциала. Мама должна иметь возможность по достижении полутора лет ребенком отдать его в детский сад и вернуться к работе, заняться саморазвитием».


Кроме того, Петрунина отмечает, что именно от городских властей, их внимания к проблеме демографии зависит, как жители ответят на вопрос «рожать или не рожать второго, третьего ребенка?». «Грамотные управленцы, которые понимают, что в любом случае нужно делать ставку, в том числе политическую ставку, на социальную сферу, на эти вещи обращают внимание. Не строить детские сады, не строить ясли, не развивать государственный сектор дошкольного образования — неправильно, это означает — вредить демографии», — подчеркивает проректор-директор Института дошкольного образования, педагогики и психологии. Она считает, что мэру Новосибирска в целом следует обращать более пристальное внимание на развитие сферы дошкольного образования. Город-миллионник сегодня плетется в хвосте в вопросе повышения зарплат работникам дошкольного образования. Достигнутый процент Новосибирска по доведению зарплат до средней по сфере образования — 98,4%. «Цифра неплохая, может быть, но мы смотрим на другие города и видим, что, например, в Казани эта цифра уже 111%, Воронеже — 100%, Нижнем Новгороде — 103%. В Красноярске, который не так далеко от Новосибирска, — 100,3%", — говорит Петрунина.

Еще один серьезный показатель — величина родительской платы за детские сады. Сейчас города стремятся снизить этот тариф, констатирует Петрунина, Новосибирск заморозил цены. «Эти показатели характеризуют тенденцию, отношение местных властей к жителям городов», — считает эксперт. Петрунина отмечает, что спустя год, как мэр Локоть находится у власти, жители должны оценить его работу и задать справедливый вопрос о приоритетах главы Новосибирска. «Год — хороший отчетный период. По его истечении избиратель должен жестко спросить и не бояться высказывать недоверие к деятельности мэра. Люди имеют право требовать выполнения обещаний, требовать сдержать слово, данное во время избирательной кампании, а не ждать следующих выборов, когда им опять что-то пообещают. Люди должны понять, что качество их жизни — приоритет для городского руководства, в ином случае — сделать выводы», — уверена Петрунина.