Город Агарак Мэгринской области Армении расположен на южных склонах Мегринского хребта, непосредственно у государственной границы Армении с Исламской Республикой Иран. Пограничная река Аракс, воды которой по взаимному соглашению используются сторонами в целях орошения примыкающих сельскохозяйственных угодий, образует в этом районе довольно глубокий - до 700 метров, каньон. Абсолютные высоты в радиусе города колеблются в пределах 400-420 метров, что более чем на целый километр ниже средней высоты Армении (1850 м.). Агарак - по сути, межгорная котловина, своеобразный оазис, посреди окаймляющих речную долину крутых медно-молибденовых скал. Город занимает важнейшее стратегическое положение.

В политическом отношении, Агарак - это южный рубеж не только Армении, но и СНГ. Отсюда до иракской границы по прямой линии, менее 200 км. Один из четырех дислоцированных в РА российских погранотрядов - Мегринский, расквартирован именно в этом регионе и вместе с армянскими пограничниками осуществляет охрану 42 километрового отрезка государственной границы. Южнее - провинция Восточная Атропатена ИРИ (Иранский Азербайджан), с преимущественно тюркским населением (по официальной иранской терминологии - азери). На противоположном (иранском) берегу Аракса - прорубленное в скале новое шоссе, связывающее Нахичеван с Баку. Лет 6 назад на этом месте была лишь узкая тропа, по которой проходил вьючный скот. Новая дорога полностью электрифицирована и интенсивно эксплуатируется в любое время суток.

На сегодняшний день Агарак один из редких урбанизированных пунктов республики, где безработица практически отсутствует. Население города составляет 5 тысяч человек. В Армении городским считается населенный пункт, 66 процентов дееспособных жителей которого занято в сферах промышленного производства или обслуживания. Таможенный пункт, находится в двух километрах от Агарака. Мост через Аракс построен уже в период независимости. В советское время сухопутная связь между СССР и Ираном осуществлялось через Джульфу (Нахичеван).

Еще одной особенностью Агарака является его расположение в Мегринском регионе Армении, о котором (с легкой подачи американских архитекторов ближневосточной политики) не перестают говорить в ходе армяно-азербайджанских переговоров по урегулированию карабахского конфликта. В частности, в качестве вариантов его разрешения в разные годы предлагались либо территориальный обмен (Армении - Карабах, Азербайджану - Мегринский регион), либо предоставление более узкого (шириной до 7 метров) сухопутного коридора (взамен Лачинскому - связывающему Армению с Карабахом) для гарантированного обеспечения прямой сухопутной связи Нахичеван - Азербайджан.

В частности, отдельные представители радикально настроенной армянской оппозиции, ранее стоявшей у власти (экс-премьер Армении Арам Саркисян - брат растрелянного 27 октября 1997 г, премьер-министра Вазгена Саркисяна, экс-министр обороны Вагаршак Арутюнян, экс-глава министерства национальной безопасности Давид Шахназарян, бывший советник первого президента Армении по вопросам Национальной безопасности Ашот Манучарян и др.) периодически заявляют о "готовности нынешнего руководства официального Еревана "сдать" Мегри". При этом, некоторые представители оппозиции в качестве основного мотива терракта, осуществленного в армянском парламенте, рассматривают "целесообразность ликвидации неудобного властям премьер-министра, не соглашающегося на так называемый "мегринский вариант".

"Ни у кого нет сомнений в том, что "мегринская карта" разыгрывалась на переговорах, - заявил ИА REGNUM вице-мэр Агарака Мартин Овакимян. Прискорбно, но сегодня она становится козырной картой в руках уже армянских политиков, преследующих узкие и корыстные цели. Это грязная внутриполитическая игра и нельзя допускать ее продолжения в будущем. В конце - концов, бесконечное тиражирование данного вопроса негативно отражается на частных, в том числе и внешних инвестициях, в которых так нуждается наш регион. Что же касается рядовых агаракцев, то они просто игнорируют подобные проявления "заботы" о крае".

В этой связи высказался и исполнительный директор крупнейшего в Мегринском регионе производства - Агаракского медно-молибденового комбината Маис Хачатрян. В интервью ИА REGNUM он заявил: "Считаю неправильной и неприемлемой линию оппозиции по вопросу Мегри. Призываю и прошу лидеров оппозиции не спекулировать подобными вещами. В смысле внутриполитической стратегии, это далеко не самая достойная теоретическая разработка. Нельзя ради удовлетворения собственных амбиций пытаться сеять панику в среде населения. Честно говоря, я даже и не знаю агаракца, способного довериться столь примитивным формам "заступничества".

Заложенный в 1949 г. как горняцкий поселок, он в 1972 г. насчитывал 3800, а в 1979 г. - 4073 жителя. Город (оформивший свой нынешний статус в 1995 г.) в советское время являлся закрытой приграничной зоной, хотя в коммуникационном аспекте занимал выгодное положение. Имел свою станцию на железнодорожном полотне Ереван -Нахичеван - Баку и был связан со столицей также и параллельной автомагистралью. В Агараке функционировали ряд учебных заведений (в их числе - русская восьмилетняя школа, музыкальная школа, профтехучилище и др.), Дворец Культуры, кинотеатр, спортивный стадион, гостиница, летние кафе. Существовали и мелкие производства; хлебокомбинат, асфальтовый завод и пр. Главной же базой жизнедеятельности Агарака является медно-молибденовый комбинат. Не может вызывать сомнений то, что целесообразность его закладки выявлялась с учетом наличия поблизости удобных транспортных коммуникаций.

В 17 -18 вв. медно-молибденовое месторождение эксплуатировал иностранный (английский, немецкий) капитал. Новый комбинат был заложен уже в 1958г. и вышел на проектную мощность в 1963 г. Сегодня каждый пятый горожанин (962 работника) работает на предприятии, что больше, чем при СССР. "Пока функционирует комбинат, никто не обращает внимания на пресловутый "Мегринский вариант". Лучшего индикатора, в этом смысле, не существует", - заявил ИА REGNUM исполнительный директор предприятия Маис Хачатрян. По его словам, по крайней мере в ближайшие четверть века комбинат будет работать на полную мощность. Запасы руды, и что не менее важно поддержка такого горнометаллургического гиганта как Зангезурский (Каджаранский) медно-молибденовый комбинат позволяют оставаться оптимистом, считает он.