Лизинг — один из инструментов финансирования — «длинных денег», доступных российским организациям, однако в настоящее время существуют административные препятствия развитию рынка лизинга, в частности, несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики. К такому выводу пришли участники круглого стола, организованного всероссийским предпринимательским объединением «Клуб лидеров» и посвященного основным факторам труднодоступности лизинга для малого и среднего предпринимательства.

«Тема доступа к финансовым ресурсам чрезвычайно актуальна для российских предпринимателей, — отмечает Артем Аветисян, Председатель всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров». — Эта проблема требует скорейшего решения — наряду с другими трудностями, с которыми сталкивается бизнес, например, в процессе подключения к сетям инженерно-технического обеспечения».

В ноябре 2014 года Президент РФ Владимир Путин одобрил инициативу Клуба лидеров о проведении детального анализа условий по привлечению предпринимательским сообществом заемных средств для открытия нового или развития уже имеющегося бизнеса. За это время предприниматели в российских регионах провели серию «контрольных закупок», обращаясь в виде «тайных покупателей» за кредитными средствами в банковские структуры и институты развития с государственным участием. В целом было проанализировано более 70 конкретных кейсов — практически все предприниматели столкнулись с проблемой повышения ставок по ранее выданным кредитам. Еще одна системная проблема — это проблема получения от банков официальных отказов (есть примеры, когда взаимодействие бизнеса с банком длится более 3 лет, при этом предприниматель не получает ни отказа, ни решения по своему вопросу).

Проверки, организованные Клубом лидеров по анализу эффективности и удобства лизинга транспортных средств, стали очередным этапом в работе по уменьшению административных барьеров в различных отраслях и сферах, важных для ведения бизнеса. Так, одной из наиболее актуальных является проблема необоснованного наложения ограничений и арестов на транспортные средства, принадлежащие лизинговым компаниям. Подобная практика увеличивает расходы лизинговых компаний на хранение имущества, оплату налогов, фондирование, содержание и обслуживание, в то время как само имущество теряет в стоимости, что приводит к значительному удорожанию лизинга для МСП.

Так, проверки показали, что в России не разработана система корректной фиксации разделения собственника и владельца. Лизинговым компаниям на регулярной основе приходится решать проблемы, связанные с арестом судебными приставами принадлежащих им транспортных средств по долгам лизингополучателей. Кроме того, они сталкиваются и с растущим числом постановлений о наложении штрафов за нарушения ПДД лизингополучателями. Помимо этого, 15 ноября 2015 года вступает в силу Федеральный закон N 68 от 6 апреля 2011 года «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому вводится система взимания платы за пользование федеральными трассами транспортными средствами с разрешенной массой свыше 12 тонн. За нарушение установленного порядка предусматривается ответственность в виде штрафа, которую ошибочно несет лизингодатель как владелец имущества, а не пользователь транспортного средства. По мнению экспертов, данная ситуация может спровоцировать катастрофическое увеличение расходов лизинговых компаний и, как следствие, удорожание лизинга для МСП.

Участники круглого стола выработали перечень предложений для обсуждения с Федеральной службой судебных приставов РФ и ГИБДД РФ по вопросу незаконного наложения штрафов и запретов на совершение регистрационных действий транспортных средств. Так, одним из предложений стало проведение своевременных проверок собственников и владельцев автотранспортных средств — еще до наложения санкций. Кроме того, по мнению экспертов Клуба лидеров, изменить ситуацию может качественное улучшение регистрационной базы ГИБДД РФ.