О необходимости усиливать работу по мониторингу правоприменительной деятельности высказались все участники ежегодного форума «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату». В рамках мероприятия рассматривались ключевые результаты и достижения «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы. Кроме того, предприниматели привели конкретные примеры, выявленные в ходе проверок, а также новые направления, требующие реформирования.

В рамках НПИ за почти 4 года ее реализации было принято более 400 нормативно-правовых актов, в том числе 72 федеральных закона, два указа президента России, 60 постановлений и 16 распоряжений Правительства РФ. Теперь, по мнению помощника Президента Российской Федерации Андрея Белоусова, ключевое значение приобретает контроль за тем, как они исполняются. Причем мониторинг правоприменения нужен как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

«Контрольные закупки стали «визитной карточкой» Клуба лидеров, но пока это даже не кейсы, а отдельные примеры того, как не функционирует система в той или иной точке, — подчеркнул Андрей Белоусов, — Для того, чтобы превратить это в материал, из которого можно делать обобщенные выводы, как работает та или иная система, нужно пройти достаточно длинный путь по расширению этой деятельности, и самое главное — ее нужно поставить на нормальную методологическую основу».

Необходимо усиливать работу по мониторингу правоприменительной практики, отметил и Артем Аветисян, директор направления «Новый бизнес» АСИ, председатель всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров». При этом важно использовать различные инструменты мониторинга — как «контрольные закупки», так и другие форматы проверок.

В частности, Павел Романов, руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по регистрации прав собственности, рассказал о некоторых выявленных в ходе «контрольных закупок» примерах: так, в Ростовской области зарегистрировать документы в отделении Росреестра можно за 30 минут. А, к примеру, в Краснодаре для большинства сделок разработаны типовые договоры и для удобства размещены на сайте МФЦ. Это позволяет в сжатые сроки зарегистрировать документы. Успешные практики, подчеркнул он, необходимо изучать и распространять.

Предприниматели представили и свои идеи по развитию дорожных карт, а также сформулировали проблемные аспекты, требующие решения. Так, член Совета Клуба лидеров Владимир Мелешин отметил, что необходимо дальнейшее совершенствование как регистрации, так и ведения бизнеса. В частности, у предпринимателя должна быть возможность за ту пошлину (4 000 рублей), которую он уже оплатил, повторно подать заявление на регистрацию — в случае каких-либо технических ошибок (опечаток и т.д.). Кроме того, важна тщательная проработка вопросов, связанных с ликвидацией предприятия, а также дальнейшее снижение неналоговой нагрузки на бизнес (в частности, нотариальной).

Избыточность нотариальной нагрузки на предпринимателей выявили все проведенные ранее «контрольные закупки». В частности, федеральный закон № 107-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отменил обязанность нотариального заверения заявления о государственной регистрации юридического лица при подаче документов в регистрирующий орган лично заявителем. Вместе с тем этот же закон дополнительно ввел нотариальные доверенности при подаче документов через представителя. Предприниматели, принимавшие участие в проверках, предлагали отменить нотариальные доверенности в случае, если документы подаются через представителя, оставив нотариальное заверение заявления о государственной регистрации юридического лица. Данное предложение, по мнению бизнеса, остается актуальным до сих пор.

Бизнес представил свои предложения и по усовершенствованию внешнеэкономической деятельности, а также развитию инфраструктуры — получению разрешений на строительство и подключению к сетям. Все предложения предпринимателей будут проанализированы и представлены главе Правительства до конца ноября этого года.