Газеты "Ведомости" и "КоммерсантЪ" вышли 16 января с информацией о том, что развлекательный комплекс "Трансвааль-парк" не так давно перешел под контроль компании "Интеко", принадлежащей Елене Батуриной - супруге московского мэра. "Трансвааль-парк", открытый в 2002 г., был построен ЗАО "Европейские технологии и сервис", но в декабре 2003 г. 100% акций "ЕТС" купило ЗАО "Тера Ойл", которое занимается торговлей машинными маслами. По сведениям столичных изданий, эта компания сделала это приобретение в интересах "Интеко", однако в офисе Е.Батуриной отказываются от комментариев.

Анализируя ситуацию, журналисты и эксперты приходят к выводу о том, что наиболее вероятной причиной трагедии могли быть нарушения в эксплуатации здания. Компании, проектировавшие и построившие "Трансвааль-парк" имеют опыт строительства крупных объектов и пользуются хорошей репутацией на строительном рынке.

"Коммерсантъ" отмечает, что фирма "Сергей Киселев и партнеры" отличается юридической чистотой своих проектов и тщательностью согласования, поэтому предъявить ей обвинение, скорее всего не удастся. Как пишет газета, "любой человек, знающий систему московских согласований, не может сомневаться, что и в данном случае коррупция имела место, но к катастрофе привела не она. Специфика московской экспертной коррупции заключается в том, что за взятки чиновники делают не то, что не должны, а то, что должны. Их невозможно уговорить ни за какие деньги пропустить какой-либо опасный проект, потому что они получают достаточно денег за проекты безопасные". Кроме того, само перекрытие над атриумом аквапарка с конструктивной точки зрения не представляло собой ничего выдающегося - подобные большепролетные конструкции уже не раз возводились в общественных сооружениях Москвы и других городов.

Что касается строителей, то и их вина отнюдь не очевидна. Турецкая строительная фирма Kocak Yatirim Insaat Sanai Turizm Nakliyat ve Ticaret A.S (сокращенное название - Kocak Insaat) входит в элиту строительного бизнеса России. Однако, отмечает"Коммерсантъ", "когда Юрий Лужков в 2002 году провозгласил программу строительства аквапарков в каждом округе Москвы, то архитекторы столкнулись с отсутствием нормативных документов на подобные сооружения. Следование юридическим нормам оказалось затруднительным (ориентировались на бассейны, но это не одно и то же). Правда, есть западные нормы. Но они рассчитаны на то, что если в здании запланировано 16 вентиляционных установок, то все 16 и работают. А если одна сломалась, то аквапарк не функционирует, пока не починят". В то же время директор юридической компании Corpus Juris Денис Балакин сообщил "Ведомостям" что 90% строительных фирм в городе нарушает СНИПы, а город, которому выгодно масштабное строительство, не может их в должной степени контролировать.

Расследование катастрофы на данный момент сосредоточено вокруг технической экспертизы поврежденных конструкций. Предстоит определить качество бетона и металла, качество монтажа, а также проанализировать правильность расчетов перекрытия атриума и оценить возможное влияние на его прочность таких факторов как перегрузка скопившимся на крыше снегом, возможное отсыревание бетона из-за некачественной пароизоляции и вентиляции и др.

Неназванный источник "Ведомостей" в московском стройкомплексе допускает, что причиной обрушения стало стечение нескольких факторов - ошибок в расчетах, некачественного строительства и "безобразной эксплуатации" объекта, например, пренебрежении к элементарным вещам в виде очистки купола от снега. Вопрос о том, насколько тщательно осуществлялась очистка кровли от снега, пока до конца не прояснен. Директор "Трансвааля" Сергей Арсентьев утверждает, что "снега на крыше не было", в то же время спасатели, работающие в зоне обрушения, говорят о том, что вместе с железобетонными конструкциями и стеклом вниз рухнуло большое количество снега.

"Русский курьер" приводит данные инспекции архитектурно-строительного надзора Москвы согласно которым, только 15 процентов столичных новостроек во время госприемки получают отметку о низком качестве (в таких зданиях строители переделывают свою работу), 85 процентов - оценки "удовлетворительно", "хорошо" и даже "отлично". Между тем строительные недоделки и брак в московских новостройках стали уже притчей во языцех. Нельзя сказать, что московское правительство не знает о низком качестве строительства в городе, - пишет газета. - Иногда мэр Лужков даже устраивает показательные разносы своим подчиненным: мол, надоело, что строители плохо работают, а контролирующие организации плохо контролируют и тем самым порочат доброе имя Москвы. Но дальше обмена мнениями на правительственных заседаниях дело не идет. Шанцев как был вице-мэром, так и остается, Ресин как возглавлял строительный комплекс, так и возглавляет. И ни у одного, ни у второго, ни у их начальника Юрия Михайловича Лужкова наверняка, даже если подтвердится, что трагедия в "Трансваале" произошла по вине строителей или недосмотру властей, ни на секунду не возникнет желания подать в отставку, потому что во вверенном им городе погибли люди. Погибли потому, что кто-то что- то не так построил, кто-то не так эксплуатировал, а кто-то все это прозевал".

"В зависимости от того, чьи просчеты повлекли за собой трагедию, ответственность ляжет либо на прежних, либо на нынешних владельцев "Трансвааля", - отмечают "Ведомости". Однако, по мнению обозревателя "Коммерсанта" Григория Ревзина, виновником катастрофы вероятнее всего объявят "стрелочника" - кого-нибудь из технического персонала "Трансвааля", на которого будет возложена ответственность за нарушения в эксплуатации.