Напряженность между Тбилиси и Батуми, которую, несмотря на протесты грузинской стороны, многие справедливо величают конфликтом, а иные, даже, холодной войной, кажется, вновь начала набирать обороты. Венценосцу "вардебис революции" Михаилу Саакашвили все еще не удается договориться с "аджарским львом" Асланом Абашидзе - центр явно не может разобраться с мятежной Аджарией.

18 марта по завершении трехчасовых переговоров в Батуми, стороны заявили, что "пришли к компромиссу по основным проблематичным вопросам". Михаил Саакашвили и Аслан Абашидзе сошлись на том, что за деятельностью таможни Сарпи (здесь осуществляется основной грузооборот с Турцией - ред.) и порта Батуми будут наблюдать личные представители грузинского президента, в Аджарии будет отменено чрезвычайное положение, а Тбилиси снимет с автономии экономические санкции. Позднее, Абашидзе заявил, что не собирается отменять действие ЧП на территории автономии до тех пор, пока не будут выполнены его требования: назначены представители главы автономии на таможне в Ахалцихе (Самцхе-Джавахетский регион - ред.) и порту Поти, возвращены лицензии Морскому банку Аджарии, закрыты уголовные дела в отношении высокопоставленных сотрудников правоохранительных структур автономии. В ответ Саакашвили пригрозил возобновить экономическую изоляцию автономии. Напомним, что Тбилиси уже раз прибегнул к этому после инцидента 14 марта на контрольно-пропускном посту Чолоки, когда аджарские пограничники не пропустили на территорию автономии автомобильный кортеж президента Саакашвили. Удовольствие удерживать Аджарию в изоляции в течение четырех дней обошлось грузинской казне в 40 млн долларов США.

Тем временем, несмотря на провозглашенный компромисс, Тбилиси продолжает предпринимать, мягко говоря, недружелюбные шаги в отношении Батуми. Недавно МИД Грузии заявило об аннулировании дипломатических паспортов Аслана Абашидзе, его сына, мэра Батуми Георгия Абашидзе и министра внутренних дел Аджарии Джемала Гогитидзе. Во внешнеполитическом ведомстве Грузии не исключают возможность аннулирования дипломатических и служебных паспортов членов политической партии "Возрождение", возглавляемой Абашидзе. Нерадостная участь пророчена и батумскому Морскому банку - ему грозит ликвидация.

Политантипатия Саакашвили-Абашидзе стала проглядываться еще на кануне парламентских выборов в Грузии 2 ноября прошлого года. Представителей возглавляемой Саакашвили партии "Национальное движение" в Аджарии открыто недолюбливали, и дело между сторонниками Абашидзе и Саакашвили не раз доходило до рукоприкладства. После свержения Эдуарда Шеварднадзе и объявления досрочных президентских выборов напряженность между сторонами возросла. Абашидзе, не колеблясь, заявил, что триумвират Саакашвили-Бурджанадзе-Жвания пришел к власти антиконституционным путем, в результате "государственного переворота, а не революции". Руководство Аджарии ввело чрезвычайное положение и закрыло границу с Грузией. Встал вопрос об участии Аджарии на президентских выборах. Тогда кризис удалось преодолеть. Хотя Батуми и пошел на попятную и все-таки принял участие на выборах - явку аджарских избирателей в 25% полноценным участием в выборах президента не назвать. Сам Абашидзе явился на избирательный участок за 20 минут до завершения процесса голосования.

Такие настроения в автономии никак не устраивают новоиспеченного президента Саакашвили, сразу провозгласившего своей основной миссией - восстановление территориальной целостности грузинского государства. Понять его можно, фактически, той Грузии, которая существовала в границах бывшего СССР, как государства, нет уже большее десяти лет. По сему, взяв на себя "ответственность перед грузинской историей", он не раз обещал использовать любые средства "для централизации Грузии" и возвращения под юрисдикцию Тбилиси "мятежников - Абхазию и Южную Осетию.

Для потерявшей уже две автономии, экономически слабой Грузии аджарская карта может иметь самые непредсказуемые последствия, вплоть до окончательного распада государства. Именно по этому многие аналитики самым острым шипом, способным уколоть лидера "революции роз", считают Аджарию, справедливо полагая, что от Батуми зависит судьба Грузии как единого государства.

В VI-IV вв. до н.э. территория современной Аджарии входила в состав Колхидского царства, затем Иберии. С IV в. н.э. - в Лазике, а с X в. - в объединённой Грузии. В XI в. подверглась нашествиям сельджуков, в XIII в - монголо-татар. С XVII в. находилась под властью Турции. В 1878 присоединена к России (Батумская область). В 1918 - 20 оккупирована турецкими, затем английскими войсками. 16.7.1921 создана Аджарская АССР в составе Грузинской ССР. С декабря 1990 - Аджарская Автономная Республика в составе Республики Грузии.

Уникальность Аджарии, площадью в 3 тысячи квадратных метров и населением примерно в 400 тысяч человек, прежде всего, обусловлена ее географическим положением. На треть омываемая Черным морем, граничащая с Турцией, Аджария обладает значительным экономическим потенциалом. В Батуми расположены главный торговый морской порт Грузии и ключевой нефтяной терминал в Закавказье. Основные отрасли промышленности: нефтеперерабатывающая, машиностроительная (электротехнические изделия, оборудование для пищевой промышленности, судостроение), пищевкусовая (чайная, табачная, винодельческая, консервная и др.), легкая, деревообрабатывающая. Основные сельскохозяйственные культуры: чай, цитрусовые, табак, тунг; виноградники; посевы кукурузы. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз. Нефтепровод из Баку. Приморские курорты: Батуми, Кобулети, Цихисдзири, Зеленый Мыс, Махинджаури. А совсем недавно в районе столицы Аджарии на небольшой глубине обнаружено месторождение нефти и газа. Все это обеспечивает Аджарии фактическую финансовую и политическую независимость от центра.

Кроме того, Аджария выделяется своей культурно-религиозной обособленностью. Большинство местного населения - аджарцы, исповедующие ислам. Глава автономии Аслан Абашидзе, обладая немалым авторитетом у населения автономии, сумел сохранить стабильность Аджарии на протяжении всего неспокойного периода истории постсоветской Грузии - как в годы правления первого президента Звиада Гамсахурдиа, так и сменившего его Эдуарда Шеварднадзе Аджария оставалась в стороне от мятежей и потрясений, то и дело содрогавших грузинскую землю. Аджарский лидер сегодня изо всех сил пытается сохранить за автономией широкие полномочия, в основном, экономического характера. Это, в первую очередь, касается права контроля над доходами, полученными в период 10-летнего правления бывшего президента Эдуарда Шеварднадзе. Абашидзе не раз заявлял, что Аджария не намерена присоединяться к другим грузинским автономиям, Абхазии и Южной Осетии и пытаться выйти из состава Грузии. Вместо этого он предлагает изменить государственное устройство Грузии таким образом, чтобы Аджария стала членом грузинской конфедерации. "Если мы хотим мира, мы должны вернуться к этому вопросу государственному устройству Грузии", - подчеркивает Абашидзе.

У "Бабу" ("Дед" -так аджарцы величают Аслана Абашидзе - ред.) традиционно хорошие отношения со всеми без исключения соседями - Турцией, Арменией, Азербайджаном и Россией. В Батуми расквартирована 12-ая российская военная база, которая совершенно не стесняет руководство автономии, тогда как Тбилиси довольно нервно воспринимает присутствие российского контингента, при каждом удобном и неудобном случае заявляя о необходимости его скорейшего вывода. Между тем прямые дружеские связи с Россией обеспечивают Аджарии не мало экономических и политических выгод. Так, в прошлом году были достигнуты договоренности о введении облегченного визового режима для граждан Аджарии, посещающих Российскую Федерацию.

Абашидзе уже не раз заявлял о возможности попытки смены власти в Аджарии по уже разыгранному в Грузии сценарию "бархатной революции". Однако, по его мнению, события в Аджарии могут развиваться скорее по абхазскому или юго-осетинскому варианту: "Будут те же жертвы, раздробленность, выжженная земля, затяжные конфликты и встречи за рубежом по урегулированию конфликта". Абашидзе заявляет, что агрессивная позиция Саакашвили толкает аджарское руководство на путь сепаратизма. Если Тбилиси не смягчит своей позиции по налогам и сборам, дает понять Абашидзе, Аджария, как и другие автономии Грузии - Абхазия и Южная Осетия, пойдет на официальный разрыв с центральным правительством. "Абхазия и Южная Осетия уже приведены к состоянию сепаратизма, их заставили уйти из Грузии. Не нужно относиться таким же образом к Аджарии".

А пока, в Тбилиси и Вашингтоне Абашидзе выставляется одним из главных препятствий на пути ликвидации военного присутствия России в Грузии, а тем самым и установления американской зоны влияния в стратегически важном регионе. Но вдохновители "бархатных революций", добившиеся грузинских роз в ноябре, возможно, не учитывают одно обстоятельство: Аслан Абашидзе - это не Эдуард Шеварднадзе. А это значит, что события могут пойти совсем не в том направлении и привести к весьма серьезным последствиям не только для Аджарии, но и для всей Грузии и южно-кавказского региона, который и так давно перестал быть стабильным. В подобных условиях, любой нервный шаг грузинского политического истеблишмента, пытающегося усмирить "аджарского льва", может вконец угробить розовую мечту о единой Грузии, привыкшей к ставшим, кажется, традиционным кризисам.

После обретения независимости, каждого нового президента в этой стране встречали восторженно, с каждым из них связывали надежду на благосостояние и лучшую жизнь. Первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа пришел к власти в 1991 году под всплеск национальных идей и всеобщее ликование, получив 87 процентов голосов избирателей. Однако правление интеллигента и диссидента Гамсахурдиа, не принесло стране ни стабильности, ни благополучия. Поначалу горячо поддержанный большинством населения, "первый всенародно избранный президент" независимой Грузии вынужден был бежать из страны на фоне уже бушевавшей гражданской войны. Позже он вернулся в Западную Грузию, чтобы организовать движение сопротивления, но спустя некоторое время был найден мертвым в одном из горных сел близ границы с Абхазией. Останки Гамсахурдиа были захоронены в Чечне. А Грузия кроме всего прочего потеряла Южную Осетию.

На смену Гамсахурдиа пришел видавший виды партийный номенклатурщик Эдуард Шеварднадзе, с его именем жители Грузии также связывали надежды на лучшую жизнь, а самое главное на стабильность. В отличие от Гамсахурдиа, Шеварднадзе сумел удержаться у власти более 10 лет. Однако в годы своего правления он решал отнюдь не политические и экономические задачи. Основные усилия "гурийского лиса", так его именовали в народе, уходили на борьбу за власть, точнее за удержание этой самой власти. В итоге, Эдуарду Амвросиевичу также не удалось решить одну из главных проблем страны - восстановить территориальную целостность Грузии. Процесс распада государства, начавшийся в 1991 году, лишь усугубился. На сей раз, центр потерял Абхазию.

Стремительный характер прихода к власти энергичного интеллектуала - "западника" Михаила Саакашвили вполне логичен для грузинской действительности. Громкие лозунги, обещания бороться с коррупцией, бедностью и другими бедами грузинского обывателя и, самое главное, восстановить территориальную целостность - вовсе не новы. Сегодня многие аналитики проводят параллель между Гамсахурдиа и Саакашвили. Аналогии между ними напрашиваются сами собой. Оба представители высокообразованной интеллигенции, у обоих - сильная харизма. Очень похожи методы и приемы завлечения масс. Профессиональное владение популистскими приемами приносило одному и приносит сегодня второму всенародное восхищение. Саакашвили, кажется, не особенно и противится проведению таких параллелей. Сразу после вступления в должность он помиловал 30 бывших сторонников экс-президента республики Гамсахурдиа, арестованных в годы правления Эдуарда Шеварднадзе. Новый грузинский лидер пообещал назвать именем Гамсахурдиа правую набережную Куры в Тбилиси и "перевезти тело Гамсахурдиа в Грузию и похоронить со всеми президентскими почестями".

Что ж, кульминация аджарских событий не за горами - внеочередные парламентские выборы в Грузии назначены на 28 марта. В своем стремлении подавить самоуправство Абашидзе, Саакашивли, применив жесткие экономические санкции, лишил себя возможности маневрировать в случае срыва голосования на аджарских участках. Помня, чем обернулись для страны очередные выборы в парламент, исключать неблагоприятное развитие событий не следует. В случае эскалации конфликта, грузинские ВС способны подавить сопротивление аджарских подразделений лишь в том случае, если российская база в Аджарии сохранит нейтралитет, - утверждают аналитики. С другой стороны российское командование заявляет, что батумский гарнизон ни при каких обстоятельствах не будет вмешиваться в аджарский конфликт. Вместе с тем, Москва по определению не может оставаться статистом. Удастся ли Саакашвили подчинить Аджарию или тенденция "каждый новый президент стоит автономии" будет продолжена?