Министр энергетики Армении Армен Мовсесян прокомментировал ряду СМИ, в том числе ИА REGNUM, вопросы, связанные со строительством газопровода Иран-Армения.

Г-н министр, когда будет подписан окончательный договор по строительству газопровода Иран-Армения

Переговоры по вопросу строительства газопровода Иран-Армения вошли в завершающую стадию. Достигнута основная договоренность по технической части проекта, в том числе основным параметрам строительства газопровода и по объемам поставок газа. Договоренность предусматривает строительство иранского отрезка газопровода Национальной газовой компанией Ирана, а армянской части, соответственно, Арменией. На днях состоится визит в Ереван министра нефти и газа Ирана Бижана Зангане, в ходе которого будет подписан окончательный договор. Документ предусматривает начало строительных работ в течение этого года и их завершение ориентировочно в 2006 году. Газопровод предусмотрен для транспортировки такого объема газа, который необходим для удовлетворения внутреннего спроса Армении. Газопровод возьмет старт от Тегерана, проляжет до агаракского участка границы и далее войдет на территорию Армении. Новый участок будет построен лишь на отрезке Агарак-Каджаран, а в остальных частях будут проведены работы по повышению пропускной способности существующей коммуникации. По предварительным подсчетам для строительства газопровода на армянском участке будет затрачено порядка $100 млн. и чуть более этой суммы затратит иранская сторона для строительства своей части.

Некоторые СМИ, сославшись на Ваши слова, сказанные, якобы, в ходе заседания правительства, сообщили о существовании проекта по продолжению газопровода Иран-Армения далее на территорию Грузии, а затем прокладке по дну Черного моря к Украине и обеспечении, таким образом, транзита газа в страны Европы в обход России? Украинские СМИ выдвинули даже ориентировочную стоимость такого проекта в $5 млрд и сообщили о намерении ЕС принять участие в финансировании проекта.

Каких-либо переговоров о продолжении газопровода Иран-Армения на территорию Грузии, затем на Украину и Европу с Арменией и конкретно с нашим министерством никто не вел. Подобная задача перед нами и не стоит. Однако естественно, что у великих держав может возникнуть желание иметь второй газопровод. Об этом может думать Европа или какие-либо другие страны. Во всяком случае, повторяю, на сегодняшний день такие переговоры не ведутся. Что касается упомянутых публикаций, то я не мог сделать подобных безответственных заявлений, поскольку находился в командировке и лишь сегодня поздно ночью вернулся в Армению. И потом указанная в материалах дата заседания правительства также не соответствует действительности. Разговоры о желании построить такую линию, конечно, доносятся, но официальных переговоров с нами не велось. Следовательно, это чей то вымысел. Армения - честный партнер и старается со всеми поддерживать взаимовыгодные отношения. Отмечу также, что для строительства газопровода Иран-Армения Евросоюз не выделял ни единой копейки. Эти средства будут изыскиваться правительством Армении.

С какими странами Армения вела переговоры по строительству газопровода?

Мы, естественно, вели переговоры с соответствующим министерством Ирана. Велись ли переговоры с какой-либо другой страной?... Отвечу - Армения независимое государство и сама решает с кем и что строить. В этом вопросе ни одна страна не старалась чинить нам препятствия. Мнения о том, что затягивание строительства было связано с позицией России, или США, или еще какой-либо другой страны не имеют под собой почвы. Просто Армения и Иран долгое время не могли придти к общему знаменателю и достигнуть взаимовыгодных условий. Был в свое время вариант, предполагающий строительство иранского отрезка также армянской стороной, однако это было бы слишком большой финансовой нагрузкой для нас. Сегодня мы пришли к основным пунктам, которые и зафиксированы в проекте договора. Это был довольно серьезный вопрос - газопровод строится для длительной эксплуатации, здесь все нюансы требовали детального изучения. В то же время, отмечу, что армянская сторона предложила всем заинтересованным странам принять участие в строительных работах. Желающих, на самом деле, много. В их числе и российская сторона. И здесь речь не идет об операторстве, как это говорят многие, а лишь о возможности сделать инвестиции и принять участие в строительстве. На данный момент российская сторона рассматривает возможные варианты и примет соответствующее своим интересам решение. Проявляют интерес еще ряд частных компаний в том числе из Китая и Италии.

А что даст Армении этот газопровод, насколько важна его роль?

Иногда говорят, что у Армении уже есть один газопровод, и зачем нужен второй. Если взглянуть на это с точки зрения энергетической безопасности Армении, то можно убедиться, что второй газопровод нам просто необходим. Газопровод из Ирана обеспечит нас стабильными поставками газа и создаст определенные гарантии на газовом рынке для возможных инвесторов. Северный газопровод идущий из России через Грузию пребывает в довольно таки ветхом состоянии, на ремонтные работы там уже давно не тратилось ни единой копейки. Естественно, металл подвергся коррозии и в будущем просто физически не сможет выдерживать высокие давления. Все же мы надеемся, что с течением времени грузинская сторона вложит определенные средства для приведения газопровода в соответствующее состояние и повышение ее безопасности.

Как Вы расцениваете увязку строительства газопровода Иран-Армения с вопросом закрытия Мецаморской (Армянской) атомной электростанции?

Газопровод не является альтернативным источником энергии, чтобы рассматриваться в контексте закрытия Армянской АЭС. Это всего лишь инфраструктура, по которой в Армению должен поступать газ. Для того, чтобы иметь альтернативный источник со всей своей инфраструктурой Армении необходимо порядка $1 млрд. ЕС предлагал нашему правительству всего лишь 100 млн. евро. Естественно, мы не приняли эти условия, но все же продолжаем переговоры с ЕС. Мы говорим - покажите нам финансовые источники, с помощью которых мы бы построили новые мощности. В этом случае, мы бы объявили дату закрытия АЭС. Не имея информации об источниках финансирования, говорить о закрытии АЭС абсурдно.