До объявленного армянской оппозицией "судного дня" осталось несколько дней, а население республики все еще задается вопросом - "неужели они все это всерьез?"

Один из лидеров оппозиции, экс-премьер-министр Армении, лидер входящей в блок "Справедливость" партии "Республика" Арам З. Саркисян, отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о роли и значимости внешнего фактора в грядущих событиях, в частности, отметил: "В таких небольших по территории и населению странах как Грузия и Армения, влияние внешнего фактора гораздо сильнее, чем в странах покрупнее. Однако к происходящему в Армении внешний фактор абсолютно никакого отношения не имеет. Отставка Роберта Кочаряна - это требование народа, а внешняя сила сама решит - встать рядом с народом, или прикрыть тыл Кочаряна. Президентские выборы показали - выиграли те страны, которые встали за народом, а выступившие за Кочаряна, и отказавшиеся от демократии - проиграли. Я заверяю, что ни от Запада, ни от России мы какой-либо - ни финансовой, ни идеологической поддержки не получаем, и в таковой не нуждаемся по одной простой причине - в нашей стране народ сам выдвинул требование - смена власти. В осуществлении этого требования мы ожидаем содействия всех стран, защищающих демократию. Если США, Россия, или ЕС поддержат демократию в Армении, мы это однозначно примем и уважим - эти страны будут всегда иметь место в Армении. Я имел многочисленные встречи - как с западными, так и российскими дипломатами - в этом вопросе наши позиции совпадают на все сто".

Кто выиграл - кто проиграл?

Странно слышать от человека, претендующего, согласно некоторым источникам, на пост президента Армении, несколько совершенно противоречивых заявлений в одной мысли. К примеру, можно ли верить Саркисяну, утверждающему об абсолютном отсутствии внешнего фактора в готовящихся оппозицией акциях, когда он тут же добавляет пассаж о проигравших силах, прикрывших тылы Кочаряна во время президентских выборов, и выигравших "защитниках демократии". Куда же делись эти силы сегодня, когда оппозиция готовит новый удар? И не силы... Арам Завенович прямо заявляет - "страны"...

Возвращаясь к перипетиям президентских выборов в Армении (они прошли в два тура - февраль-март 2003 года), особого труда не составит вспомнить слова того же Саркисяна, подвергавшего нещадной критике отдельных представителей, а то и целые делегации с российской стороны, прибывающие в Армению с единой целью - оказать поддержку предвыборной кампании Роберта Кочаряна. Политики и общественные деятели различного калибра устроили тогда целый фейерверк визитов, некоторые из них выступали с открытой пропагандой, вызывая тем самым на себя огонь оппозиции, вопящей о вмешательстве во внутренние дела суверенного государства. Если понимать сказанные Саркисяном слова дословно, то выходит, что, оказав тогда Кочаряну поддержку, Россия - проиграла. Кто противостоял тогда Москве: кто "отстаивал интересы демократии", и о каком победителе говорит Саркисян?

Если следовать логике и реалиям, противостоять на Южном Кавказе России в состоянии только США, свидетельством чему события, развернувшиеся и продолжающие разворачиваться в Грузии. Следуя этой логике, можно предположить, что во время президентских выборов в Армении, в противовес России - прикрывшей тылы Кочаряна, по другую сторону баррикад - в стане "защитников демократии" - стоял Вашингтон, который, согласно Саркисяну, и одержал победу. Так ли это?

Откуда такая решительность?

Наряду с Арамом З. Саркисяном, стан лидеров радикальной оппозиции Армении пополняют глава Народной партии и лидер блока "Справедливость" Степан Демирчян и руководитель партии "Национальное единение" Арташес Гегамян. Этот триумвират единогласно заявил, что вопрос лидера оппозиции на повестке не стоит - "данный вопрос придуман искусственно - наша цель добиться отставки Кочаряна, а потом организовать свободные и прозрачные выборы". Дальнейшие шаги описываются примерно в следующем порядке: обнародование Меморандума оппозиции о первоочередных шагах "по спасению Отечества", начало диалога с партиями провластной коалиции (Республиканская партия Армении, партия "Оринац Еркир" и Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн"), а уж затем "свободные" и "прозрачные". Решимость и фанатичное упорство тройки Демирчян-Саркисян-Гегамян в революционном деле озадачивают. Говоря о всенародном требовании - отставке Роберта Кочаряна - оппозиционеры явно преувеличивают. Классически революционного настроя в армянском обществе не чувствуется. Да, многие недовольны своим социальным положением, однако одна часть населения осознает конкретные причины экономической отсталости республики (переходная экономика в условиях полублокады обречена на инертное развитие), другая - желая перемен, не может себе представить процесс революции без лидера. Наиболее же значительная масса осознает, что потрясения на внутриполитическом поле Армении могут быть чреваты в условиях тлеющего нагорно-карабахского конфликта, тем более что в последнее время дыма от этого тления все больше.

Представители правящих кругов не раз косвенно, а потом и явно дали понять, что дестабилизация в Армении будет на руку Азербайджану, открыто заявляющему о безрезультатности усилий Минской группы ОБСЕ, и своей готовности пойти войной. Казалось, подобные выпады Баку должны были утихомирить местных реакционеров, но нет... последние полностью откидывают связь внутриполитических процессов в Армении с положением дел вокруг Нагорного Карабаха, что само по себе - нонсенс. Что же движет "борцами за демократию", которые не намерены останавливаться ни перед чем, даже перед угрозой неотвратимого ущерба национальной безопасности своей страны?

Немалый повод для раздумий дает и явная несовместимость морально-психологических портретов личностей, взявшихся за благое дело "восстановления демократии и порядка" в Армении. Если, упоминая Арама З. Саркисяна, многие в Армении говорят - "ему терять нечего", подразумевая расстрелянного в парламенте брата - премьер-министра Вазгена Саркисяна и недавно осужденного за организацию убийства одного из самых известных тележурналистов Тиграна Нагдаляна второго брата - Армена Саркисяна, то в прагматизме лидера "Национального единения" Арташеса Гегамяна не сомневается, пожалуй, никто. Только повышенным чувством прагматизма можно объяснить действия Гегамяна, объявившего еще в канун президентских выборов о своем единстве с блоком "Справедливость", но так и не ставшего настоящим партнером блока в оппозиционных действиях, а под конец и вовсе сошедшего с подмостков, чем и предрешившего прошлогоднее поражение оппозиции. Что касается Степана Демирчяна, то его личность, после президентских выборов немалыми усилиями оппозиционных ораторов вознесенная до ранга "всенародно избранного, но обделенного, президента", сегодня перестала в народе ассоциироваться с лидерством. Демирчян, всенародно заявив о массовых фальсификациях в ходе президентских и парламентских выборов, затем преспокойно появился в "неизбранном" парламенте, изрядно подпортив себе репутацию бескомпромиссного борца за правду. Таким образом, новое воссоединение вышеуказанных сил в едином порыве "освободить Армению от карабахского клана" и на редкость точное совпадение проекции этого порыва на воинственные лозунги официального Баку - могут свидетельствовать лишь об одном - появлении на сцене третей силы (или сил) давших и оплативших "зеленый" свет на повторение грузинских событий в Армении.

Кто третий?

После переворота в Грузии, в контексте вероятных потрясений, особенно связанных с выборными процессами, многие региональные аналитические издания ассоциируют внешний фактор с разного рода организациями общественного толка, финансируемыми США. До самого недавнего времени аналитики сходились во мнении, что если армянским оппозиционерам и будет оказана поддержка из-за рубежа, то она поступит с Запада. Мотивы неприятия Западом личности Роберта Кочаряна в качестве президента Армении приводятся различные, начиная от его принципиальной позиции по нагорно-карабахскому конфликту и армяно-турецкими отношениям, заканчивая максимальной схожестью позиций Ереван-Москва. Во всяком случае, потенциал армяно-российских экономических отношений в период президентства Кочаряна оказался реализован в полной мере. За последние годы российской стороне перешел практически весь энергокомплекс республики, а также ряд предприятий стратегического значения в счет государственного долга.

На фоне вышесказанного заинтересованность Москвы в успешном выступлении оппозиционного фронта Армении маловероятна. Однако...

Газета "Азг" в номере от 27 марта 2004 приводит следующую информацию: "Накануне поздно вечером "Азг" был проинформирован о том, что в Ереван из Москвы прибудут несколько высокопоставленных лиц, которые предоставляют консультационные услуги, направленные на осуществление смены власти легко и без потрясений. Двое из этих лиц известные политологи, и своими советами в свое время оказали содействие президенту России во время двух выборов".

Насколько реальна подобная информация? Конечно, при наличии финансовых средств нанять квалифицированных консультантов в России не проблема. На этом можно и замять тему о подразумеваемом газетой российском следе, если...

На безоблачном горизонте армяно-российского стратегического партнерства буквально несколько дней назад замаячила темная тучка. Сообщение агентства "Интерфакс", подхваченное "Независимой газетой" о разработке Арменией направленного против газовых интересов России проекта продолжения газопровода Иран-Армения через Грузию по дну Черного Моря до стран Европы, было мгновенно опровергнуто в ИА REGNUM министром энергетики Армении Арменом Мовсисяном, а затем косвенно подтверждено послом Украины в Армении Владимиром Тягло. Заявлению министра о том, что Армения не вела и не ведет каких-либо переговоров о транзитной перспективе газопровода, посол Тягло противопоставил: "в ходе официального визита президента Украины Л. Кучмы в Армению (9-11 октября 2002), украинская сторона подтвердила готовность участвовать в строительстве газопровода Иран-Армения". По словам дипломата, участие в проекте при содействии ЕС "с предварительным маршрутом прокладки трубы Иран - Армения - Грузия - далее по дну Чёрного моря (от грузинского порта Супса до Феодосии протяжённостью в 550 км) - Украина - Европа" украинская сторона готова оказать поставками труб, компрессорного и другого необходимого оборудования.

Нежелание армянской стороны "тупиковать" газопровод из Ирана на своей территории вполне понятно. Реализация данного проекта в соответствии с требованиями российской стороны, то есть диаметром труб - достаточным лишь для удовлетворения внутреннего спроса - превращает Армению в регионального аутсайдера, особенно, с учетом растущей транзитной роли соседей по региону (нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан).

Впрочем, версия о "газовом" недовольстве Москвы кажется слишком надуманной. Основной договор по строительству газопровода Иран-Армения еще не подписан. Как иранская, так и армянская стороны не раз приглашали Россию принять в реализации проекта самое активное участие. Впрочем, рисковать отношениями с Москвой не выгодно и Тегерану - как в контексте сотрудничества в ядерной отрасли, так и в каспийских делах. Еще маловероятнее антироссийcкие (как поспешили назвать проект азербайджанские СМИ) выходки со стороны Еревана. На повестке гораздо более злободневные проблемы - такие как Нагорный Карабах.

Кто же спекулирует карабахской картой?

В интервью REGNUM, нейтральный в плане властей и оппозиции, но осведомленный в ассортименте яств армянской политической кухни, общественно-политический деятель Рубен Мирзаханян, в частности, заявил: "Надеюсь, и власть, и оппозиция - одна в твердом намерении остаться у рычагов власти, другая в нечеловеческих потугах сменить ее - все же постараются обойтись, не то чтобы без спекуляций вокруг карабахской проблемы - это уже делается, а хотя бы без каких-либо действий, таящих в себе угрозу тем или иным способом провоцировать обострение конфликтной ситуации".

Действительно, карабахской картой спекулируют, причем делают это совершенно неприемлемым для армянской стороны образом. В частности, была пущена "утка" о том, что якобы, "для уменьшения количества народа на митингах, власти Армении возобновят военные действия и в срочном порядке отправят всех на войну". Эта провокация была тут же подхвачена азербайджанской прессой, а сам автор слов был избит в Ереване. Эпизод незначительный, но знаковый.

Переговоры по мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы с легкой руки Азербайджана зашли в полный тупик. Во всяком случае, заявления Ильхама Алиева, что "спешить с решением данного вопроса Баку не собирается" и "переговоры следует начать с нуля", а также сорванная азербайджанской стороной встреча глав МИД двух стран в Праге, оптимизма не добавляют. Официальный Баку также поставил под сомнение существование договоренностей в Париже и Ки-Уэсте. Ереван же продолжает настаивать, что договоренности наличествуют, есть и письменный текст, правда без подписей сторон.

В этих условиях навестивший регион заместитель Госсекретаря США Ричард Армитедж проводит безрадостную параллель Карабах-Косово, а министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявляет, что война в Карабахе может начаться в любую секунду. Все это наталкивает на вопрос - чего же ждет Баку и когда наступит эта секунда - не в момент ли начала митингов в Ереване?

Как бы не вырвать здоровый зуб...

Идея о решающей роли внешнего фактора на поверку оказывается частично несостоятельной. Частично - поскольку фактор есть, но адепты "размыты". Совершенно очевидно, что для акцентированной и официально санкционированной подпитки армянской оппозиции, ни у Москвы, ни у Вашингтона, ни, тем более, у Европы резонов маловато. Геостратегический интерес к Армении в этом плане явно не столь значителен, как в случае с Грузией. А наличие в Армении российских военных баз расхолаживает "могучую двойку" - добиться переориентации государства в сторону евроатлантизма. Так кому же выгодны потрясения в Армении? Наверняка тем, кто не очень зависит от официальных позиций Вашингтона, Брюсселя и Москвы.

В плане сказанного шумиху вокруг "антироссийской претензии" Еревана, поднятую "Независимой газетой", можно было бы посчитать за случайность, еcли бы несколькими днями ранее НГ не опубликовала грандиозного по количеству печатных знаков интервью лидера партии "Национальное единение" Арташеса Гегамяна. Газета Березовского, обитающего ныне в Лондоне, уже не впервые оказывается причастной к публикации претенциозных материалов антикочаряновской направленности. В то же время активно муссируются слухи о руке лондонского миллионера Ваче Манукянa в делах блока "Справедливость". Газета "Айоц ашхар" осведомила своих читателей об особняках, приобретенных лидером блока С.Демирчяном и А.З.Саркисяном все в том же Лондоне. Не слишком ли много ниточек тянется из Альбиона в Ереван?

Тем не менее, из опасения ошибиться - а вдруг, действительно, революция в Армении - общенациональное требование, Закавказская шеф-редакция ИА REGNUM решила провести мини-опрос жителей армянской столицы. На вопрос - считаете ли вы, что в Армении назрела революция, были предложены три варианта ответов - "да", "нет", "мне все равно". Из 100 граждан столицы (50 мужчин и 50 женщин среднего возраста) третий вариант был предпочтен 67 опрошенными. Остальные голоса распределились следующим образом - 21 - "да", 12 - "нет".

Очевидно, если в Армении и произойдет смена власти, то при таких настроениях народа "бархатной" она не будет. Такого настроя, как в Грузии, а армянском обществе нет, поскольку люди осознают - существует большой риск "вырвать здоровый зуб".