Вячеслав Бельдей, Александр Собянин, Владислав Турабов, Герман Хрусталев: Новая регионализация должна исходить из принципов обеспечения национальной безопасности и экономической целостности макрорегионов

Сейчас Россия столкнулась с фундаментальной проблемой выбора сценария развития на ближайшие годы. Ситуация осложняется долгосрочными трендами роста международной напряженности и усиления внутрироссийских экономических диспропорций (отраслевых и региональных).

Импульс развития, связанный с инерцией советского периода, исчерпал себя, и это налагает на нынешнее российское руководство особую ответственность. Вернется ли Россия в число ведущих мировых держав? Куда и кого она будет при этом вести? Справится ли с вызовами времени?

Мобилизационный проект, будь то изложенный ниже, либо любой иной, невозможен без формирования четкой государственной идеологии, последовательно проводимой в жизнь. Заполнив идеологический вакуум, удастся преодолеть нынешнюю деградацию общественных и личных ценностей. До тех пор, пока в отношениях президента с бизнесом и регионами преобладают манипулятивные политтехнологии, невозможно всерьез говорить о мобилизации, которая всегда подразумевает добровольное напряжение сил и перераспределение национального богатства во имя общей цели. Однако этот вопрос, будучи главным, выходит за рамки рассматриваемой темы.

15 округов Российской Федерации

Предлагается отделить проблемы административного устройства от основ государственного регулирования экономического и социального развития регионов Российской Федерации, ликвидировав нынешние федеральные округа и создав 15 федеральных округов Российской Федерации, с одновременным расширением полномочий руководителей новых федеральных округов.

При этом, учитывая крайнюю сложность и болезненность темы укрупнения субъектов для руководителей нынешних субъектов РФ, особенно в национальных республиках, необходимо сохранить большую часть нынешних субъектов РФ, которые войдут в округа. Таким образом будет обеспечена преемственность существующему на настоящий момент делению на области, республики, края (за исключением Северного округа).

Окружное административно-территориальное деление Российской Федерации:

Из таблицы видны внешнеэкономические приоритеты приграничного сотрудничества, например, ориентация Белгородского округа на Украину, а Западного - на Белоруссию. Неравенство округов с точки зрения хозяйственного потенциала компенсируется целостностью хозяйственной системы.

Вопросы хозяйственного развития должны быть жестко увязаны с мобилизационными схемами, в том числе учитывающими внешнеполитические вызовы. Поэтому, например, Калининградскую область предлагается ввести в состав Ленинградской области Северного округа, а Западный округ является самым маленьким, состоящим всего лишь из двух субъектов. Не должно остаться никаких административно-территориальных возможностей изоляции Калининградского анклава, а западное направление (условно европейско-белорусское) значительно отличается по характеру вызовов от юго-западного (условно европейско-украинского) или балтийского. Также из военно-стратегических соображений предлагается административный центр Тихоокеанского округа сделать не во Владивостоке, а в Южно-Сахалинске.

При этом реализация предметов ведения Российской Федерации и федеральной части совместных предметов ведения полностью обеспечивается главами федеральных округов, назначаемыми Президентом России. Бюджеты округов определяются федеральным центром, исходя из общегосударственных задач. Следствием нового деления станет резкое повышение эффективности президентской вертикали власти, так как федеральный бюджет будет привязываться к округам Российской Федерации, будет снято отсутствие финансовых полномочий у нынешних полпредов. Исходя из приоритета развития северных и арктических регионов, Северный округ нарезается с наибольшим потенциальным валовым продуктом, так как потребует наиболее масштабных государственных вложений - в Севморпуть, в добычу нефти и газа, в горную добычу, в целом в освоение районов с вечной мерзлотой. Фактически, развитие Северного округа будет являться экономическим приоритетом всей Российской Федерации. Приоритет хозяйственного освоения Крайнего Севера и Арктики будет отражен в административно-территориальном делении государства. Переход на окружную систему государственного управления позволяет обеспечить поддержание социальной стабильности в регионах и не требует в большинстве случаев перекройки нынешних административных границ субъектов, что имеет исключительное значение в потенциально нестабильных национальных республиках Северного Кавказа и Поволжья.

Об авторах: Бельдей Вячеслав Анатольевич - сотрудник департамента регионального развития Аппарата Правительства Российской Федерации; Собянин Александр Дмитриевич, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества; Турабов Владислав Измайлович - консультант департамента муниципальной экономики и хозяйства Минэкономразвития России; Хрусталев Герман Александрович, заместитель директора МФК "Норильский никель".