В Риге прошел первый из двух дней забастовки школьников, организованной Штабом защиты русских школ. К 10 утра сквер в центре города между Кабинетом министров и Генеральной прокуратурой был заполнен молодыми людьми, на многих из которых были надеты майки с надписью "Руки прочь от русских школ", та же идея отражалась на многочисленных плакатах, постоянно скандировался лозунг "Нет реформе!". Молодые русские рижане выражали протест реформе образования, согласно которой с 1 сентября этого года не менее 60% предметов в школах национальных меньшинств будут преподаваться на латышском языке, а выпускные экзамены надлежит сдавать на нем же. По оценке ИА REGNUM в сквере собралось порядка 3000 юношей и девушек, позже информационное агенство LETA оценило их количество в 2000 человек.

К 10.45 по команде, усиленной мегафонами, манифестанты выстроились напротив здания правительства, аллея же, отделяющая их от входа в Кабинет министров, неожиданно стала заполняться лицами преклонного возраста, принадлежащими исключительно к титульной нации. Впоследствии оказалось, что это был легитимный пикет общественной организации, защищающей интересы пенсионеров, но выделяющийся среди прочих плакат "Евросоюз - кладбище для пенсионеров!" впечатление произвел.

Сравнительно немногочисленная полиция вела себя абсолютно корректно, впрочем, и протестующие школьники не позволяли себе каких-либо выходок, носящих признаки правонарушений. В 10.55 колонна пересекла центральную в Риге ул. Бривибас (Свободы) и направилась непосредственно к зданию правительства. Метрах в десяти от входа пятеро полицейских попросили демонстрантов остановиться, что те и сделали, перед входными ступеньками выстроились десять полицейских в кивларовых жилетах и личным оружием в застегнутых кобурах. Тут же находился начальник полиции порядка Латвии генерал Айвар Григулис в штатском. В 10.04 с петицией в руках в дом правительства зашел депутат Сейма Яков Плинер, лидер парламентской фракции "За права человека в единой Латвии", член Штаба защиты русских школ. В 10.14 Я. Плинер вышел и ответил на вопросы ИА REGNUM:

Что представляет собой петиция?

В течение примерно недели 6800 человек из 40 школ Латвии - школьники, их родители и учителя - поставили свои подписи под тем, что реформа образования не подготовлена, по образцу Эстонии на нее необходимо следует мораторий, государству необходимо принять меры по улучшению качества образования во всех без исключения школах, именно на это должна быть направлена реформа, и готовить ее должны не политики, а профессионалы.

Штаб предполагал передать петицию премьеру Индулису Эмсису. Получилось ли?

По поручению премьер-министра ее принял министр образования Юрис Радзевич.

А почему, на ваш взгляд, не сам премьер?

В марте вместе с несколькими коллегами я направил ему письмо с предложением обсудить проблемы, связанные с реформой образования-2004. Из ответа стало ясно, что компетенции министра образования вполне достаточно, чтобы глава правительства не подменял его собою.

Сколько человек, по-вашему, вышло сегодня на улицы?

Думаю, тысяч десять.

Есть ли изменения в ваших планах на второй день забастовки?

Мы до сих пор не получили согласия Исполнительного директора Риги Мариса Тралмакса на проведение 16 апреля около Дворца конгрессов урока демократии для латвийских политиков. Не исключаю, что все же проведем его, сегодня вечером обсудим это на заседании Штаба защиты русских школ.

***

В 11.30 площадка перед Кабинетом министров была пуста, сопровождаемые полицией протестанты вернулись в сквер. Тут же был и начальник полиции порядка А. Григулис, согласившийся ответить на вопросы ИА REGNUM:

Г-н генерал, несмотря на отсутствие каких-либо инцидентов, воздух наполнен напряженностью. Все ли проходит в рамках закона?

Пусть здесь собрались и менее пяти тысяч человек, управлять такой массой молодых людей их немногочисленные организаторы не в состоянии по определению, надеюсь только на профессионализм полиции. Что же касается закона, то он, конечно же, нарушен. Активисты Штаба должны будут взять на себя ответственность, как минимум за то, что вывели людей на несанкционированную акцию, привели их на расстояние менее 50 м. от органа государственного управления, на время вынудили перекрыть движение общественного транспорта в центре столицы.

Тем не менее, полиция внешне доброжелательна. Каковым было содержание инструктажа, данного вами перед проведением забастовки школьников?

Спокойствие, вдумчивое разъяснение ситуации участникам незаконной акции, корректное воздействие на мелкие нарушения общественного порядка, решительное пресечение провокационных действий, постоянное контактирование с организаторами и активистами.

И как выполняются ваши инструкции?

Все в порядке. Самой сложной оказалась работать с активистами. Вот подхожу к одному уже седому мужчине с мегафоном и прошу его, как организатора, обратить внимание на то, чтобы школьники не лезли под колеса машин на проезжей части. В ответ слышу: "А я - не организатор". Тогда спрашиваю: "А что тогда означает мегафон в руках?". В ответ неорганизатор прячет мегафон за спину и ввинчивается в толпу. Что тут скажешь!

***

По непроверенной информации источника ИА REGNUM в Сейме, во время одной из бесед с депутатами генерал Григулис призвал их в связи с реформой образования не ограничиваться официальными сообщениями и информацией в СМИ, но лично и непосредственно разъяснять ее суть в школах национальных меньшинств. Якобы в ответ на это министру внутренних дел на подчиненного ему генерала пришла из Сейма жалоба.

Около полудня отдельными группами школьники со сравнительно немногочисленными взрослые потянулись в Старую Ригу, чтобы несанкционированно пикетировать министерство образования, парламент и президентский дворец. Возвращавшийся из здания правительства пешком и без охраны в свой рабочий кабинет министр образования и науки Юрис Радзевич узнан пикетчиками не был и ответил на вопросы ИА REGNUM рядом с ними.

В какой обстановке проходила передача петиции?

Вполне корректно, я пригласил депутата Плинера вовнутрь дома правительства, однако, он предпочел передать мне документ в гардеробе.

И что теперь с этим документом вы будете делать?

Во-первых, передам адресату. Во-вторых, учту при продолжении работы по нормализации обстановки, связанной с реформой образования.

Не лучший ли способ нормализовать ее - объявить мораторий, как предлагают подписанты?

Реформа проводится на основании закона, принятого парламентом, и только Сейм может принять решение изменить закон. Моя же задача - обеспечить выполнение закона с наименьшими потерями для общества.

***

Та часть манифестантов, которая направилась к Сейму, каких-то препятствий со стороны полиции не испытывала. Неподалеку от парламента группа школьников с несколькими родителями беседовала с вышедшим к ним председателем парламентской комиссии по образованию, культуре и науке психиатром Янисом Страздиньшем, депутатом от входящего в правительственную коалицию Союза зеленых и крестьян. У президентского замка манифестанты практически не задержались, видимо, узнали, что его хозяйка находится с государственным визитом в Китае. Еще через полчаса старшеклассники рассредоточились по многочисленным кафе Старого города. Первый день забастовки закончился практически к пятому уроку. О втором дне ИА REGNUM расскажет завтра.