Еще до избрания Михаила Саакашвили Президентом Грузии вы заявили, что как только в Грузии будет избрана легитимная власть, руководителям Южной Осетии надо садиться с ней за стол переговоров. Была ли реакция на это ваше предложение со стороны грузинского руководства?

У меня состоялось несколько телефонных разговоров с высшим руководством Грузии, но не с самим президентом. И при прежней власти мы часто общались по разным вопросам с председателем грузинского парламента Нино Бурджанадзе. Это человек, которому действительно свойственен Здоровый прагматизм. С ней очень интересно беседовать. Однако, как ни странно, наши беседы, в основном, касались не политики, а других аспектов. На наши обращения по различным "гуманитарным" проблемам Бурджанадзе всегда реагировала в срок и как нельзя более позитивно. Разговаривал я и с нынешним премьером Зурабом Жвания по поводу поступления электроэнергии из Грузии во время февральских аварий в Южной Осетии. Мы даже предложили заключить договор с Тбилиси об энергопоставках, но вопрос не был решен до конца, так как впоследствии разговор перешел в иную плоскость. Я считаю, что решение всех вопросов с Грузией мы должны начинать с личных встреч. Если просто относится друг к другу с симпатией - это уже много для переговорного процесса. Я и сейчас заявляю, что готов встретиться с Нино Бурджанадзе и обсудить разные вопросы, в том числе и вопросы грузино-осетинского урегулирования. И отдельно взятые резкие высказывания грузинских лидеров не помешают нам прийти к общему знаменателю, естественно при условии, что наше мнение, наш выбор будет уважаться. Сейчас мы должны сделать то, что не удалось сделать при прежнем составе грузинского парламента. И со стороны Бурджанадзе, и с моей стороны прозвучали предложения - а не пора ли нам встретиться? Думаю, пора.

Вы полагаете, что встречи надо начать именно на уровне председателей парламента?

Внешнюю политику, согласно Конституции Республики Южная Осетия, определяет президент, но и Парламент не отстранен от решения внешнеполитических вопросов. Любые международные договоренности должны быть ратифицированы Парламентом. И чтобы не было так, что Парламент работает сам по себе, а исполнителная власть - сама по себе, необходимо участие Парламента в переговорных процесса. Парламент наряду с Президентом ответственен за судьбу Южной Осетии.

Вернемся к вопросу об электроэнергии. Как вы смотрите на поставки в Южную Осетию электроэнергии из Грузии?

Моя принципиальная позиция заключается в том, что и электроэнергия, и газ, и продукты питания, и спорт, и культура, и многое другое должны быть вне политики. Иначе мы запутаемся настолько, что нашим потомкам будет очень сложно найти выход. Если мы потребляем грузинские овощи и фрукты, то почему бы не потреблять грузинские газ и электроэнергию? Некоторые крикуны-"демократы", не состоявшиеся в политике, загоняют Республику в тупик, размахивая какими-то псевдопатриотическими лозунгами. Я считаю, что с Грузией необходимо заключить договора о поставках электроэнергии во избежании повторения энергетического кризиса, который у нас разразился этой зимой. В таких случаях людям бывает все равно, армянский у них свет или бразильский. А так как мы находимся на территории с плохо предсказуемыми погодными условиями, наш народ должен быть застрахован от замерзания. Не будет из России света, получим из Грузии, которая, кстати, тоже клиент РАО ЕЭС.

Вы предлагали вашему правительству заключить подобный договор?

Я предлагал, предлагаю, и буду предлагать.

А как в целом вы оцениваете энергетическую политику Росси в Закавказье?

Вы знаете, электричество есть электричество, и раз мы живем в условиях рынка, то должны играть по рыночным правилам, т.е. закупать электроэнергию там, Откуда ее поставки более надежны и более дешевы. А какие-то политические привязки здесь - несусветная глупость.

Как вы расцениваете слова грузинского лидера о том, что проблема Южной Осетии решена?

Мне было бы очень интересно познакомиться с тем, из чего складывается его мнение. Решение проблемы Южной Осетии - очень хороший козырь в предвыборной программе. Но в настоящий момент, когда выборы в Грузии, к счастью, окончились, от предвыборной риторики надо отказаться напрочь и заняться практическим решением вопросов. А практика нам показывает, что решение проблемы Южной Осетии - не такое простое дело, как это видится многим. В разговорах с Нино Бурджанадзе мы сошлись на том, что это сложный процесс, который должен идти усилиями обеих сторон - конечно, при мощнейшей поддержке со стороны России, как стабилизирующего фактора.

Саакашвили признан самым популярным политиком, ему отдали голоса 97% избирателей. И в то же время, у него уже сложилась достаточно мощная оппозиция. Каково ваше личное мнение по этому политических перспектив нового руководителя Грузии?

Мое мнение очень простое. Люди на Кавказе импульсивны, они могут и восторгаться, и ненавидеть одновременно. Наполеон сказал, что от великого до смешного один шаг, но порой бывает еще меньше. Это, конечно, касается не грузинского руководства, а нашего кавказского менталитета.

Сотрудничество четырех непризнанных государств на территории бывшего СССР - Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Приднестровья не всеми принимаются однозначно. Каково Ваше мнение об этом сотрудничестве?

Мне известно мнение официального Кишинева, согласно которому подобное сотрудничество отдаляет урегулирование конфликтов. Возможно, им это видится таким образом. Но на мой взгляд, ограничение сотрудничества неприемлемо. Несостоятельны и разговоры о возможной интернационализации конфликтов. Исходить из чисто теоретической возможности - неблагодарное дело, которое не делает чести ни одному политику. Сегодня мы должны мыслить категориями, которые зримы. И интернационализация больше прослеживается в действиях США, чем в сотрудничестве непризнанных республик.

Югоосетинская сторона не раз выражала опасения по поводу увеличения поставок военной техники США в Грузию. Насколько, на ваш взгляд, реальна угроза применения силы в отношении Южной Осетии?

Это будет зависеть от реальных шагов, на которые могут пойти США и на которые может согласиться руководство Грузии. К счастью, Россия, как бы ни хотели ее унизить, остается великой державой и не учитывать ее интересы никто не может. Во время визита Саакашвили в Вашингтон мы были свидетелями того, что США признали роль России в регионе. Я лично опасаюсь одного: если возникнет конфронтация между двумя Сверхдержавами, то линия конфронтации может опять пройти через Южную Осетию.

В течение многих лет вы возглавляете Коммунистическую Партию Южной Осетии. Какую оценку вы можете дать ее деятельности, и каким вы видите ее будущее?

В Южной Осетии компартия была восстановлена в 1992 году. По структуре она отличается от своей великой предшественницы, так как все мы считаемся с сегодняшними реалиями. Мы видим, что сегодня господствуют рыночные отношения и возвращение к плановой системе невозможно. В течение многих лет компартия была, пожалуй, единственной политической партией в Южной Осетии, представляющей интересы трудового народа. Совсем недавно были зарегистрированы еще две партии - "Единство" и "Народная Партия" - что ж, это только приветствуется. Мы надеемся на сотрудничество с этими партиями, но от своих принципиальных позиций не откажемся. Мы сотрудничаем со всеми Компартиями СНГ. Считаю, что компартия - одна из важнейших составляющих политической инфраструктуры и в Российской Федерации, и в Южной Осетии. Хотя отношения с исполнительной властью у двух партий разные. У нас, в Южной Осетии компартия не является столь жестко оппозиционной, как в России. Хотя полного единодушия с исполнительной властью тоже не существует - считаю, что оно гибельно для общества.

Я думаю, что у компартии в Южной Осетии есть будущее. Если люди не перестанут верить в нас, в то, что представители данной партии в Парламенте и впредь будут голосовать за законы, не ущемляющие интересы простых людей, то партия будет только крепнуть и пополняться новыми, молодыми кадрами. И нет смысла в одночасье отказаться от всего того, что было достигнуто за годы советской власти, и покончить с компартией, как это бездушно сделали с СССР. Мы будем стремиться, следуя примеру того же Китая, трансформировать отсталое общество в развитое.

Сегодня у осетинского общества колоссальные проблемы. Это и миграция населения, и кадровая политика. Многие уроженцы Южной Осетии, оторванные от родины в течение многих лет, не знающие, что такое война, бедствие, приезжая сюда, вряд ли смогут понять нас, тех, кто сражался с оружием и без оружия. Это приводит к непониманию, а в дальнейшем к конфронтации. Наша задача - решение этих и других вопросов.

В мае в Южной Осетии состоятся парламентские выборы. Вы ожидаете каких либо эксцессов наподобие тех, что были в соседних государствах?

Чтобы избежать того, что было, скажем, в Грузии, мы должны приложить максимум усилий для достижения одной цели - провести выборы максимально честно, без всяких фальсификаций. К счастью, югоосетинское общество не представлено таким разнообразием политических течений, как в Грузии, находящейся в состоянии жесткой внутренней конфронтации. Но от этого выполнение данной задачи не становится легче.

Должен отметить, что в преддверие выборов кое-кто уже начал активничать в раздаче подарков избирателям. Были и противники включения в Закон о выборах статьи, согласно которой представитель каждого кандидата должен ставить свою подпись на обратной стороне избирательного бюллетеня. Сейчас наша задача - максимально сузить круг нечестных людей, стремящихся подтасовать результаты выборов. Наши действия отражены в Законе о выборах и нашли полное понимание и поддержку у Президента Республики. Обязательно также и присутствие на выборах наблюдателей, как со стороны непризнанных государств, так и со стороны России и международных организаций.

На протяжении 14 лет в Южной Осетии неоднократно проводились выборы, и парламентские, и президентские, с соблюдением всех демократических норм международного права. Мы приложим все усилия, чтоб так и было впредь. Мы уже показали международному сообществу, что южные осетины, равно как и другие народы, имеют право определять политический статус и форму общественно-политического устройства собственного независимого государства. Теперь мы должны укрепиться, доказать свою состоятельность, покончить с криминалом, чтобы с нами считались и чтобы мы не были бы ни для кого обузой.

Заканчивается работа четвертого созыва Парламента Южной Осетии. Как вы охарактеризуете его деятельность? Каковы первостепенные задачи, решением которых должен заняться новый Парламент?

Говоря о работе нынешнего Парламента, могу назвать ее, как председатель, удовлетворительной. Депутаты, в основном, работали честно, искренне, очень продуктивно, тем самым, показав народу, что Парламент - это орган, который может за него постоять. Были, конечно, своеобразные, если можно так выразиться, крены - конфронтация с президентом, которая, видимо, была на руку тем, кто стремился внести раскол в наше общество. Конечно, мы критикуем и будем критиковать правительство, во всех развитых странах Парламент всегда так или иначе является оппозицией исполнительной власти. Но должно это делаться в рамках закона и с соблюдением элементарного человеческого достоинства. Что касается будущего созыва, хочу отметить, что люди, прежде всего, должны избрать бойцов, защищающих интересы избирателей, а не тех, кто стремиться устраивать свои дела с помощью депутатской корочки. Основная задача - это стабильность и еще раз стабильность. Также плодотворное законотворчество - без него жизни в нашем государстве не будет. Более активно Парламент должен участвовать и в политических делах - переговорах с Грузией. И, конечно же, осуществлять контроль над выполнением всех жизненно важных для нашей Республики законов.