Евроинтеграция - однозначно! Посол России не назвал имени своего преемника. "Приднестровье торгует оружием". "Молдавский ОВИР приднестровцы превратят в вытрезвитель". Молдавский президент предложил провозгласить 2005 г. "Всемирным годом Победы над фашизмом". Воронин поедет к Саакашвили в Батуми. Президент будет назначать "членов правительства по должности". Выборы-2005. Депутаты с финансистами не согласились. Молдавских экспортеров расширение ЕС застало врасплох. У Приднестровья будет золотой запас. Каждая третья секс-рабыня в Косово - гражданка Молдовы.

Евроинтеграция - однозначно!

Пока официальное руководство Молдовы настаивает на том, что "европейский проект" республики обречен на успех, газета "Время" привод слова ряда европейских чиновников. Комиссар единого рынка Евросоюза Фриц Болкенштайн убежден: "Европе следует оградить себя буферными государствами от Сирии, Ирана, Ирака и России. От ближневосточных государств ЕС должна защищать Турция, а от России - Белоруссия, Молдова и Украина, буферные государства ни в коем случае не следует принимать в ЕС".

Вместо сладкого куска европейского пирога Еврокомиссия предлагает буферным странам политику "привилегированного партнерства" для "новых соседей". Новая география друзей "второго сорта" достаточно велика - Россия, Украина, Белоруссия, Молдова. РМ с европейского угла зрения оказалась в одном ряду с бывшими европейскими колониями африканского континента: Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Ливией, Марокко, Сирией, Тунисом и Палестиной, отмечает "Время". По словам комиссара по расширению ЕС Гюнтера Ферхойгена, "в длительной перспективе предусмотрено создание со странами-соседями зоны свободной торговли с целью достижения полной интеграции с экономической точки зрения". Ферхойген категорически исключает возможность членства в ЕС Украины, России или Молдовы. Он считает, что с этими и другими странами региона возможно только очень тесное экономическое сотрудничество.

В отличие от балканских государств и Турции, странам "буфера", в число которых включена Молдова, даже не предложено перспективы членства в ЕС. "Вступление этих стран не стоит в повестке дня", - указал Ферхойген. Политика привилегированного партнерства с новыми соседями на первом этапе предусматривает реализацию двусторонних планов действий. В течение 3-5 лет они "позволят сторонам как можно больше сблизиться с ЕС с тем, чтобы получить доступ к его программам в области образования, исследований и информационных технологий, а также открыть рынки, сотрудничать в области управления границами, транспорта, энергетики, защиты окружающей среды, борьбы с терроризмом и оргпреступностью". Как сообщил Ферхойген, свои первые шаги по претворению в жизнь новой политики Еврокомиссия начала с Украины, Молдовы, Иордании, Марокко, Туниса, Израиля и Палестины. Перед Молдовой не стоит никаких новых задач - за пять лет ей следует постараться стать европейской страной. На реализацию "программ привилегированного партнерства с новыми соседями" намечено выделить в 2004-2006 годах 255 млн. евро, пишет "Время".

Комментируя высказывания европейских чиновников, официальный представитель Республики Молдова в Совете Европы Алексей Тулбуре сказал газете: "Еще 6-7 лет назад никто в Европе не мог себе и представить, что уже в 2004 году Евросоюз будет включать себя 25 членов, три из которых - бывшие советские республики. Я уверен, что как только Брюссель, ведущие европейские столицы, Союз в целом переварят последствия недавнего массивного расширения, комментарии европейских политиков и чиновников по поводу дальнейшего расширения ЕС станут более оптимистичными. Уже сегодня говорят не о последнем или предпоследнем расширении, а о пятом расширении этой организации (напомню, что после создания в 1958 году ЕС еще четыре раза расширялся за счет стран западной Европы и Скандинавии).

Сегодня, когда еще не принята Европейская Конституция, когда будущее расширенного ЕС еще не совсем ясно, все ощущают вполне естественное желание остановиться, осмотреться и осмыслить происшедшее. Этот период пройдет, создадутся предпосылки для нового расширения - комментарии будут другими.

"Я не вижу противоречия между заявлениями европейских чиновников и утверждением министра иностранных дел о том, что у Молдовы есть все шансы стать в 2007 году ассоциированным членом ЕС", - заключил Тулбере.

А политолог Нику Попеску считает, что Молдове следует извлечь уроки из ситуации вокруг Кипра. Как отмечает эксперт в статье, опубликованной на Eurojurnal.org, Кипр интересен для Республики Молдовы сочетанием двух накладывающихся друг на друга процессов - европейской интеграции и урегулирования внутреннего конфликта. При всех очевидных различиях между Кипром и Молдовой, возможны релевантные для республики выводы.

1) Расколотое государство может присоединиться к ЕС. Аргумент, что "пока Республика Молдова не решит проблему Приднестровья, вхождение в ЕС невозможно", несостоятелен хотя бы формально. Более того, этот аргумент даже вреден, так как ставит в зависимость от Тирасполя не только процесс приднестровского урегулирования, но и процесс европейской интеграции. Когда в 1997 г. Кипр был приглашен на переговоры по поводу вхождения в ЕС, Брюссель однозначно заявил, что Республика Кипр станет членом Евросоюза независимо от того, будет преодолен конфликт или нет. Это было сделано с целью укрепления про-объединительной (тогда) позиции греков-киприотов и исключения любых попыток блокирования присоединения к ЕС со стороны турок-киприотов.

2) Ясные и очевидные европейские перспективы какого-либо государства (греческой части Кипра) повышают его привлекательность у сецессионистской части населения (турок-киприотов) Чем более ясными и очевидными будут перспективы сближения Молдовы с ЕС, тем больше причин будет у населения сепаратистского региона поддержать возможное воссоединение. Этот аргумент необходимо постоянно озвучивать в ходе диалога Молдовы с ЕС, в том числе в рамках европейской политики по отношению к новым соседям. Молдова же должна учитывать, что любое ощутимое сближение с ЕС возможно только ПОСЛЕ демократизации политической жизни, масс-медиа и правящей партии.

3) Важен не столько процесс переговоров с Приднестровьем, сколько внутренние преобразования в Молдове и сближение с ЕС, что со временем может положительно сказаться и на процессе приднестровского урегулирования. Демократизация, реформы и сближение Молдовы с ЕС являются ключами к успеху приднестровского урегулирования.

4) "Никакой спешки": Южный Кипр сосредоточился прежде всего на собственном развитии и спустя два с лишним десятилетия вернулся за стол переговоров, имея более сильную позицию, позволяющую ему в большей степени диктовать условия воссоединения. Благодаря вхождению в ЕС и хорошему экономическому положению на юге в 2004 г. грекам-киприотам было предоставлено намного больше прав, чем они могли надеяться в 80-х - 90-х гг. В Молдове ситуация обстоит наоборот: Тирасполь диктует условия процесса урегулирования, а Молдове нечего предложить ни населению, ни экономическим агентам Левобережья. Это положение невозможно изменить быстро, но его можно изменить в среднесрочной перспективе. Реформы и демократизация правобережной Молдовы, которые могут состояться в силу ее сближения с ЕС, вкупе с политическим и экономическим (международным) давлением на Приднестровье со временем могут изменить баланс сил в пользу Кишинева. Пусть не столь явно, как в случае греческого Кипра, Молдова может вернуться спустя 8-10 лет за стол переговоров, имея более солидную позицию. Кроме того, когда утверждается, что без приднестровского урегулирования Молдова не может присоединиться к ЕС, это вовсе не означает, что объединение нужно осуществить как можно скорее и на невыгодных для Кишинева условиях, ведь в любом случае у РМ нет шансов быть принятой в ЕС в нынешнем десятилетии.

5) Экономическое и политическое развитие в условиях разделения возможно. После откола турецкой части в 1974 г. Республика Кипр потеряла 37% территории, 57% побережья и 70% экономического потенциала острова, в том числе 50% предприятий и 73% туристической инфраструктуры. Это был более сильный удар, чем в случае отделения Приднестровья от Молдовы, и все же сегодня ВВП на душу населения на юге Кипра в 2,5 раза выше, чем в турецкой части острова. В будущем существование приднестровского конфликта не должно служить оправданием для состояния молдавской экономики.

Молдова не присоединится к ЕС как минимум в ближайшие 10-15 лет. Но это время необходимо посвятить внутренним реформам, направленным на две основные цели: на сближение с ЕС и на подготовку политической и экономической базы для воссоединения с Приднестровьем, заключает политолог.

Как сообщает ИНТЕРЛИК, правительство Великобритании объявило о начале проекта помощи Департаменту европейской интеграции Министерства иностранных дел Молдовы. При финансовой поддержке британского посольства в Кишиневе начинается реализация проекта помощи по поддержке усилий по европейской интеграции Молдовы. Проект предоставит властям республики возможность развивать знания для того, чтобы в полной мере воспользоваться Планом действий Европейский Союз-Республика Молдова. В деятельность проекта будут вовлечены представители Департамента европейской интеграции МИД РМ, представители других министерств и ведомств, деятельность которых связана с европейской интеграцией. Проект завершится в марте 2005 года.

В рамках проекта состоятся курсы по стратегическому планированию, курсы повышения квалификации для дипломатов, специальные тренинги по разработке и внедрению проектов, менеджменту и развитию человеческих ресурсов. Их организуют эксперты из Великобритании и Эстонии. Намечены также визиты представителей Молдовы в Эстонию и Брюссель, встречи с эстонскими экспертами в Кишиневе. Первый курс по стратегическому планированию пройдет в Кишиневе с 17 по 19 мая. Его цель состоит в определении главных нужд Департамента европейской интеграции, расширении знаний о Европейском Союзе, информирует ИНТЕРЛИК.

"Румыния приветствует европейскую перспективу Республики Молдова, которую поддерживает большинство населения страны, и окажет и впредь поддержку в том, чтобы эта перспектива стала реальностью", - заявил чрезвычайный и полномочный посол Румынии в Кишиневе Филипп Теодореску на заседании "круглого стола" "Расширенная Европа и Республика Молдова", который организовало Европейское движение Молдовы (ЕДМ). Как передает "ИНФОТАГ", посол сказал, что после расширения ЕС 1 мая у Румынии появилось больше шансов вступить в эту организацию. Он отметил, что его страна надеется завершить процесс переговоров по вступлению в ЕС во второй половине нынешнего года, чтобы уже в 2005 г. подписать соответствующее соглашение с ЕС. Вступление Румынии в ЕС отразится на соседних странах - Украине и Молдове - вследствие осуществления ряда программ, касающихся добрососедства, убежден Филипп Тодореску.

Председатель ЕДМ, лидер Социал-либеральной партии РМ Олег Серебрян отметил, что "если Молдова станет в 2007 г. соседкой ЕС, то это произойдет только благодаря Румынии". Он высоко оценил расширение ЕС, отметив, что данный процесс "приблизил еще больше Молдову к ЕС". "Рядом со странами, которые вступили в ЕС с 1 мая, могли оказаться и мы, если бы проявили больше настойчивости в продвижении курса европейской интеграции", - цитирует Серебряна "ИНФОТАГ".

Чрезвычайный и полномочный посол Великобритании в Молдове Бернард Уайтсайд отметил, что расширение ЕС с 1 мая - важное и показательное событие не только для тех стран, которые вступили в него, но и для государств, которые поставили перед собой такую задачу, в том числе для Республики Молдова. Он отметил, что в последнее время в рамках ЕС все чаще пользуются термином "политика соседства" и что этот термин имеет отношение и к Республике Молдова. Британский посол высказался за "установление интенсивных связей между ЕС и Молдовой, выразив надежду, что "Молдова будет активно способствовать реализации плана, касающегося ее приближения к ЕС". Он обратил внимание на то, что связи между ЕС и Республикой Молдова "должны быть более динамичными", передает "ИНФОТАГ".

Европейский Союз поддерживает региональное молдавско-румынское сотрудничество, финансируя Программу соседства, разработкой которой занимаются экспертные группы Кишинева и Бухареста. Как пишет "Время", эксперты провели во вторник 11 мая в Кишиневе второе заседание по согласованию приоритетных направлений, список которых надлежит представить Еврокомиссии в июне с.г., с тем чтобы в сентябре подписать Меморандум о финансировании, призванный стать стержнем Программы сотрудничества, которая рассматривается как приложение к Плану действий Республика Молдова - Евросоюз. Заместитель министра иностранных дел РМ Евгения Киструга уточнила в интервью Национальному радио, что Молдова может рассчитывать до 2006 года на финансовую поддержку в размере 5 млн. евро, а Румыния получит 22 млн. евро. Как подчеркнули эксперты Еврокомиссии, чтобы получить эти средства Кишинев и Бухарест должны установить - с обоюдного согласия и с максимальной точностью - приоритеты, руководствуясь при этом принципом новизны, с тем чтобы избежать дублирования программ, которые уже профинансированы по европейским каналам.

В ходе двух раундов переговоров, прошедших в Кишиневе, эксперты определили четыре приоритетных направления, вытекающие из общих целей и задач, установленных финансистами. Речь идет о социально-экономическом развитии этих территорий, управлении границами, что предполагает укрепление безопасности границ, развитие туризма и развитие малого бизнеса на соответствующих территориях, сообщает "Время".

Президент Молдовы Владимир Воронин заявил, что "присоединение к Европейскому Союзу (ЕС) остается главным внутри- и внешнеполитическим приоритетом страны". Как сообщила агентству "ИНФОТАГ" пресс-служба президента, об этом Воронин заявил в воскресенье в обращении по случаю отмечаемого 9 мая Дня Европы. По его словам, "прозвучавшая 9 мая 1950 г. идея создания единой Европы ознаменовала начало проекта европейского строительства, основанного на уважении к демократии, солидарности и миру". "Идея создания единой Европы прошла испытание временем в ходе постепенной реализации процессов по углублению и развитию интеграции, доказав свою жизнеспособность 1 мая 2004 г., когда 10 государств Центральной и Восточной Европы присоединились к европейской семье. Европейская модель основывается на плюрализме, сосуществовании единства и многообразия, солидарности и свободной конкуренции", - подчеркнул Воронин.

Он напомнил, что "по своим обычаям, истории и культуре Молдова всегда была европейской страной". "Поэтому интеграция в европейское пространство - вполне обоснованная цель. Единую Европу строит каждый из нас. Проевропейские чаяния граждан Молдовы вытекают из уверенности в том, что ЕС - образец демократии, политической стабильности и экономического благополучия, и наша страна хотела бы участвовать в качестве полноправного члена в этом союзе", - заявил президент.

Он считает День Европы "днем, когда есть повод подтвердить свою приверженность евроинтеграции и приложить все возможное для реализации этой задачи". "Давайте же праздновать этот день вместе со всеми, кто выразил свою приверженность идеалам единой, неделимой, мирной и процветающей Европы", - призвал Воронин, передает "ИНОТАГ".

Посол России не назвал имени своего преемника

Бывший посол России в Молдове Юрий Зубаков считает, что интересы России и США не должны сталкиваться ни в Молдове, ни в других регионах. Как передает агентство "ИНФОТАГ", об этом он заявил на брифинге по случаю завершения своей дипломатической миссии в Молдове. Отвечая на вопросы журналистов о столкновении интересов великих держав, он сказал, что "такого столкновения не должно быть ни в Молдове, ни в Грузии, ни в Ираке". "Речь должна идти об учете интересов всех сторон. Именно к этому стремится российская дипломатия, которая выступает за соблюдение интересов суверенных государств и заботится о том, чтобы собственные интересы не были ущемлены", - отметил Зубаков.

Он подчеркнул, что "приднестровскую проблему следует решать с учетом интересов всех сторон, при соблюдении суверенитета Молдовы и гарантий безопасности Приднестровья". "Прежде всего нужно думать о людях, которые живут на этой земле и страдают от нерешенности проблемы", - заявил Зубаков.

Он выразил сожаление о том, что в прошлом году не удалось подписать предложенный Россией проект Меморандума по приднестровскому урегулированию. Отвечая на вопросы журналистов о возможном прорыве в приднестровском урегулировании в ходе предстоящей встречи президентов России и США, дипломат сказал, что "возможность прорыва была в ноябре 2003 г.". "Говорить сейчас о прорыве в результате одной встречи сложно, так как на ней будет обсуждаться широкий спектр проблем", - заявил посол.

Он высказался за открытие консульства России в Приднестровье, отметив, что "эта проблема остается нерешенной на протяжении многих лет". "Это жизненная необходимость. Реальности таковы, что, без политизации проблемы, в интересах проживающих в Приднестровье граждан России следует открыть консульство", - отметил Зубаков. По его словам, во избежание двусмысленных интерпретаций российское консульство можно было бы открыть не в Тирасполе, а в Бендерах или другом населенном пункте Приднестровья, информирует "ИНФОТАГ".

По сообщению ИНТЕРЛИК, Юрий Зубаков не назвал имени своего преемника, заявив, что временным поверенным в делах России в Молдове будет Юрий Мордвинцев, а "окончательное решение остается за Владимиром Путиным".

Говоря о возможном визите в Молдову президента России Владимира Путина, Юрий Зубаков сказал, что "визит пока не планируется". По его словам, подобные мероприятия готовятся довольно долго и являются вершиной работы МИДов двух стран. Одновременно Зубаков отметил, что у России и Молдовы отношения остались на уровне стратегического партнерства.

Зубаков также сообщил, что в ближайшее время в Молдову прибудет заместитель министра обороны России Владимир Исаков. Его визит связан с обсуждением вопросов вывоза российского вооружения из Приднестровья. Посол РФ отказался подробнее осветить круг вопросов, которые предположительно будут обсуждаться на встрече, отметив, что "всю информацию можно будет получить по итогам визита", передает ИНТЕРЛИК.

Юрий Зубаков был чрезвычайным и полномочным послом в Республике Молдова с октября 2003 года. 27 апреля указом президента РФ Владимира Путина он был отозван с этой должности в связи с переходом на другую работу. 15 мая российский дипломат отбыл в Москву, где приступит к исполнению своих обязанностей в Совете безопасности России, сообщает МОЛДПРЕС. Согласно информации российских СМИ, Юрий Зубаков займет пост первого заместителя секретаря Совбеза и будет заниматься вопросами урегулирования замороженных конфликтов, в том числе приднестровского.

Накануне брифинга Юрий Зубаков направил послания руководству Республики Молдова и администрации самопровозглашенной Приднестровской республики. Как сообщает "ИНФОТАГ", дипломат выразил благодарность руководству Республики Молдова за сотрудничество и поддержку на протяжении всего периода его дипломатической миссии в Молдове. Он также выразил признательность представителям деловых кругов, деятелям культуры, науки и искусства, политикам, журналистам "за понимание и поддержку". Посол высказал убеждение, что историческая дружба молдавского и российского народов будет и в дальнейшем способствовать развитию взаимовыгодных отношений.

Приднестровцам, по сообщению "Ольвия-пресс", Юрий Зубаков выразил искреннюю признательность за понимание и поддержку в период его пребывания в Молдове в качестве посла Российской Федерации. Дипломат от всей души пожелал жителям Приднестровья счастья, благополучия и процветания.

"Приднестровье торгует оружием"

Председатель парламентской комиссии по национальной безопасности Юрий Стойков утверждает, что "Приднестровье торгует оружием". Об этом он сказал в воскресенье 9 мая в интервью телеканалу PRO-TV-Chisinau. Стойков отметил, что соответствующая информация предоставлена в распоряжение властей Кишинева "секретными службами некоторых стран".

"Любая продажа оружия из Приднестровья незаконна. Это оружие может попасть в руки террористов, разных преступных группировок", - подчеркнул Стойков. По его словам, "речь идет не о тяжелом вооружении или военной технике".

Председатель парламентской комиссии подтвердил, что на Молдавском металлургическом заводе в Рыбнице обнаружены радиоактивные материалы, но уточнил, что они попали туда "в составе металлолома, поступившего на завод для переплавки". "В настоящее время эти материалы складированы в соответствии со всеми правилами безопасности и не представляют опасности для здоровья населения региона", - сказал Стойков.

"Молдавский ОВИР приднестровцы превратят в вытрезвитель"

Представитель администрации Бендер в Объединенной контрольной комиссии (ОКК) Виктор Галата заявил в четверг 13 мая, что в отношении правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений Молдовы в Бендерах руководство города будет действовать в соответствии с приднестровским законодательством. Как сказал в беседе с корреспондентом "ИНФОТАГ" член ОКК от Молдовы Ион Ляху, администрация Бендер аргументировала свою позицию тем, что неоднократные обращения в адрес ОКК с просьбой решить проблему пребывания в городе пенитенциарных учреждений и молдавской полиции не были приняты во внимание. "Теперь можно ожидать любых действий со стороны руководства города. Более того, принимаемые решения не будут координироваться с ОКК. Вполне возможно, что бендерский филиал Департамента информационных технологий, которому подведомственны ОВИРы, ЗАГСы и МРЭО, может быть выдворен, а здание переоборудовано в вытрезвитель", - отметил он.

На заседании ОКК в четверг вопрос о зоне безопасности было решено обсудить в более широком формате, который включал бы экспертов, послов стран-гарантов и представителей органов местной власти из молдавских сел Дороцкая, Кошница и Пырыта, которым таможенные и пограничные органы Приднестровья чинят всяческие препятствия. Дата и место проведения заседания должны установить сопредседатели ОКК от Кишинева и Тирасполя совместно с министром реинтеграции Молдовы Василием Шовой и главой внешнеполитического ведомства Приднестровья Валерием Лицкаем. "Решение принято вследствие того, что ОКК исчерпала все свои возможности решить эти проблемы", - сказал Ляху "ИНФОТАГ".

Молдавский президент предложил провозгласить 2005 г. "Всемирным годом Победы над фашизмом"

Президент Республики Молдова Владимир Воронин предложил главам государств СНГ выступить с единой инициативой о провозглашении 2005 года "Всемирным годом Победы над фашизмом". Как сообщало агентство БАСА-пресс, главам государств СНГ направлено послание следующего содержание: "В 2005 году исполняется 60 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - самой кровопролитной и разрушительной за всю историю человечества. В горниле Великой Отечественной закалились дружба и братство между нашими народами. Беззаветное мужество и героизм советских воинов и тружеников тыла сыграли решающую роль в достижении Победы над силами фашизма и милитаризма, в борьбе за торжество свободы и мира на земле. Учитывая исключительную значимость Победы для всего мирового сообщества, отдавая дань светлой памяти миллионам людей разных национальностей, положивших свои жизни в священной борьбе с фашизмом, и в знак глубокой признательности ветеранам войны Республика Молдова предлагает инициировать в рамках Организации Объединенных Наций идею провозглашения 2005 года Всемирным годом Победы над фашизмом". В заключение глава молдавского государства выразил уверенность, что эта инициатива встретит поддержку со стороны всех стран Содружества Независимых Государств.

В четверг 13 мая президент Воронин принял участие в церемонии, в рамках которой вручил группе ветеранов войны в Афганистане и вооруженного конфликта на Днестре ключи и документы на 40 автомобилей "Москвич" экспортной серии, оснащенные двигателем "Renault". Как уточняет БАСА-пресс, этот дар сделан по инициативе главы государства и стал первой акцией такого рода со времен провозглашения независимости Республики Молдова. В своем выступлении на этой церемонии Воронин сказал, что "войны начинают политики, не самые лучшие и не самые умные, а из-за них страдают простые люди". "Мы не поддерживаем и никогда не будем поддерживать новое напряжение ситуации. Мы будем бороться за мир в Республике Молдова и в нашей общей Европе", - подчеркнул президент.

Воронин поедет к Саакашвили в Батуми

Делегация Молдовы будет участвовать в июньском саммите ГУУАМ. Как сообщили газете "Время" в МИД республики, скорее всего ее возглавит президент Владимир Воронин.

После мирной зачистки Аджарии от клана Абашидзе президент Грузии Михаил Саакашвили заявил в минувший вторник в прямом эфире грузинского ТВ, что в июне состоится саммит президентов стран организации ГУУАМ, в которую входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова. По его словам, планируется, что саммит пройдет в столице Аджарии - Батуми. Саакашвили подчеркнул, что ситуация в этой республике после свержения сепаратистского лидера Аслана Абашидзе стабилизировалась, а проведение саммита ГУУАМ будет способствовать дальнейшей нормализации обстановки. По словам Саакашвили, президенты Украины и Азербайджана Леонид Кучма и Ильхам Алиев уже дали согласие прибыть в Батуми. "Как минимум три президента на этот саммит в Батуми прибудут, и сейчас идут переговоры с президентом Узбекистана", - подчеркнул Саакашвили.

Как пишет "Время", в последний год отношение стран-участниц ГУУАМ, в том числе Молдовы, к этому образованию стало меняться в лучшую сторону. В 2001 г. президент Молдовы Владимир Воронин на саммите ГУУАМ в Ялте подверг эту организацию жесткой критике и дал понять, что Молдова может выйти из ГУУАМ в случае, если от организации не будет экономической пользы. В 2002 г. о выходе из ГУУАМ заявил Узбекистан, который впоследствии приостановил процедуру выхода. В саммите ГУУАМ в 2003 г. президенты Молдовы и Узбекистана не участвовали, однако в последнее время их отношение к данной организации стало более благосклонным. Это связано с предстоящим строительством трубопровода для транспортировки каспийской нефти в Европу через территорию этих стран, а также с рядом совместных проектов по обеспечению безопасности, которые финансируются США. Однако Молдова в силу невыгодного географического положения и пассивной реакции на изменения в черноморском регионе до сих пор никаких экономических дивидендов от ГУУАМ получить не смогла.

Президент будет назначать "членов правительства по должности"

Кабинет министров РМ представил в парламент проект дополнений к Закону о правительстве. Документ вводит новое понятие: член правительства по должности. На нее могут назначить "руководителей некоторых органов государственной власти, государственных учреждений, которые участвуют в разработке и реализации государственной политики в различных областях". Таким образом, документ дает возможность расширить список членов правительства до нескольких десятков. Члены правительства по должности будут назначаться декретом президента, пишет "Кишиневский обозреватель".

Помимо введения новой должности, авторы проекта предлагают возродить президиум правительства. В принципе, этот орган предусмотрен и в действующем Законе о правительстве. Однако в нем не оговорены полномочия президиума. В нем лишь сказано, что в президиум должны входить премьер-министр, его заместители и министр юстиции, которые решают вопросы, связанные с "организацией внутренней деятельности". По мнению разработчиков проекта, президиум должен рассматривать "проекты повестки заседаний правительства, планы работы на текущий период, список проектов, которые необходимо рассмотреть в парламенте в приоритетном порядке, предложения о создании правительственных комиссий и советов, вопросы, связанные с поощрением министров или их заместителей, руководителей департаментов и других органов, подчиненных правительству, а также о применении к ним дисциплинарных санкций". Кроме того, президиум будет вправе определять обязанности своих членов, а также "рассматривать другие вопросы в случае, если нет необходимости принимать по ним решения нормативного характера", пишет "Кишиневский обозреватель".

Находящиеся в меньшинстве депутаты от оппозиции будут голосовать против этого проекта, поскольку он, по их мнению, не соответствует Конституции. "Предложения авторов противоречат принципам парламентского управления", - подчеркнул депутат от альянса "Наша Молдова" Ион Гуцу. Он считает, что членами правительства по должности будут "просто какие-то приближенные люди". Ион Гуцу отметил также, что "этот документ имеет и другие спорные предложения. В частности, предлагается создать промежуточный орган - президиум правительства. Но от этой практики давно отказались, потому что правительство есть правительство, и именно оно должно решать все вопросы, находящиеся в его компетенции", пишет еженедельник.

По мнению другого депутата, председателя Центристского союза Михаила Петраке, проект - "это ни что иное, как попытка подменить парламент, подменить само правительство в принятии важных решений. Если следовать этому проекту, президент сможет назначить того, кого он считает нужным. В итоге может получиться так, что состав правительства будет в два раза больше, чем тот, который получает политическую поддержку парламента. Но не надо забывать, что с 5 июля 2000 года у нас действует парламентский режим управления. Поэтому эта инициатива, на мой взгляд, является вызовом авторов проекта самой конституционной системе управления. Они пытаются создать нечто такое, что не предусмотрено Конституцией".

"Не менее спорна идея создания президиума правительства, который будет вправе издавать распоряжения по вопросам, по которым нет необходимости принимать документы нормативного характера. А таких вопросов может быть очень много. В итоге появится еще одна серьезная проблема. Президиум правительства не предусмотрен Конституцией. И если этот президиум будет издавать какие-то неконституционные распоряжения ненормативного характера, то их нельзя будет опротестовать в Конституционном суде (КС). Потому что в Конституции написано, что опротестовывать можно постановления и ордонансы правительства, но не какого-то президиума. Нет такого субъекта, поэтому его решения нельзя будет опротестовать в Конституционном суде. А КС уже создал такой прецедент, решив, что акт ненормативного характера, изданный правительством, не попадает под конституционную юрисдикцию. В результате получится полный хаос", цитирует "Кишиневский обозреватель" Михаила Петраке, назвавшего проект "очередной попыткой главы государства сконцентрировать всю исполнительную власть в своих руках, а значит - подчинить ее".

Выборы-2005

Три в одном

Три правоцентристских партии - Альянс "Наша Молдова", Демократическая партия и Социал-либеральная партия (СЛП) - решили выступить единым избирательным блоком на очередных парламентских выборах 2005 г. Блок решено назвать "Демократическая Молдова". Первым в списке блока будет генеральный примар (мэр) Кишинева Серафим Урекян. Как передает "ИНФОТАГ", все три формирования пока не спешат официально объявить о создании блока. Они обосновывают это тем, что решение об учреждении блока было принято только на уровне лидеров партий и должно быть подтверждено советами этих формирований.

В заявлении, опубликованном в INFOTAG-FORUM, лидер Социал-либеральной партии Олег Серебрян выразил удовлетворение тем, что переговоры о создании блока "завершились в канун Дня Европы - 9 мая". Он отметил, что этот день "был определен участниками переговоров в качестве deadline". "Конечно, определенные проблемы еще остаются открытыми, но я уверен в том, что после нахождения компромисса по названию блока, избирательной эмблемы и др. впредь все пойдет хорошо. Вопрос о местах в списке, который некоторым казался более важным, даже не обсуждался - совершенно иными были проблемы, которые разделяли три составные части блока", - сказал он.

Лидер СЛП говорит, что "блок обречен на успех". "Если верить опросам общественного мнения, 42% избирателей готовы поддержать блок. С учетом того, что его ждут избиратели в качестве объединения демократических сил, есть реальные шансы получить большинство в будущем парламенте. Для этого следует эффективно и упорно работать в оставшиеся до выборов девять месяцев. За это время мы должны подготовить и провести хорошую предвыборную кампанию", - заявил Серебрян.

Национал-радикалы заговорили о корректности

Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) разработала пакет поправок к действующему законодательству, касающийся корректности выборов и демократического функционирования независимых организаций и учреждений. Об этом шла речь в понедельник 10 мая на пресс-конференции, проведенной представителями формирования по случаю презентации законопроекта. Как передает "ИНФОТАГ", лидер ХДНП Юрие Рошка сказал, что поправки касаются избирательного законодательства, независимости правоохранительных органов и СМИ, свободы выражения, собраний. "Чтобы предупредить любое политическое вмешательство руководства в деятельность судебной системы, президент республики вправе лишь один раз отклонять предложения Высшего совета магистратуры о назначении на должность того или иного судьи. Что касается предложения ВСМ о назначении на должность председателя или вице-председателя Апелляционной палаты, то глава государства не вправе его отклонять", - сказал он.

Вместе с тем, ХДНП выступает против того, чтобы генерального прокурора освобождали от должности на заседании парламента. "Мы выступаем за отмену ряда статей законодательства, регулирующего свободу собраний, которые в настоящее время являются антидемократическими и противоречит международному праву. Точно также необоснованно применение санкций к тому или иному лицу за участие в публичных собраниях", - отметил Рошка.

По его мнению, нынешнее избирательное законодательство не обеспечивает в полной мере проведение свободных выборов. "Мы предлагаем, чтобы члены Центральной избирательной комиссии назначались Высшим советом магистратуры (пять человек), а также парламентскими фракциями (четыре человека, в том числе двое от оппозиции). Кроме того, члены комиссии не должны состоять ни в одной политической партии", - сказал лидер ХДНП.

В ХДНП разработали также образец бюллетеня для голосования, который, по мнению представителей партии, позволит избежать подделок. "Выборы президента республики должны состояться в двухмесячный срок со времени истечения его мандата, а парламент должен принять органический закон, подтверждающий выборы главы государства", - сказал Рошка.

Он считает, что заседания правительства и парламента должны транслироваться в прямом эфире по Национальному телевидению и радио. "Этот пакет документов мы предложим рассмотреть на пленарном заседании парламента. Если мажоритарная фракция отвергнет поправки, у нас будут все основания считать, что очередные выборы пройдут некорректно и недемократично", - считают представители ХДНП, информирует "ИНФОТАГ".

Социал-демократы надеются на мудрость избирателей

Социал-демократическая партия Молдовы (СДПМ), развернувшая активную работу по организационному укреплению своих территориальных структур, рассчитывает на существенное пополнение своих рядов за счет того, что все больше избирателей осознают необходимость реальной консолидации общества, основанной на благосостоянии всех, а не на исключительности тех или иных политических сегментов. Эти оценки были озвучены на состоявшейся в среду 12 мая пресс-конференции СДПМ, передает БАСА-пресс. Совет СДПМ намерен обнародовать три наглядные, по мнению лидеров партии, инициативы. Речь идет о "Концепции укрепления общества", предполагающей формирование новой политической элиты, которая имела бы законное право определить "национальную идею Республики Молдова". Вторая инициатива связана с "Концепцией государственного устройства", необходимой после целой вереницы различных политических и административных реформ, которые основывались не на реальных интересах населения и поэтому могут рассматриваться как "псевдореформаторское изматывание". Концепция выступит за оздоровление власти и реальное участие населения в осуществлении контроля над государственными структурами, в том числе за судейской властью. "Концепция социально-экономической политики" представляет собой третью инициативу, в ней СДПМ изложит свои принципы построения справедливого в социальном плане государства, для которого уровень жизни и социальная защита всего населения станут реальными задачами. Лидер СДПМ Ион Мушук подчеркнул, что в этом разделе будут представлены эффективные экономические решения, в том числе установление приоритетных отраслей экономики, способных обеспечить устойчивый экспорт, расширение базы налогообложения, поощрение различными методами вложения денег, заработанных молдаванами за рубежом, существенное сокращение расходов на содержание бюрократического аппарата.

Социал-демократы отклонили предложение присоединиться к новому предвыборному блоку "Демократическая Молдова", так как инициаторы переговоров обеспокоены не столько программными принципами, платформой коалиции, сколько разделением портфелей и мест в списках кандидатов. Мушук считает, что в Республике Молдова уже созданы предпосылки для того, чтобы так называемый идеализм социал-демократов нашел поддержку в обществе.

Депутаты с финансистами не согласились

Национальный банк Молдовы (НБМ) потерял из-за нестабильности обменного курса лея около 310 млн. леев. Об этом сообщил в пятницу на парламентских слушаниях, посвященных ситуации на валютном рынке, президент НБМ Леонид Талмач. Как сообщает "ИНФОТАГ", глава НБМ утверждает, что повышение обменного курса лея произошло из-за нестабильности курса основных валют во многих странах мира, а также из-за огромного притока валюты от граждан Молдовы, работающих за рубежом. По словам Талмача, "НБМ держит ситуацию под контролем" и постепенное повышение курса доллара обусловлено "малой интервенцией банка на рынке". "Мы не допустим, чтобы курс упал ниже отметки 10,85 лея за один доллар", - заявил Талмач.

Он считает, что государственный бюджет также пострадает от повышения курса лея. "Во-первых, в бюджет не поступят средства, предусмотренные в качестве доходов от НБМ, а во-вторых, грант, который должен предоставить Европейский Союз и который был рассчитан по курсу 15,2 лея за один доллар, значительно уменьшится", - уточнил Талмач.

Он назвал необоснованными жалобы экспортеров на то, что они работают в убыток из-за скачков курса лея. "Почему они забывают о том, что из-за повышения курса доллара с 4,6 лея до 14 леев за один доллар они оказались в большом выигрыше?" - спросил президент банка. Он заметил, что "НБМ мог бы за два-три дня скупить всю валюту на рынке, но в таком случае возросла бы инфляция", передает "ИНФОТАГ".

Министр экономики Мариан Лупу затруднился дать прогноз, как будет развиваться ситуация с курсом лея в будущем. Он назвал три направления, по которым следовало бы работать, чтобы избежать повторения резкого укрепления лея. По его словам, во-первых, следует предоставить реальные возможности для того, чтобы излишки валюты могли свободно уйти из страны. "Это не означает, что мы откроем ворота, и валюта будет вывезена из Молдовы в крупных масштабах. К этому процессу следует относиться весьма осмотрительно. Параллельно нужно бы ускорить процесс приватизации, разрешив продажу имущества за доллары и евро", цитирует Лупу "ИНФОТАГ". Во-вторых, по мнению министра, "необходимы определенные меры по регламентированию валютных резервов". "НБМ принял ряд решений в этом плане. Однако они вступят в действие, начиная с 1 июля", - уточнил Лупу. В-третьих, необходимо ужесточить проверки на границе, "через которую провозится самая большая часть валюты, официально не декларируемая". "Следует осуществлять статистическую проверку, а не административную. Если мы будем знать, какие суммы денег ввозятся в страну, то сможем делать прогнозы на будущее", - подчеркнул министр.

Он считает, что благоприятной мерой было бы внесение парламентом поправок в закон о борьбе с отмыванием денег, которые предусматривали бы, что банки должны ставить в известность Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией лишь в том случае, если суммы, которыми оперируют физические лица, превышают 500 тыс. леев (в данное время потолок составляет 100 тыс. леев), а юридические лица - 5 млн. леев (ныне потолок составляет 300 тыс. леев). "Эти поправки уже разработаны. Их принятие парламентом позволило бы вывести из тени значительные суммы денег", - сказал Мариан Лупу, передает "ИНФОТАГ".

Оппозиция считает, что большую часть вины за "хаос на валютном рынке Молдовы последнего времени" несут государственные структуры. На парламентских слушаниях независимый депутат, лидер Социалистической партии Виктор Морев назвал необоснованными аргументы НБМ и Министерства экономики о том, что нестабильность обменного курса - следствие девальвации доллара и евро. "Если это так, то почему доллар и евро не девальвировались в соседних странах в той же мере, как в Молдове?" - спросил он, информирует агентство.

Депутат от альянса "Наша Молдова" Юрие Болбочану заявил, что НБМ и Министерство экономики ушли от ответственности за события на валютном рынке. Такого же мнения придерживается и лидер фракции альянса Думитру Брагиш, который дал понять, что скачок курса лея в сторону его укрепления - следствие административных мер. "Не ясно, как в течение одной ночи в конце прошлой недели, после того, как в парламенте был поднят соответствующий вопрос, курс доллара резко возрос на 1,3 лея", - отметил он. Бывший вице-премьер, депутат от альянса "Наша Молдова" Ион Гуцу назвал целый ряд причин, которые привели к повышению курса лея. К ним он отнес отсутствие внешнего кредитования, доходов от приватизации, дисбаланс во внешней торговле, сокращение иностранных инвестиций в 2003 г. почти в два раза, необоснованное повышение зарплат и пенсий. "Еще два года назад было известно, что доходы наших граждан за рубежом значительно возрастут. Мы это знали, но ничего не сделали для того, чтобы предупредить негативное влияние этого явления. Почему?" - спросил он. Гуцу не исключает, что нынешней осенью события, которые произошли недавно на валютном рынке, могут повториться, сообщает "ИНФОТАГ".

Молдавских экспортеров расширение ЕС застало врасплох

В первом квартале 2004 года общий товарооборот Молдовы с другими странами составил $573,9 млн. Как сообщает департамент статистики и социологии, это на 35,7% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом практически одинаково - на 36% и 35,4% - увеличились как экспортные поставки, так и импорт товаров в Молдову. Это и предопределило рост отрицательного торгового сальдо, который уже по итогам первых трех месяцев года приобрел угрожающие масштабы - $106,9 млн., что на $27,1 млн. больше, чем в январе-марте 2003 года, пишет "Экономическое обозрение" ("ЭО").

Впервые с 1998 года наметился спад в поставках молдавских товаров на рынки стран Центральной и Восточной Европы. Вроде бы снижение не столь и значительно - всего на 2,9%. Но с учетом того, что экспорт молдавских товаров на этот рынок уменьшился как раз в период, непосредственно предшествующий вступлению десяти стран этого региона в Евросоюз, возникает мысль о взаимосвязи этих явлений. "Безусловно, расширение ЕС за счет стран Центральной и Восточной Европы скажется на торговых интересах Молдовы в этом регионе, - сообщила "ЭО" начальник управления адаптации экономики в процессе европейской интеграции Минэкономики РМ Мариана Золотко. - Причем в некоторых аспектах это будет нести для нас положительный эффект, в других - отрицательный. Десять новых членов Евросоюза стали с 1 мая частью единого рынка, в котором действуют одинаковые правила игры для всех участников. Особенно по отношению к третьим странам, к которым относится и Молдова. Естественно, что некоторые правила доступа на рынки новых членов ЕС станут более жесткими для наших экспортеров, по некоторым позициям нам станет легче продвигать свои товары. Положительным моментом для Молдовы может стать и тот факт, что значительно расширился рынок самого Евросоюза, в нем появились свободные ниши, начнут происходить структурные перемены. Этой ситуацией можно воспользоваться, чтобы укрепить свои позиции на этом важном для нас направлении внешней торговли. Но чтобы эффективно воспользоваться новыми возможностями, нам всем вместе - и специалистам разных министерств и ведомств, и самим экспортерам - надо внимательно анализировать ситуацию по каждому конкретному товару, по каждой отрасли и стране. И оперативно реагировать на складывающиеся реалии, на новые требования и правила, подстраиваться под них".

Как считают в Минэкономики, некоторое снижение экспорта в страны Центральной и Восточной Европы во многом связано с новыми требованиями, предъявленным к этим странам накануне их вступления в ЕС. Многие страны-кандидаты до последнего откладывали введение обязательных в ЕС требований к импортируемым товарам в области качества, стандартов, сертификации, технических условий и т.д. Особенно это касается молочной и животноводческой продукции. Памятны проблемы, возникшие у Молдовы с Румынией в торговле этими товарами как раз на почве "евростандартов". Не в пример ближайшим соседям, остальные страны региона до последнего откладывали внедрение этих стандартов ЕС для импорта молочной и животноводческой продукции из третьих стран. Но непосредственно перед вступлением обязаны были это сделать. Поэтому если до сих пор, например, Польша выступала одним из крупных импортеров сухого молока из Молдовы, то с января она уже не может позволить себе покупать у РМ этот товар. Решить эту проблему можно только в том случае, если Молдова ускорит выполнение необходимых требований и добьется тем самым своего включения в официальный перечень ЕС, позволяющий экспортировать молочную и животноводческую продукцию на рынки этих стран, считает "Экономическое обозрение".

Другой причиной, повлиявшей на итоги экспорта в страны Центральной и Восточной Европы, стало снижение поставок на 16,3% молдавских товаров в Румынию. Казалось бы, это не так уж много, если учитывать, что экспорт в другие страны региона - Боснию и Герцеговину, Хорватию, Словению, Сербию и Черногорию - снизился на 57-89%. Но необходимо учитывать и удельный вес Румынии как в молдавском экспорте в целом, так и для данной группы стран в частности. С объемом $22,4 млн. ближайшие соседи Молдовы на Западе занимают третье место среди главных стран-импортеров молдавской продукции, на их долю приходится более 2/3 молдавского экспорта в страны Центральной и Восточной Европы.

В Минэкономики отметили, что в первую очередь на экспорте в Румынию сказалось значительное сокращение поставок сахара. Хотя Молдова получила квоту в 14 тыс. тонн для поставок сахара в режиме свободной торговли в Румынию, из которых в первом квартале могла поставить 4 тыс. тонн, на самом деле за три первых месяца года на румынский рынок было продано всего 100 тонн молдавского сахара. В 2003 году Молдова экспортировала в Румынию 26 тыс. тонн сахара, из которых больше половины пришлись на первые месяцы года. Причина нынешних мизерных поставок - в ценовой неконкурентоспособности. В то время как сахаропроизводители Молдовы отгородились от остального мира высокими пошлинами, не заботясь особо о снижении себестоимости своей продукции, Румыния до сих пор оставила свой рынок открытым для тростникового сахара, который значительно дешевле. Поэтому если экспортная цена молдавского сахара составляет порядка $220-230 за тонну, то в Румынии цена на этот товар не превышает $150-170. Да к тому же курс национальной валюты РМ никак не способствует повышению конкурентоспособности молдавского экспорта, замечает еженедельник.

При вступлении в ВТО Молдова отдельно вела переговоры по тарифам с ЕС и со странами, которые присоединились к этой структуре 1 мая. И теперь требование единой тарифной политики Евросоюза вошло в противоречие с тарифами, которые Молдова согласовала с этими странами на двусторонней основе. Это потребует проведения новых переговоров, в которых прежде всего заинтересованы новые члены ЕС. Особенно когда речь идет о более высоких тарифах, чем действовавшие до сих пор в торговле с Молдовой. "В Плане действий Молдова-Евросоюз есть специальный раздел, посвященный развитию торговли между нашей страной и ЕС, - пояснила "Экономическому обозрению" Мариана Золотко. - Принципиальный момент этого документа заключается в том, что он не только предусматривает выполнение определенных обязательств со стороны Молдовы, но и дает возможность нашей стране обозначить и отстаивать свои торговые интересы на этом рынке. Более того, Евросоюз готов оказать Молдове всемерную поддержку по внедрению Плана действий как через техническую и финансовую помощь, так и посредством предоставления серьезных преференций в торговле. Каковы будут конкретные формы и размеры этих преференций, пока неизвестно, но мы можем сами влиять на это, решительно внедряя европейские требования к качеству и сертификации продукции, стандарты ЕС".

У Приднестровья будет золотой запас

"Важным и своевременным" назвал вице-спикер Верховного Совета ПМР Евгений Шевчук одобренный парламентским комитетом по экономической политике законопроект "О фонде государственного резерва". Как сообщает "Ольвия-пресс", соответствующие статьи о формировании фонда госрезерва были предусмотрены в законах "О республиканском бюджете" на 2003 и 2004 гг. Однако из-за отсутствия соответствующей законодательной базы, которая бы регламентировала порядок использования этих средств, этот важный для государства вопрос был отложен. Сейчас этот пробел постарались восполнить депутаты и специалисты парламентского комитета по вопросам экономической политики.

По словам Евгения Шевчука, создание фонда госрезева, в котором будут сконцентрированы стратегические продовольственные запасы и финансовые резервы, обеспечат экономическую и социальную стабильность в республике в случае возникновения нештатных ситуаций - неурожая, стихийных бедствий, техногенных катастроф или других ЧП. Средства финансового резерва предлагается вложить в акции компаний, входящих в лизинг международных финансовых рынков, и государственные ценные бумаги иностранных государств. Дивиденды от ценных бумаг будут направляться в финансовый резерв фонда, что позволит увеличивать его объемы. Кроме того, законопроект предусматривает формирование стратегического запаса на долгосрочную перспективу (5-10 лет) в твердой иностранной валюте или драгоценных металлах. Продовольственный запас будет сформирован на основании перечня, разработанного правлением фонда. Евгений Шевчук подчеркнул, что стратегический запас может быть задействован по истечении пятилетнего срока только в случае объявления чрезвычайного положения по решению главы государства и Верховного Совета, предает "Ольвия-пресс".

Как сообщает БАСА-пресс, премьер-министр Молдовы Василе Тарлев потребовал от соответствующих органов найти законные способы для того, чтобы хозяйствующие субъекты Приднестровского региона смогли открывать счета в банках Правобережья Днестра. Премьер-министр дал эти указания на рабочем заседании, где был рассмотрен ряд вопросов, связанных с экономическими взаимоотношениями хозяйствующих субъектов двух берегов Днестра. Ряд предприятий, размещенных на левом берегу Днестра, обратился к кишиневскому правительству с просьбой разрешить открытие счетов в банках Правобережья Днестра в целях оптимизации двусторонних сделок и проведения импортных операций. Василе Тарлев потребовал от должностных лиц найти для этого оптимальные пути и подчеркнул на заседании, что "развитие и активизация партнерских отношений между хозяйствующими субъектами Молдовы, независимо от места их расположения, является приоритетом для правительства".

В мае 2003 года Кишинев объявил, что готов регистрировать хозяйствующие субъекты Левобережья Днестра, занимающиеся импортом-экспортом, и выдавать таможенные документы Кишинева без взятия хозяйствующими субъектами определенных обязательств перед государственным бюджетом, а только перед местным. По официальной информации, до июля того же года таможенные документы Кишинева получило примерно сто хозяйствующих субъектов, которыми было проведено экспортно-импортных операций на 60 млн. долларов в более чем 30 странах. Первоначально планировалось, что процесс внесения хозяйствующих субъектов Левобережья Днестра, занимающихся экспортно-импортными операциями, в Государственный реестр предприятий и организаций завершится к 1 января 2004 года, однако впоследствии правительство продлило этот срок до 1 января 2005 года, информирует БАСА-пресс.

Каждая третья секс-рабыня в Косово - гражданка Молдовы

Из 406 женщин, вернувшихся за последние три года из Косово на родину стараниями Международной организации по миграции (МОМ), 48 процентов - гражданки Молдовы, ставшие жертвами торговцев людьми. Всего, по данным организации, 27 процентов жертв трафика (торговли людьми) в Косово - женщины из Молдовы. Об этом говорится в докладе Всемирной правозащитной организации "Международная амнистия", передает агентство "Новости - Молдова".

Согласно данным МОМ, из 168 молдавских женщин, которым эта организация оказала помощь, шесть процентов - девушки в возрасте до 18 лет. 57 процентов женщин имеют лишь начальное образование, 24 процента - среднее и только 5 процентов - высшее.

70 процентов этих женщин заявили МОМ, что в Молдове жили очень бедно, зарабатывая не больше 30 долларов в месяц. Главная цель, с которой они покинули страну, - поиски работы. 60 процентам молдавских женщин, попавших в рабство в Косово, обещали первоначально работу в Италии, поэтому они добровольно отправлялись за границу. Лишь совсем немногих увезли в Косово силой - в багажнике автомобиля. Только каждая пятая женщина, несмотря на активно проводящуюся в Молдове информационную кампанию по борьбе с трафиком, подозревала, что ее везут за границу для занятия проституцией.

Как пишет "Время", "Международная амнистия" обвиняет сотрудников крупных международных организаций в разложении и надругательстве над моралью и правом. По данным правозащитников "Международной амнистии" (МА), в Косово практикуется принудительная проституция. За последние четыре года МА зарегистрировала десятикратный рост числа борделей.

МА утверждает, что каждый пятый посетитель косовских борделей - солдат миротворческих войск, причем в общей сложности именно этот контингент обеспечивает 80 процентов доходов незаконной секс-индустрии: в Косово в настоящее время проституция запрещена. Вместе с тем персонал международных миротворческих сил KFOR и международных полицейских подразделений "Unmik" обладает неприкосновенностью, которая может быть снята лишь специальным приказом. Такая мера за последние два года применялась лишь дважды.

Правозащитники обвиняют местные власти и персонал ООН и НАТО в автономном крае Косово в сговоре, жертвами которого оказываются женщины, насильственно удерживаемые в качестве секс-рабынь. Наличие среди клиентов нелегальных публичных домов представителей KFOR и "Unmik" - смертельный капкан для женщин, которых принуждают оставаться в этом доходном для сутенеров бизнесе, пишет ежедневная газета "Время".