После парламентских слушаний, посвященных поправкам в Устав Архангельской области, вносимых губернатором Николаем Киселевым, корреспонденту ИА REGNUM удалось побеседовать с депутатом областного Собрания Станиславом Вторым.

Станислав Алексеевич, Вы были руководителем рабочей группы областного Закона о выборах, интересно узнать ваше мнение о количестве депутатов в будущем созыве областного Собрания?

Оно должно быть оптимальным. Мною это заявлялось неоднократно. Интерес к количеству депутатов в облсобрании закономерен. При этом называются различные цифры, начиная с одиннадцати и заканчивая числом 78. Администрация области, как вы уже знаете, предложила вариант - пятидесят депутатов. Если бы позволил Закон, я бы остановился на количестве двадцати семи, чтобы каждое муниципальное образование представлял свой областной депутат. Но это, конечно, из области фантазии.

Как все же определить, сколько депутатов действительно требуется?

Мы "заблудились" в количестве. Здесь необходим критерий. А его нет. Выработать его должно поручить специалистам, ученым: у нас, слава богу, в городе их хватает. При этом будут учтены и площадь архангельской области, а она большая, и отдаленность поселков и деревень от районных центров и районных центров от областного. Также пусть учтут функции, которые должен осуществлять депутат и другие аспекты. В итоге и можно будет определить количество депутатов, которое должно быть. А лишь после этого пусть последуют обсуждения и принятия решений.

Тогда откуда взялось число 50?

Думаю, число опять "подгоняют" под конкретную ситуацию. 39 - мало, 78 - много, так давайте остановимся на пятидесяти. И волки сыты, и овцы целы. О чем это говорит? О легковесности подхода к этому важному вопросу. Мы находимся не на том уровне развития общества, когда так принимаются решения. Мы живем в двадцать первом веке. И каждое принимаемое решение должно быть обоснованным, а для этого нужен критерий. Получилось так, что все перессорились, сделали врагов, победителей, а решение вопроса не тронулось с места. "Заболтали проблему", если не проспали. Уже второй год говорим о количестве депутатов в областном Собрании, а воз и ныне там.

На парламентских слушаниях также прозвучало, что у депутатов довольно много функций: представительская, законодательная, контролирующая и другие. И поэтому количество 78, утвержденное на одной из прошлых сессий, не надо уменьшать, как это предлагает сделать администрация?

Сессия проходит один раз в два месяца. Спросите у депутатов, чем они заняты в перерывах между сессиями. Денно и нощно трудятся над разработкой законов? Контролируют исполнительную власть? Встречаются с избирателями? Что касается последнего, то за два месяца свой округ можно объехать вдоль и поперек и встретиться со всеми избирателями. Было бы желание. Нужно быть ответственным в первую очередь перед самим собой и избирателями и не лукавить. В связи с этим тут же напрашивается другой вопрос: кто должен быть депутатом? Каким требованиям депутат должен отвечать? Что должен уметь? Я этот вопрос адресую избирателям, политическим партиям. Законодательный орган, прежде всего, должен быть профессиональным. Я считаю, что депутаты должны быть готовы, в первую очередь, к законодательной работе. Хотя бы принимать участие в разработке законов, не говоря уж о внимательном прочтении законопроектов перед сессиями.

Станислав Алексеевич, а как вы оцените поправки в Устав области о коллегиальности администрации, инициированные губернатором?

Я не считаю себя специалистом в области государственного строительства и управления, но я имею свое мнение. Как-то мне довелось встречаться с американскими юристами, и они мне с гордостью заявили, что они никогда не позволят ни одному из президентов тронуть Конституцию США. "Она - единственное, что может защитить нас", - часто повторяли они. Нам, россиянам, следовало бы это перенять. Я с большим уважением отношусь к нынешнему президенту Владимиру Путину. Одно из главных достоинств его - это отсутствие скоропалительности в принятии решений. Сколько не подталкивают его к внесению поправок в конституцию, он не предпринимает попыток сломать ее. У нас же новый глава администрации области всего полтора месяца работает. Не сформирован аппарат. Главные чиновники "ходят" с приставками И. О.. Но сразу же пошли разговоры о том, чтоб поменять Устав. Где аргументы, что действующий Устав тормозит Управление области? Что он не совершенен? Нет их. Может быть, я ошибаюсь, но Устав "подгоняют" под конкретных людей. Дали обещание взять на работу. Что-то не получается. Тогда давайте сменим областную конституцию! Этот вопрос щепетильный и здесь не нужно спешки. Вряд ли с изменением статьи 27 устава, которую предлагают изменить, экономика в области резко пойдет в гору, будут строиться дороги, исчезнет грязь хотя бы из областного центра.