Доклад "О неудовлетворительной работе Государственной комиссии по химическому разоружению под руководством Сергея Кириенко" представили журналистам на пресс-конференции 30 июня руководители ряда экологических организаций. Как отметили сопредседатель Международного социально-экологического союза Святослав Забелин и директор общественного фонда "Гражданин" Максим Шингаркин, в докладе рассмотрены различные нарушения прав граждан РФ в ходе ликвидации химического оружия.

"Анализ деятельности Госкомиссии показал, что до настоящего времени не обеспечивается эффективная координация деятельности органов, ответственных за хранение и уничтожение химического оружия (ХО)", - отмечают авторы доклада. - "В настоящий момент идет процедура ликвидации Росбоеприпасов и передачи дел в Федеральное агентство по промышленности, в ходе которой происходит планомерное уничтожение части отчетной финансовой документации, что затруднит проведение в дальнейшем проверок целевого расходования бюджетных и иностранных средств, направленных на уничтожение ХО и израсходованных под контролем Госкомиссии".

Как отмечают авторы доклада, к Госкомиссии и к ее председателю Сергею Кириенко предъявляются обоснованные претензии по непрозрачности расходования средств, выделяемых на обеспечение химического разоружения. Но эти претензии остаются безответными в виду "фактической неподконтрольности С.Кириенко, умело перекладывающего формальную юридическую ответственность за принятые им лично решения на зависящих от него официальных должностных лиц", - сказано в докладе.

Экологи отмечают, что из-за постоянного сокращения финансовой помощи со стороны западных стран, вызванного непрозрачностью расходования поступающих средств на химическое разоружение, возросли расходы, финансируемые из федерального бюджета РФ. Так, по результатам проверки эффективности использования средств Счетная палата летом 2003 года сообщила, что строительство объекта по уничтожению ХО в Щучьем (Курганская область) "велось с нарушениями действующего законодательства, финансирование строительства осуществлялось без утвержденного технико-экономического обоснования, оплачивались расходы, не подтвержденные документально, материалы приобретались по завышенной стоимости, производилась двойная оплата одних и тех же работ".

В докладе приводится пример излишней траты средств, когда при проектировании и изготовлении контейнера для перевозки химического оружия на объекте п.Горный (Саратовская область) к месту уничтожения, из 5 типов реально существующих емкостей для хранения ХО были учтены только два. В результате изготовленный для целей перевозки дорогостоящий универсальный контейнер оказался пригоден для транспортировки менее 25% общих запасов отравляющих веществ, что привело к необходимости изготовления второго контейнера.

Также авторы доклада указывают на то, что Госкомиссия способствовала заказу избыточных исследований, что привело к нецелевому расходованию средств, обеспечив исключительно бумажную отчетность.

Авторы акцентируют внимание на том, что было выявлено много случаев дублирования задач, приведших к двойному расходованию средств, а также повторная оплата работ, выполненных ранее.

"При попустительстве Госкомиссии в ходе производства технологически сложного оборудования практически не осуществлялся реальный контроль качества со стороны заказчика,- отмечено в докладе. - Так, в ходе предпусковой проверки оборудования линии по уничтожению иприта на объекте п.Горный брак составил до 70% отдельных узлов и агрегатов, что потребовало повторного их заказа и изготовления".

В докладе приводятся данные проверки Счетной палаты, согласно которым агентство Росбоеприпасы формально и документально осуществляло координационные функции в области химического разоружения вместо самоустранившейся Госкомиссии во главе с С.Кириенко, который, осуществляя фактический контроль, переложил формальную ответственность за принимаемые решения и их последствия на неуполномоченных должностных лиц. При этом должностные лица Росбоеприпасов по согласованию с главой Комиссии осуществляли функции распределения средств государственного оборонного заказа, превышая пределы должностных полномочий.

Экологи обращают внимание на то, что Госкомиссия на протяжении трех лет и до настоящего момента не смогла обеспечить согласованного учета количества и номенклатуры, как имеющегося в наличии, так и уничтожаемого ХО.

В докладе также отмечается, что в результате неэффективного расходования средств остаются нерешенными вопросы безопасности и развития социальной инфраструктуры регионов, связанных с ХО. Далеко не все жители населенных пунктов, прилегающих к объектам хранения и уничтожения ХО, обеспечены костюмами химзащиты, сигнализацией в случае опасности, отметили участники пресс-конференции. По их словам, фактически не реализуется право на специализированное медицинское обслуживание районов расположения складов ХО. При этом граждане не получают достаточного количества информации из официальных источников.

Предъявили экологи и претензии к организации общественного контроля на объектах, связанных с химическим оружием.

"России для выполнения своих обязательств перед мировым сообществом по безопасному и своевременному уничтожению запасов химического оружия необходимо кардинально изменить практику работы и руководства Государственной комиссии по химическому разоружению, - говорится в докладе. - Эти действия позволяют устранить имеющиеся недостатки в работе федеральных ведомств, создадут условия для эффективного взаимодействия с населением, проживающим вблизи объектов уничтожения, позволят в кратчайшие сроки обнаружить и уничтожить старое химическое оружие, обеспечат финансовую прозрачность процесса ликвидации для иностранных партнеров".

В то же время присутствовавший на пресс-конференции секретарь Госкомиссии по химическому разоружению Александр Харичев отверг обвинения в адрес Сергея Кириенко в неэффективном руководстве работой Комиссии и нецелевом использовании средств. "Лучше всего обсуждать такие проблемы за круглым столом с участием обеих сторон", - сказал он.