Вчера некоторые российские СМИ, забыв о скорби и трауре, горячо обсуждали заявление Елены Майоровой (в девичестве - Терешковой) о том, что её даже не пригласили попрощаться с отцом. Племянник легендарного космонавта Николай и его жена Елена, которая является директором Музея космонавтики, сожалеют, что имя Андрияна Григорьевича попало в скандальные хроники. Это не в чувашской и общечеловеческой традиции - ворошить прах покойного, считают они. Как сообщили ИА REGNUM близкие родственники героя, если бы московские журналисты побывали в день похорон в Чувашии и видели, как искренне здесь любят и чтут космонавта, сканадальные статьи бы больше не появлялись. Андриян Григорьевич бывал в Чувашии постоянно, старался не пропускать ни одного значимого для чувашского народа и своей семьи дня.

Сегодня "Советская Чувашия" и газета "Хыпар" в интервью с руководителем Администрации Президента Чувашии Натальей Володиной задались вопросом об отсутствии на похоронах дочери и бывшей супруги Андрияна Николаева. "По домашнему адресу и параллельно в Звездный городок были высланы телеграммы с приглашением участвовать в похоронах. Елена заявляет, что её не пригласили, но это неправда. В самолете - специальном чартере, вылетавшем в Чувашию, были зарезервированы три места - для неё, её мужа и для бывшей жены космонавта. Они об этом знали, но не захотели прилететь с другими космонавтами." - ответила Наталья Ивановна.

Действительно, специальным чартерным рейсом из Москвы в Чебоксары вчера попрощаться с коллегой прибыли его "звездные братья" Павел Попович и Виталий Севостьянов, ранее к своему соратнику и другу поспешил командир Виктор Горбатко, космонавты Корзун В.Г., Тафров С.В., Майборода А.П., Волынов Б.В., Горбатко А.В., Горбатко В.В.,, Бударин Н.М., Маленченко Ю.И.,., Конопада О.П., Князьков С.Ю., Колодин П.И., Строгов В.А., Кондрашов В.И., Халлеев А.М., Севрюков А.А., Сабуров П.А., Ханыгин А.Н, работники Центра подготовки космонавтов, друзья и коллеги героя.

Наталья Володина еще раз подчеркнула, что решение о захоронении в Шоршелах было принято как в правовом поле, строго руководствовался статьями 5 и 7 федерального закона "О погребении и похоронном деле", так и в моральном: "всем известно, что космонавт жил один, его проблемы чаще решали совершенно посторонние люди, нежели семья, представительство Чувашии при высших органах власти постоянно обслуживало национального героя по бытовым вопросам".

Требования дочери воспринимаются в Чувашии как циничные еще и потому, что она практически ничего не знает о том, насколько прочные узы связывали её отца с родной Чувашией, чем он жил последние годы, чему радовался. Не странно, что в своих интервью она ссылается на слова "жены своего водителя".

Валентина Терешкова приезжала в Чувашию трижды: сразу после свадьбы с Андрияном Николаевым в 1963 году, летом 64-ого, осенью 65-ого они были здесь всей семьей. Правда, вспоминают родственники Николаева, годовалую Алену (так ее называли в Чувашии) в Шоршелы, находящиеся в 15 км от Чебоксар, тогда не привезли. На родине своего отца она побывала потом, только в 11-летнем возрасте. Брак первой "звездной пары" распался, когда дочери исполнилось 18 лет. Андриян Николаев с одним чемоданом ушел из дома, а дочь Елена, носившая двойную фамилию Николаева-Терешкова, после развода родителей отказалась от фамилии отца. С того момента она носила имя Елена Терешкова. "Отец перенес пять инфарктов", - сказала она в одном из интервью, но забыла напомнить, что первый инфаркт Андриян Григорьевич получил после развода с семьей. Инициатором развода стала сама Терешкова. Валентина Владимировна для этого пошла на прием к Генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу.

Признание Валентины Терешковой о том, что её бывший супруг не писал завещаний и готовился к 75-летнему юбилею выглядит не менее странно. Одним из главных событий 70-летнего юбилея героя, в котором называющие себя самыми близкими дочь и супруга не учавствовали, стало открытие Музея космонавтики в Шоршелах, построенного по просьбе земляков героя и инициативе президента Чувашии на средства республиканского бюджета, как забота всего народа Чувашии о своем космонавте. "И захоронение Андрияна Николаева в пределах шоршелского мемориала, сделанное, в том числе, после многочисленных консультаций с церковью, по благословению митрополита Чебоксарской и Чувашской епархии Варнавы, было по-человечески моральным и исторически правильным", - говорит руководитель Администрации Президента Чувашии, добавляя при этом: "Говорят, что в российских СМИ Елена Терешкова утверждает, что у неё украли отца. Но я думаю, что невозможно украсть то, что тебе фактически не принадлежит. Во всех смыслах - и в буквальном, и в переносном. Великие люди всегда принадлежат, во-первых, Эпохе, Истории, а во-вторых - они принадлежат уже не столько семье, сколько всем современникам и будущим поколениям.

Жаль, что семья не поняла, что все чуваши, все граждане Чувашской Республики стремились к одному - выполнить волю самого главного человека для такого случая - самого покойного, сделать всё максимально торжественно, как того требует статус этого великого человека, и сохранить память о нём практически на века. Потому что в мемориале, где теперь покоится прах космонавта, не только тысячи, но сотни тысяч человек, которые будут приходить туда, чтобы соприкоснуться с историей космонавтики, память о выдающемся сыне чувашского народа Андрияне Григорьевиче Николаеве будет жить вечно. И не только президент, но и все, кто хотя бы один раз побывал в Шоршелах, искренне верят, что после уроков в музейном классе астрономии, в которых ежедневно участвуют дети со всей республики, в Чувашии появится еще много звездных братьев Андрияна Григорьевича Николаева, вдохновленных к выбору этой трудной профессии именно памятью о первом чувашском космонавте."

По мнению космонавтов, присутствующих на траурном митинге, выбор места захоронения здесь, на родине национального героя, оказался наиболее верным. По словам В.И.Севастьянова, чтобы в полной мере ощутить сияние звезды, она должна сиять одна, чтобы не померкнуть в свете других звезд.