Еще два года тому назад Литва с гордостью заявляла об "огромных" инвестициях из-за рубежа, которые достигали чуть ли не 3 млрд. литов. Однако неумелые шаги правительства, не создавшего по-настоящему благоприятных условий для инвестиций, а также ожесточенная борьба за деньги инвесторов конкурентов по региону привели к катастрофическому падению количества зарубежного капитала, направляемого в Литву.

Кажется, литовцы слишком рано успокоились, с удовлетворением отметив поступление в страну в 2002 г. 2,67 млрд. литов. Приблизительно это составляет всего неполных 900 млн. долларов. Однако стоило уже тогда сравнить данные Литвы с данными по зарубежным инвестициям в другие соотносимые с Литвой по величине страны, кандидаты в ЕС, чтобы вместо эйфории проявить серьезное беспокойство. Так, в Словакию в том же 2002 г. поступило около 4 млрд. долларов, то есть более чем в 4 раза больше. В Чехию - 9 млрд. долларов, в 10 раз больше. О старых членах ЕС нет и речи. Например, в сравнимую с Литвой по количеству населения Ирландию в 2002 г. поступило 25 млрд. долларов, то есть чуть ли не в 30 больше, чем в Литву.

Таким образом, если даже "рекордные" для Литвы инвестиции 2002 г. вовсе не кажутся таковыми по сравнению с инвестициями в другие соразмерные страны-кандидаты в ЕС, то что говорить об инвестициях 2003 г., составивших всего 760 млн. литов или около 250 млн. долларов?

Посмотрим на всю совокупность данных по инвестициям за последние пять лет. В 1998 г. в Литву было инвестировано 3, 7 млрд. литов. В 1999 г. - уже в два раза меньше, 1,95 млрд. литов. Пик инвестиций в 1998 г. объясняется очень просто - покупкой шведским капиталом литовского "Телекома", за который шведы заплатили 2 млрд. литов. Фактически, в значительной мере приток инвестиций обеспечивался приватизацией все еще остававшихся в ведении государства предприятий. В 2000 г. в Литву поступило 1,51 млрд. литов, в 2001 г. - 1,78 млрд. Определенный скачок произошел в 2003 г., когда в страну было инвестировано 2,67 млрд. литов, но, как уже было показано, это может считаться скачком лишь для самой Литвы, по сравнению с другими соотносимыми с ней по размеру государствами это очень низкий уровень. Наконец, в 2003 г. инвестиции составили 0,76 млрд. литов.

Причины падения инвестиций в Литву

Конечно, речь идет о целом комплексе факторов. Однако среди причин, приведших Литву к катастрофическому снижению инвестиций, стоить выделить, по крайней мере, три: плохо развитая инфраструктура, административные барьеры и криминогенная обстановка. Литовские СМИ пестрят сообщениями об угонах дорогих автомобилей у зарубежных гостей, грабежах иностранцев, избиениях. Достаточно одного такого случая, чтобы потенциальный инвестор постарался поскорее уехать из такой небезопасной страны. В действительности, общая криминогенная ситуация в Литве существенно не отличается от похожей ситуации в других странах бывшего советского блока. Однако здесь, очевидно, действуют преступные формирования, специализирующиеся на грабежах богатых иностранцев. Не забудем также и не везде положительный имидж Литвы, как страны, откуда на Запад поступают проститутки и воры, грабители, торговцы наркотиками. Литовская преступность давно вышла за пределы Литвы, чему благоприятствовало и сближение страны с ЕС. Для многих в Скандинавии, Германии, Великобритании литовцы ассоциируются с угонщиками автомобилей, ворами, рэкетом. Особый вред имиджу Литвы нанесли несколько широко освещавшихся западными СМИ криминальных дел, в которых участвовали литовские преступники.

Но все же не стоит и преувеличивать этот фактор. В связи с вступлением Литвы в ЕС и в НАТО этот ее имидж все больше перекрывается имиджем "нормальной" страны. Поэтому более важными факторами являются два других: административные преграды (и связанное с ними отсутствие благоприятствующего инвестициям законодательства) и отсталость инфрастуктуры. Пытавшиеся инвестировать в Литву рассказывают о "крестных ходах" по коридорам литовской власти. До сих пор в Литве бытует отношение к потенциальному инвестору как к явившемуся нажиться за счет Литвы: стало быть, нужно из него выжать все, что можно. Понятно, что при таком отношении инвестор уходит в те страны, где перед ним стелят красный ковер. Эту ситуацию не раз описывали сами литовские аналитики, особенно в связи с падением инвестиций. Однако власти демонстрируют очень слабое понимание проблемы. Например, уже зная катастрофические цифры по 2003 г., правительство Литвы 1 мая 2004 г. тем не менее принимает изменения к Закону по планированию территорий. Согласно поправкам, на предприятие, инвестировавшее деньги в Литву, налагаются оковы: оно не сможет так легко, как раньше, менять назначение купленной земли. Теперь ее назначение можно менять лишь основываясь на так называемых "общих планах", а таковых в Литве утверждено всего несколько. Главный ежедневник литовских предпринимателей Verslo žinios материал на эту тему так и называет: "Тормоз инвестиций". По мнению литовских предпринимателей, этот закон замедлит развитие строительства, особенно в не очень больших городах, на несколько лет. А редко какие инвестиции обходятся без строительства. Так, председатель правления крупной строительной корпорации Hanner Арвидас Авулис утверждает: "Требование подготовки детального плана строительства согласно общему плану будет тормозом для инвестиций". Тут же приводится и мнение финансовых аналитиков Литвы. Согласно их прогнозам, если и далее будут господствовать те же тенденции, в будущем экономика Литвы может замедлить свой рост.

Пока что экономика Литвы растет за счет внутренних (а не внешних) инвестиций. Например, недавно приватизированная часть распределительных электросетей была приобретена местным литовским капиталом, а именно - группой лиц, представляющих мощнейшую сеть супермаркетов "VP Market". Хотя были и претенденты из-за рубежа. Похожая ситуация и с приватизацией доходных предприятий по производству алкогольных напитков. Зарубежные инвесторы не подпускаются, хотя они нередко предлагают больше денег и лучшие условия. Некоторые аналитики ставят логический вопрос: не стоит ли за всем этим коррупция? Инвестор из-за рубежа - чужой, связей в чиновничьей среде не имеет, к взяткам, может, и не привыкший. Между тем литовский инвестор, учитывая особенности маленькой страны, может быть однокурсником члена приватизационной комиссии.

Вопрос приобретения земли зарубежными инвесторами - один из принципиальных. А именно здесь литовские законы сложны и запутаны. К тому же они все еще меняются, так что купивший землю на одних условиях, начав строить на ней предприятие, вдруг обнаруживает, что правительство условия изменило. В качестве примера часто приводят Венгрию, где правительство быстро освобождает для инвесторов необходимые им участки и старается не отпугнуть инвестора сложной процедурой приобретения земли.

А вот пример по Литве. Литовские власти издавна говорят о приоритете инвестиций, было создано несколько инвестиционных зон. Самые крупные в Каунасе, Шяуляе, Клайпеде. Две из них - Шяуляйская и Каунасская - потерпели полный крах. Например, в Каунасе еще в 1996 г. началась подготовка к большим инвестициям из-за рубежа. Планировалось выделить инвесторам территорию в 1000 гектаров. Что же имеем в реальности? Реально инвесторам можно предложить только 10 гектаров. То есть получается порочный круг: в связи с вышеперечисленными причинами и, прежде всего, из-за действий литовских бюрократов инвесторы "не идут", площадь не выкупается. Пока не выкуплены участки, не строится инфрастуктура: подъездные дороги, водопровод, канализация, электросети и т.д. А зачем инвестору инвестировать в "голое поле", если в другой стране ему предлагает, и без лишних формальностей, землю "с инфраструктурой", а не просто клочок земли?

Интересно послушать мнение литовских экспертов. Профессор, главный аналитик управляемого немецким капиталом банка Nord/LB Lietuva Римантас Рудзкис: "Наконец-то поняли, насколько неважные показатели по Литве. В прошлом году показатель прямых инвестиций был как никогда плохим - всего 775 млн. литов". "Я общался с зарубежными литовцами, и они говорят, что условия для начала бизнеса в Литве - очень сложные, они полны бюрократических преград. Нужно пройти крестный путь, чтобы получить участок". В качестве примера профессор приводит ту же Ирландию: "Нам нужно поучиться у ирландцев, какое внимание они демонстрировали концерну "Intel". За их инвестиции в Ирландии шла борьба, с применением всех ресурсов страны. Я что-то не заметил, чтобы в Литве было должное понимание того, насколько важны стране прямые зарубежные инвестиции. Одни разговоры, а реальных действий нет" (Veidas).

Литва пытается выйти из инвестиционного кризиса

Понимание ситуации существует не только в аналитических центрах. Кое-что делает и правительство. К действиям его вынудило и членство Литвы в ЕС, а именно - потребность освоить структурные фонды Евросоюза. 2 июня 2004 г. кабинет министров Литвы обязал министра хозяйства подтвердить правила, согласно которым должна поощряться деятельность промышленных зон и согласно которым структурные фонды использовались бы именно на развитие инфраструктуры. Другими словами, выход из инвестиционного кризиса правительство видит в том, чтобы самому обустроить инфраструктурой "голое поле" - и сделать тем самым условия более привлекательными для зарубежных инвесторов. Правительство Литвы уже заявило о своем намерении ориентироваться на учреждение "промышленных зон". В документе под названием "Общее программирование" на 2004-2006 г.г. для улучшения бизнес-среды предусматривается финансирование в размере 152 млн. литов.

По замыслу правительства, уже готовые "промышленные зоны", оснащенные всеми коммуникациями и хорошими дорогами, дающими легкий доступ к рынку, позволят инвесторам сократить срок создания предприятия на 9-12 месяцев. В планах министерства хозяйства Литвы - создание от 7 до 10 таких зон. Прежде всего они будут создаваться вблизи важных путей сообщения. Что же касается инвестиций "в голом поле", то в связи с удалением их от больших центров в них будут направлены более существенные средства.

Правительство также предложило сейму вычеркнуть из Закона об инвестициях статью, согласно которой неоконченные и заброшенные постройки, которые не удалось приватизировать, можно продать или передать в другие руки. Согласно анализу сразу двух министерств, министерства хозяйства и министерства финансов, таких объектов осталось всего несколько, приватизация в Литве подходит к концу. А между тем, если статью не вычеркнуть, придется менять многие правовые акты, не соответствующие этой статье.

Но станут ли добрые намерения правительства реальностью? Пока что пример единственной промышленной зоны, более-менее успешно зарекомендовавшей себе в Литве, Клайпедской, заставляет занять осторожную позицию. На сегодня это единственная зона, в которой начинают обосновываться зарубежные промышленные предприятия. Но инфрастуктура в этой зоне появилась не благодаря усилиям центральной власти, а благодаря клайпедским организаторам. Официальный статус Клайпедская свободная экономическая зона (КСЭЗ) получила лишь около двух лет тому назад. Вот что говорит председатель правление КСЭЗ Повилас Василяускас: "Наш опыт как раз показывает, что нужно делать, чтобы пришли инвестиции в "голое поле", как и инвестиции в Литву в целом. Каким был этот опыт? Официально мы начали действовать, как только получили официальный статус, а это имело место всего полтора года тому назад. Перед этим, пока подготавливали территорию, мы потеряли несколько десятков потенциальных инвесторов, которые приезжали к нам и видели только голое поле. Тогда на этой территории только паслись коровы да колыхалась рожь. Мы говорили, что здесь через несколько лет будет водопровод, будет дорога и будет упорядочена правовая база. Ответ был всегда один и тот же - когда все это появится, тогда и будем говорить".

Между прочим, среди тех десятков потенциальных инвесторов были и представители таких гигантов, как "BMW", "Philips", "Continental". Ни один из них не выбрал Литву. Особенно значительные средства намеревался инвестировать в КСЭЗ "Continental", собиравшийся строить здесь завод. Однако инвестора перехватила Бразилия, у которой уже была нужная инвестору инфраструктура.

Сегодня в КСЭЗ обосновываются менее крупные предприятия, но все же процесс, в отличие от других промышленных зон Литвы, движется. Однако причиной такого, пусть и относительного, успеха нужно считать не добрую волю центральных властей, а "лоббирование" клайпедчанами своих интересов в правительстве. Благодаря такой работе сегодня упорядочена правовая база, подготовлена часть территории. В КСЭЗ инвестировано около 6 млн. литов. На строительство дорог и коммуникаций правительство и самоуправление Клайпеды выделило 5 млн. литов. КСЭЗ занимает территорию в 205 гектаров, 85 из них готовы, оборудованы коммуникациями, их можно предлагать инвесторам. В настоящее время на территории КСЭЗ уже расположились 5 предприятий. Среди них предприятие, принадлежащее SY Wiring Technologies, дочерней фирме концерна Siemens - Yazaki. Здесь же - датское предприятие по переработке рыбы "Espersen". Еще две фабрики строятся. Одна из них, "Verslo parkas", принадлежит датско-ирландскому капиталу, другая, "Veritas", литовскому капиталу. Проектировать свою фабрику начало и предприятие "Vakarų nafta", оно контролируется капиталом из России и США. Подписаны протоколы о намерениях на строительство фабрики таиландской фирмой "Indorama" и т.д.

Одно из преимуществ Литвы для инвесторов - ее географическое положение, "пограничное" со странами СНГ. По сравнению с последними Литва может казаться инвесторам более стабильным государством, тем более после того, как стала членом ЕС и НАТО. Здесь могут строиться заводы, которые будут работать на огромный "восточный" рынок или же будут брать с этого рынка сырье. И первые ласточки в этом смысле уже появились. О намерениях строить в Литве завод, который будет изготовлять дизельные системы впрыскивания, заявил американский гигант "Ford". Это бы принесло Литве от 17,5 до 20 млн. евро инвестиций и около 300 рабочих мест. Строить завод компания намерена в свободной экономической зоне Клайпеды или в Каунасе, где действуют налоговые льготы (налог на доход, недвижимость, дорожный и т.п.). Правда, пока "Ford", хотя и склоняется к Литве, выбирает из четырех претендентов. Преимуществом Литвы он считает именно ее близость к странам СНГ, откуда в основном будет поступать сырье.

Пока что крупные инвесторы обходят Литву стороной. Новые автомобильные заводы западные гиганты строят в Польше, Словакии и даже в Румынии, но не в Литве. Литва может только мечтать о таких инвесторах, которых имеет Словакия, где решили строить свои фабрики такие автомобильные гиганты, как Citroen ir Hyundai. Литовские аналитики уже обращали внимание на непонимание литовским правительством того простого факта, что нужно выбрать несколько приоритетных областей, в которых Литва имеет сильные традиции еще с советских времен, и работать на инвесторов в этих сферах. Сейчас господствует принцип привлекать "всех понемногу", всех, кто проявит желание. Таким образом, рассредоточиваются средства и силы. Эксперты приводят в пример Ирландию, которая отдала приоритет электронике, Финляндию, сосредоточившуюся на мобильной связи. Среди приоритетных для Литвы направлений называют электронику, биотехнологии, производство продовольственных товаров.

Что касается соседей, то сегодня Литва занимает последнее место среди Прибалтийских стран по объему инвестиций на душу населения. Она немного отстает от Латвии и более чем в три раза - от Эстонии. Так, на 1 октября 2003 г. на одного литовца приходилось 1116 евро накопленных инвестиций, на одного латыша - 1148 евро, на одного эстонца - 3855 евро.