По мере приближения 2 и 3 августа - дат, на которые намечено рассмотрение Госдумой во втором и третьем чтении законопроекта "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" нарастает волна беспокойства и протестов в связи с перспективой резкого перелома в социальной политике государства. О проблемах и возможных последствиях реформирования системы льгот побеседовал с корреспондентом ИА REGNUM один из активнейших критиков реформы - директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Михаил Генадьевич, одна из острейших проблем, которыми чревата предлагаемая Правительством реформа системы льгот - неспособность региональных бюджетов справиться с новыми социальными обязательствами, которые падут на них. Возможно ли решить эту проблему при помощи федеральных трансфертов?

По расчетам, расходы региональных бюджетов вырастают более чем в 3,5 раза. Соответственно должны вырасти и трансферты, но этого не наблюдается. Однако мало просто механически увеличить трансферты. Это специфические виды расходов, для которых нужно создать отдельные механизмы контроля. Нужно разработать критерии расходования этих денег, потому что сейчас трансферты выделяются на зарплату и на коммунальное хозяйство. Кроме того, нужно создать просто физические инструменты выдачи этих денег, потому что выдавать их через собесы значит заблокировать деятельность собесов на месяцы и создать давку, в которой будут погибать люди. Ничего этого не делается. Инфраструктура проведения денег не существует, и никто не пытается ее создать. Но даже если сейчас кто-то захочет создать эту ситему, он просто не успеет этого сделать.

Однако главный аргумент, который приводится Правительством в обоснование необходимости ускоренного принятия законопроекта, состоит в том, что нужно успеть к тому моменту, когда начнет верстаться бюджет 2005 года. Что же туда собираются заверстывать?

Бюджет 2005 года в августе бывает уже сверстан, и до конца августа он вносится в Государственную думу. Сейчас он в основном уже готов, и в него заверстано то, что предполагал закон в том виде, как он был внесен в первое чтение. Теоретически можно представить себе, что бюджет увеличит расходы на финансовую помощь регионам, но при этом пойдет наперекосяк весь бюджет, вся бюджетная политика и все заявления, которые сделаны Президентом в Бюджетном послании. И самое главное - даже если Минфин будет работать по 25 часов в сутки, совершит подвиг и успеет переделать бюджет, инфраструктуру доведения денег до места к 1 января 2005 г. никто создать не успеет.

И все-таки есть одна возможность избежать этого. Есть путь, который был использован, в частности, при тоже довольно конфликтном прохождении Закона о местном самоуправлении, - отложить вступление закона в силу хотя бы на год, и в течение этого времени подготовиться.

Это нормальный путь. Но если бы государство было готово к компромиссу, оно не демонстрировало бы такую абсолютно жесткую позицию, которой не было в случае Закона о местном самоуправлении. Тогда собирались круглые столы, шло открытое обсуждение, были статьи в прессе, выступления "за" и "против"; сейчас позиция Администрации Президента абсолютно иная - продавить любой ценой. Этот вопрос воспринимается как дело Ходорковского; это вопрос принципа - или мы, или нас.

Как вы прогнозируете результаты предполагаемой реформы?

Социального взрыва не будет, потому что уровень жизни населения растет последние четыре года, но произойдет перелом настроений людей. С апреля, когда тема пенсионной реформы и Жилищного кодекса вошла в информационное пространство, впервые происходит устойчивое снижение рейтинга Президента. Если эти законы будут приняты, то, когда люди столкнутся, с одной стороны, с сокращением социальной помощи, а с другой - с ростом цен вообще и ростом цен в ЖКХ в частности, они просто перестанут относиться к Президенту как к добросовестному человеку. Помните, как сменилось отношение к Горбачеву в 1988 году, когда в начале года все было замечательно и только немного раздражал "сухой закон", а в конце года, когда рухнули потребительские рынки, появились карточки? Тогда все уже были против него, но не было альтернативы. Реализовав эти законы, Путин поставит себя в положение лидера страны, который раздражает всех, и которому просто нет альтернативы. Но в этой ситуации альтернатива появится, и не факт, что лучшая.

Но ведь и сам Путин постоянно говорит о своем нежелании идти на третий срок. Возможно, он сознательно жертвует своим рейтингом, чтобы провести важные, с его точки зрения, принципиальные преобразования и намеренно делает это в начале своего второго срока, чтобы за оставшиеся годы все успело утрястись?

Я думаю, что он делает это сознательно в начале срока, чтобы к концу срока об этом успели забыть. Но люди, которые осуществляют такие мероприятия, должны приложить особые усилия для того, чтобы конец второго срока для них наступил.
Сейчас против Путина вся бизнес-элита - от верха и до низа (пока они боятся это проявить) и все региональные элиты. А если он добавит в этот гремучий коктейль еще и силовые структуры, у которых тоже отбираются льготы... Почему во время недавних протестов инвалиды смяли ОМОНовцев около здания Государственной думы? Отнюдь не потому, что ОМОНовцам было стыдно бить инвалидов, а потому, что инвалиды кричали им: "Дураки, у вас же тоже льготы отнимают, вы же такие же, как мы!" Подобное мы уже видели раньше...

Откуда же, по вашему мнению, может прийти тот грядущий победитель Путина, о котором вы говорите?

О нем пока рано говорить - потребность еще не возникла. Но при неблагоприятном развитии ситуации - откуда угодно. Хоть из американского посольства.