Себестоимость проезда в общественном городском транспорте Твери не превышает двух рублей. Но, поскольку им пользуется более сорока категорий льготников, билет стоит 4 рубля. С 1 января за проезд будут платить все, но цена проезда точно не снизится

Во всей эпопее с монетизацией натуральных льгот одним из самых трагических моментов стало прощание миллионов россиян с бесплатным проездом на внутригородском транспорте. Более сорока категорий льготников с 2005 года потеряют возможность ездить в трамваях, троллейбусах и автобусах не по билету, а по "корочке". Транспортники встретили эту новость с надеждой на возрождение отрасли.

В последние годы общественный транспорт в большинстве регионов России не вылезает из долговой ямы. Городской транспорт Твери сегодня и вовсе напоминает вымирающий вид: МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" проходит процедуру конкурсного управления; Пассажирское автотранспортное предприятие, осуществляющее автобусные перевозки в областном центре, находится на грани банкротства. И главной причиной столь бедственного положения транспортных компаний их руководство называет выпадающие доходы от перевозки пассажиров-льготников, которые зачастую не компенсировались.

Конечно, транспортные компании закладывают риски "забытых обязательств" в цену проезда, но это не решает проблему. По словам начальника отдела транспорта и связи администрации Твери Михаила Суханова, стоимость перевозки одного пассажира на городском электротранспорте в Твери составляет 1 рубль 30 копеек, а цена билета - 4 рубля. Однако тариф должен не только покрывать расходы транспортной компании на производственную деятельность. В его структуре должны быть заложены средства на заработную плату сотрудникам, перевооружение и развитие производства и многое другое. Михаил Суханов считает, что в сложившихся на сегодняшний день условиях "цена выживания" общественного транспорта превышает шесть рублей за поездку. Сегодняшняя же стоимость проезда явно потолочная. Не имеющие права льготного проезда граждане уже предпочитают альтернативные средства транспорта: взятие тверской маршрутки в час пик - мотив, достойный пера художника-баталиста.

Итак, отмена бесплатного проезда для льготников, похоже, должна решить главную проблему городского общественного транспорта. Чего же ждать вслед за этим? Сокращения объема перевозок граждан также не произойдет. В условиях современного города транспорт становится неотъемлемой и необходимой составляющей общественной жизни. Поэтому бывшие льготники будут вынуждены продолжать пользоваться трамваями, троллейбусами и автобусами (не ходить же им пешком!). Кроме того, если транспортные компании за счет прироста доходов смогут в будущем улучшить качество предоставляемых услуг, они будут претендовать на часть сегодняшней аудитории маршрутных такси.

Снижения стоимости проезда в обозримом будущем точно не предвидится. Хотя все подряд пассажиры начнут платить за проезд "живыми" деньгами и проблема выпадающих доходов исчезнет сама собой, цена билета на общественном транспорте останется прежней. Или вырастет, в зависимости от изменения цен на энергоносители - топливо и электроэнергию. Можно предположить, что предприятия-перевозчики, получив оборотные средства, будут осуществлять модернизацию подвижного состава, поднимать зарплаты сотрудникам и т.д.

Появление коммерческого общественного транспорта в Твери может стать реальностью. Первый заместитель губернатора Тверской области Михаил Бершадский недавно озвучил возможность того, что в процессе конкурсного производства на МУП "ТТУ" могут быть организованы частные транспортные компании.

Появившиеся коммерческие компании-перевозчики, не обремененные долгами и осуществляющие перевозки на новом транспорте, в принципе смогут предлагать свои услуги по тарифам, более близким к себестоимости. Вопрос лишь в том, кто им это позволит.