В преддверии 4-го Всемирного Конгресса финно-угорских народов директор Эстонского русского института Эдуард Тинн в газете Postimees, обсуждая положение Эстонии в Европе и отношения с Россией, высказал мысль, что "эстонцы должны подтвердить, что они - не мелочная злостная поросль, которая только и думает о том, как подначить в Европе русских - а нормальные [люди], желающие добра своим восточным соседям, всегда готовые помочь и вместе выпить водки". Данную фразу можно считать нормальной реакцией здравомыслящего человека на новый внешнеполитический курс Эстонии.

Напомним, что формула предыдущего внешнеполитического курса заключалось в лозунге "Игнорируем Россию!", провозглашенном в ноябре прошлого года политологом Тартуского университета Кармо Тюйр (Karmo Tuir). Так как глава МИД Крийстина Оюланд (Kriistina Ouland) в правительство Эстонии попала "по наследству" от предыдущего премьер-министра Эстонии Сийма Калласа (Siim Kallas), то именно ему можно приписать авторство идеологии этого курса. Несмотря на свою нескрываемую русофобию ставший на прошлой неделе вице-президентом Еврокомиссии, Каллас был достаточно респектабельным политиком. Тактика игнорирования претензий России в области нарушения в Эстонии прав человека была для него удобна, так как он опирался на умеренную, но стабильную электоральную основу в Эстонии, и широкие наработанные за долгие годы контакты в либеральных политических кругах Европы. В таком положении Калласу, строившему в то время планы европейской карьеры, как улучшение отношений с Россией, так и открытая конфронтация были неприемлемы. Исходя из соображений внутренней политики новый эстонский премьер Юхан Партс (Juhan Parts) также довольно длительное время игнорировал и российский вопрос, и вопросы внешней политики вообще, предоставив практически полную свободу действий делегированной в правительство партией Калласа Крийстине Оюланд. На фоне абсолютно невнятной и противоречивой политики, которую в то время вел на эстонском направлении МИД России, избранная предыдущим премьером линия стала удобной нишей и для Партса.

Однако уже весной этого года, с приходом к руководству МИДом Сергея Лаврова, политика России стала принимать черты адекватности внешним угрозам национальной безопасности со стороны Эстонии и реализовываться в успешных действиях на международной арене. Принятая, по инициативе России, Комиссией ООН по правам человека резолюция, осудившая распространенный в Эстонии феномен восхваления и героизации бывших членов "Ваффен СС", в которой особо подчеркнуто, что возведение монументов в честь эсэсовцев, проведение их шествий и другие подобные действия несовместимыми с обязательствами государств-членов ООН, жесткий отказ МИД от контактов с Крийстиной Оюланд, который свел ее шансы на избрание на пост генерального секретаря ПАСЕ к нулю, стали явными успехами внешней политики России. Они были закреплены российскими парламентариями, которые добились принятия Эдинбургской резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ о национальных меньшинствах, давшей оценку ряду ключевых и наиболее болезненных аспектов положения русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии. В контексте слов министра обороны России Сергея Иванова, который, говоря об Эстонии и Латвии, выразил мнение, что "государства, отступающие от норм демократии и гражданских свобод, как правило, становятся источником опасности для своих соседей, так как провоцируют военно-политическую напряженность", эстонским политикам стало понятно, что Россия начинает осознавать свои национальные интересы в Прибалтике и успешно осваивает механизмы их реализации.

В изменившихся условиях Партс, объявив о начале пропагандистской войны с Россией был вынужден сформировать собственные принципы построения внешнеполитического курса отношений с Россией. В результате, по мнению политического комментатора информационного портала DELFI Родиона Денисова, вместо "Игнорируем Россию!" появился новый принцип "Сам дурак!", заменивший, как считает Денисов, Эстонии аргументированное обсуждение накопившихся проблем. Комментатор указывает, что примером применения данного принципа, используемого обычно, когда аргументов в споре уже не хватает, может служить и недавнее выступление главы МИД Эстонии Кристийны Оюланд, обругавшей Россию прямо во время пресс-конференции. Другим ярким примером нового принципа эстонской внешней политики Денисов считает заявление Юхана Партса о планах Эстонии выступить с ответным демаршем - подать в ОБСЕ резолюцию, осуждающую Россию за дискриминацию у себя на территории карельского нацменьшинства. Крийстина Оюланд конкретизировала идею Партса, сообщив, что соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС позволяет Евросоюзу поднимать вопрос о положении финно-угорских народов России. Министр информировала, что этот вопрос может быть поднят на четвертом всемирном конгрессе финно-угров, который пройдет в Эстонии. Уже задолго до конгресса стали раздаваться антироссийские заявления его участников. В комментарии к вышеупомянутому заявлению Партса о положении карелов агентство BNS привело сообщение финского агентства новостей STT о письме президенту Финляндии Тарье Халонен от председателя конгресса карелов Анатолия Григорьева, в котором тот "прямо подтвердил, что Россия нарушает в своей национальной политике не только международные нормы, но и собственную конституцию". В качестве примера Григорьев привел якобы существующее требование, по которому на кириллицу должны перейти все официально использующиеся в России языки, и то обстоятельство, что в новых паспортах больше не указывается национальность. Григорьев в своем письме от имени карелов обратился к руководителям таких финно-угорских государств как Финляндия, Венгрия и Эстония с просьбой о защите и, на опыте индейских резерваций, организации их для карелов Карельской республики. Валерий Калабугин, глава пресс-службы IV мирового конгресса финно-угорских народов, сообщил ИА REGNUM, что, по его мнению, заявление премьер-министра Эстонии Юхана Партса о притеснении карелов в России не является вмешательством во внутренние дела восточной соседки. "Все в мире знают, что положение карелов - катастрофическое! Они бегут, куда глаза глядят", Калабугин предрек острые высказывания на тему отношений нацменьшинств и государств - "ведь для малых народов это постоянная тема". Калабугин согласился с тем, что критика конгресса может относиться к России. По его мнению, Конгресс может отреагировать на ситуацию с карелами, как и на вопрос об удмуртской национальной школе. "Конгресс примет заключительный документ и сделает несколько официальных заявлений. Но пока тема и содержание этих документов неизвестны". Калабугин признал ИА REGNUM, что большинство докладов будет так или иначе связано с Россией - ведь на ее территории проживает больше половины всех финно-угорских народов. По словам Калабугина, принятие и формулировки документов Конгресса во многом будут зависеть от позиции председателя Координационного Комитета Конгресса Валерия Маркова. Однако, учитывая, что Председатель национального общественного объединения "Карельский конгресс" Анатолий Григорьев заявил корреспонденту ИА REGNUM накануне отъезда делегации Карелии в эстонскую столицу, что намерен обратиться к участникам IV Всемирного конгресса финно-угорских народов, который пройдет 15-19 августа в Таллине, с предложением сменить нынешнего руководителя Консультативного комитета финно-угорских народов Валерия Маркова, аргументируя это тем, что некогда активная работа Всемирного конгресса финно-угорских народов в последнее время сводится лишь к "кулуарным дебатам узкой группы функционеров, которые боятся или не хотят признать надвигающуюся катастрофу финно-угорских народов Российской Федерации", работа конгресса может стать малопрогнозируемой. Весьма возможно, что она попадет под влияние наиболее антироссийских групп, чему немало может способствовать то, что наиболее "острую" секцию конгресса - правовую - открывает министр юстиции Эстонии Кен-Марти Вахер (Ken-Marti Vaher) известный тем, что сейчас изыскивает возможности получения с России контрибуции за так называемую "оккупацию".

Таким образом, на начавшийся в воскресение в Таллине 4-ый Всемирный Конгресс финно-угорских народов правящие в Эстонии политики возлагают значительные надежды. В его рамках они надеются получить мандат со стороны международной общественности на свой новый внешнеполитический курс по дискредитации России в структурах ЕС. Но главная цель антироссийских политиков Эстонии - заручиться поддержкой этого курса у российских граждан, ведь из 310 делегатов конгресса 240 представляют народы России, в которой проживает больше половины всего финно-угорского населения планеты. Глава пресс-службы IV мирового конгресса финно-угорских народов Валерий Калабугин сообщил ИА REGNUM, что многие делегаты представляют авторитетные структуры, местную и административную власть на местах, являются депутатами парламентов различных уровней. Как сообщали корреспонденты ИА REGNUM, в конгрессе примут участие член Совета Федерации Виктор Степанов, спикер карельского парламента Николай Левин, председатель Госкомнаца Карелии Евгений Шорохов и советник губернатора по национальным вопросам Виктор Ахтиев, делегацию Марий Эл возглавляет заместитель главы правительства, министр культуры, печати и по делам национальностей Михаил Васютин. Делегацию народов Ямала возглавляет заместитель губернатора автономного округа по делам коренных малочисленных народов Лидия Вэлло. Псковскую область представляет начальник международного отдела комитета обладминистрации по внешним связям и туризму Людмила Васильева.

Принятие решений осуждающих Россию, при участии официальных представителей России будет являться серьезным прорывом в пропагандистской войне Эстонии против России. Глава пресс-службы конгресса, комментируя вопрос ИА REGNUM о возможности превращении Конгресса в трибуну для политических заявлений, подтвердил - "все, что произносится на таких Конгрессах, немедленно приобретает политическое звучание". Таким образом, только от россиян - делегатов конгресса, от их позиции, зависит, чем станет этот форум в истории представителей древнейших народов Евразии. Или разговором, который в дальнейшем во многом определит политику международного сообщества в решении проблем развития аборигенных народов, или политическим мероприятием, обслуживающим внешнеполитическое "ноу хау" ультра-правого эстонского премьера, решившего перенести на российскую землю этническое напряжения между финно-уграми и русскими, культивируемое политикой властей в Эстонии.