Латвийские чиновники, представляющие различные министерства республики, сегодня, 25 августа, в Москве рассказали российским СМИ о реформе образования в Латвии, а также об акциях протеста против перевода старших классов русских школ в основном на латышский язык обучения. Как сообщает BNS, россиянам пояснили, что участники акций зачастую не знают содержания Закона об образовании. Руководитель департамента национальных меньшинств секретариата министра по делам общественной интеграции Ирина Винник поведала о каком-то собрании с учителями русских школ, на котором, по ее словам, выяснилось, что никто из них не читал новый Закон об образовании, однако все против него активно протестуют. На взгляд И. Винник, школьники часто отправляются на акции защитников русских школ, потому, что им там весело. В свою очередь, советник Министерства образования и науки в вопросах национальных меньшинств Сергей Анцупов утверждал, что "желание увеличить значение латышского языка в школах с русским языком обучения" исходит от родителей воспитанников школ национальных меньшинств. По его словам, акции протеста устраиваются для достижения политических целей. А директор Рижской русской классической гимназии Роман Алиев заявил, что участие в протестных акциях может негативно повлиять на психику детей. Однако, похоже, российских журналистов сознательно вводили в заблуждение.

В то время когда посланцы министерств уже находились в Москве, в Латвии были опубликованы результаты исследования Балтийского института социальных наук "Интеграция инородной молодежи в латвийское общество в контексте реформы образования". Напомним, его презентация прошла в помещении секретариата министра по делам общественной интеграции, который представляет госпожа И. Винник. Исследование однозначно показало, что русскоязычная молодежь прекрасно разбирается как в форме, так и сути предлагаемой реформы образования, а норму Закона об образовании по преподаванию в старших классов русских школ 60% предметов на латышском языке поддерживают только 6% опрошенных учащихся, 5% родителей и 10% педагогов. Полностью не поддерживают реформу 59% русскоязычных школьников, 59% родителей и 34% педагогов. Как выяснили ученые, русские школьники на акции протеста ходят не для того, чтобы развлекаться, а бороться за русский язык и русскую культуру в Латвии. Что касается пагубного влияния на психику, то по оценке многих ведущих экспертом (правда, не из числа авторов упомянутого исследования), именно внедряемая реформа образования грозит нарушением психического здоровья детей.