29 августа в редакцию ИА REGNUM поступил текст открытого письма министру внутренних дел Российской Федерации Рашиду Нургалиеву, подготовленный заместителем председателя латвийско-российской группы парламентского сотрудничества, депутатом Сейма Латвии Владимиром Бузаевым. "Мы внимательно следим за событиями, развивающимися вокруг нашего земляка Владимира Ильича Линдермана, вынужденного искать на территории Российской Федерации убежища от латвийских властей, преследующих его по политическим мотивам", - начинается послание. В нем упоминается, что В. Линдерман, имеющий, как и около 500000 проживающих в Латвии российских соотечественников, унизительный статус "негражданина Латвии" известен своей активной деятельностью в качестве руководителя официально зарегистрированной в апреле 2000 года общественной организации "Uzvara" (Победа). Однако, как говорится в письме, реальная деятельность Победы и самого Линдермана не всегда соответствовала декларированным в уставе организации целям. Мол, она сводилась преимущественно к таким политическим требованиям, как прекращение судебного преследования героев Великой Отечественной войны, возвращение политических прав всем "негражданам", приданию официального статуса русскому языку, родному для 36% жителей страны, а также недопущению насильственной ликвидации системы школьного образования на русском языке.

"Эти требования неоднократно выдвигались Латвии со стороны как различных международных структур (комитеты ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Европейская комиссия), так и самой Российской Федерации (Президент, Парламент, МИД)", - подчеркивается в документе. Как поясняют его авторы, выбранные членами организации Победа методы для привлечения внимания общества к перечисленным проблемам можно классифицировать, как находящиеся на грани рамок Кодекса административных правонарушений жесткие меры ненасильственного сопротивления. Это касается организации согласованных и не согласованных с властями митингов и пикетов, приковывания себя цепями у входа в государственные учреждения и ненасильственного захвата культовых зданий. Между тем, члены организации постоянно находились под наблюдением спецслужб, неоднократно подвергались превентивному задержанию и арестам, но, как правило, оправдывались судом. "В ноябре 2002 года против нескольких членов организации, включая и Линдермана, было заведено уголовное дело по абсурдному обвинению в подготовке покушения на Президента Латвии. Трое членов организации находились под арестом несколько месяцев, после чего дело против них (за исключением Линдермана) было прекращено "за недостатком улик", - напоминается в письме. - Владимир Линдерман избежал ареста лишь потому, что находился в это время на территории Российской Федерации, где и попросил политического убежища. К сожалению, до сих пор в ходатайствах, как о предоставлении политического убежища, так и получении гражданства Российской Федерации Линдерману пока отказано. Более того, из сообщений российских СМИ нам стало известно, что рассматривается возможность выдачи Линдермана латвийским властям для совершения над ним "судебной" расправы".

Авторы письма с недоумением отмечают, что такое отношение к их земляку и российскому соотечественнику полностью противоречит, как официально декларируемой политике России в отношении соотечественников в Латвии, так и некоторым обязательным для России международным нормам. "Выражаем надежду, что вопросы продления Владимиру Линдерману возможности и далее пребывать на территории России и предоставления ему политического убежища будут решены в разумные сроки", - говорится в документе. Кроме В. Бузаева, представляющего в парламенте политическое объединение "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ), письмо подписали: Александр Казаков (активист Штаба защиты русских школ, член организационно комитета Объединенного конгресса русской общины Латвии, помощник депутата РД РФ Д.О. Рогозина), Геннадий Котов (сопредседатель Латвийского комитета по правам человека, депутат Рижской думы от ЗаПЧЕЛ), Александр Гильман (депутат Рижской думы от ЗаПЧЕЛ) и Наталия Елкина (член координационного совета Центра по защите прав соотечественников "Москва-россияне"). По словам В. Бузаева, текст подписанного 29 августа письма будет отправлен министру МВД РФ по факсу утром 30 августа.