В столице Латвии Риге 18 сентября, прошло учредительное собрание партии "Новая политика", которая возникла на базе общественной организации "Другая политика", созданной в свою очередь, по инициативе вице-мэра Риги Сергея Долгополова еще в феврале текущего года. Он же был избран и председателем новой партии, программа которой, как пояснили на форуме, будет уточняться на ее 1-м съезде в начале будущего года. Пока же "Новая политика" (НП) позиционирует себя центристской партией левого толка и, судя по уже заявленным и весьма скупым программным установкам, близкой социал-демократическим ценностям. Сказать, что это очередной политический игрок накануне муниципальных выборов марта будущего года - ничего не сказать. Сами учредители полагают, что в Латвии зарождается политическая сила, претендующая не только на самоуправления и не только в Риге, но и готовая составить серьезную конкуренцию на парламентских выборах в 2006 году. Насколько прозвучавшие сегодня амбиции отвечают действительности, выяснится после выборов Рижской думы. Как уже сообщало ИА REGNUM, рейтинг С. Долгополова - самый высокий среди должностных лиц столичного муниципалитета. Еще недавно его прочили первым номером предвыборного списка и кандидатом в мэры Риги от Партии народного согласия (ПНС) Яниса Юрканса. Однако кризис в ПНС привел к тому, что у С. Долгополова теперь своя партия, а за кресло столичного градоначальника и первым номером списка ПНС с ним будет соревноваться теперь сам Я. Юрканс.

Напомним, С. Долгополов в декабре прошлого года был исключен из ПНС в связи с предполагаемой внепартийной политической активностью вице-мэра, причем исключен заочно - во время принятия решения он находился в командировке в Москве. Между тем, первые симптомы "несогласия в согласии" проявились еще в феврале прошлого года, когда Сергей Леонидович выступил против раскола политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) и выхода из него ПНС, но, тем не менее, подчинился партийному большинству. Затем последовал юбилейный 10-й съезд ПНС, на котором впервые состоялись выборы председателя партии на альтернативной основе. Правда, Долгополов тогда с треском проиграл по голосам многолетнему бессменному лидеру партии Я. Юркансу, однако клин в партийное единство забил основательный. В кулуарах даже заговорили о двух ПНС - Долгополова и Юрканса, и было понятно, что долго так продолжаться не может. Вскоре вице-мэр еще больше обострил ситуацию, заявив о намерении создать общественно-политическую организацию, которая объединила бы на основе общих ценностей представителей партий левого спектра. Что, видимо, не совпало с интересами ПНС, и Долгополова тут же исключили. Сложа руки он не сидел и уже в феврале этого года учредил с единомышленниками общественную организацию "Другая политика", которая сегодня и стала точкой отсчета для создания НП.

Для чего понадобилась новая политическая сила, С. Долгополов объяснил на собрании так: "Люди ощущают возрастающий дискомфорт, так как множатся проблемы в важнейших сферах жизни. Можем ли мы смириться с тем, что возрастает этническая и социальная напряженность? Это результат непродуманной государственной политики, лихорадочных прыжков из одной канавы в другую из-за сиюминутных интересов политических и экономических группировок. Народ устал от невыполняемых и невыполнимых обещаний, непродуманных и непрофессиональных реформ в образовании, медицине, жилищной политике, из-за которой для тысяч людей возникла реальная опасность потерять крышу над головой. Что тогда говорить о жизненном уровне абсолютного большинства жителей, который сильно отстает не только от старых, но и от новых стран-участниц ЕС и продолжает снижаться?" По словам С. Долгополова, ни один международный экономический союз или военный альянс не может кардинально изменить жизнь латвийцев в лучшую сторону, если не будет достигнута политическая, экономическая и этническая стабильность, если не смогут объединить всех живущих в Латвии в единую политическую нацию. Эту историческую миссию стабилизации и объединения всего и вся НП готова взять на себя, но не спеша и не поря горячку. "Надеюсь, что в документах нашей партии не появится слово "бороться", которое, к сожалению, широко распространено повсюду, - признался С. Долгополов. - Постоянно борясь, не остается времени на серьезную конструктивную работу, без чего хорошие замыслы становятся пустой болтовней".

В свою очередь, председатель комитета Рижской думы по социальным вопросам Леонид Курдюмов рассказал, что в Латвии вместе с ростом ВВП не менее стремительно растут и цены. Америки он, конечно, не открыл, но зато доходчиво проиллюстрировал собравшимся главную цель НП - создание единой нации. "Мы находимся в режиме галопирующей инфляции, причем на фоне экономического обнищания страны вновь усилилось противостояние этнических общин Латвии, - заметил Л. Курдюмов. - Лозунги "Русские идут!" и "Не сдавайся, латыш!" - это характеристика сегодняшнего дня". По его словам, необходимо предотвратить раскол в обществе и сделать реальностью понятие "народ Латвии": "Мы в состоянии реализовать главный лозунг по созданию единой нации и единого народа. Хотя и понимаем, что даже если эта благородная идея будет реализована, все равно останутся левые, правые, а также реакционные политические и этнические силы - это свойственно для давно существующих демократических государств и мы ничем от них отличаться не можем". Тем не менее, не смотря на то, что "если будет реализована, то все равно останутся", на взгляд Л. Курдюмова, НП способна заполнить вакуум, который, по его словам, сегодня существует на политическом горизонте республики, а именно - "занять центр политического спектра". "У нас есть уверенность в своих способностях реализовать властные амбиции, - добавил он. - Об этом говорит хотя бы позитивный опыт работы в коалиции с социал-демократами и другими партиями в Рижской думе". Здесь следует пояснить: с лозунгом "Русские идут!" на недавние выборы Европарламента вышло ЗаПЧЕЛ, в том смысле, что русские и русскоязычные Латвии пошли в эту европейскую структуру. Правда, похоже, в результате воспрянули духом и местные национал-радикалы, одержавшие убедительную победу на тех выборах. Что касается "способностей реализовывать властные амбиции", то, судя по политическому опыту того же Курдюмова, ему их не занимать. Например, националам он больше известен как человек, не голосовавший, как они выражаются, за восстановление государственной независимости и пришедший в большую политику через партию "Равноправие" Татьяны Жданок. В Рижскую думу Л. Курдюмов был избран от партии "Равноправие" по общему списку тогда еще единого ЗаПЧЕЛ, затем перешел в рамках ЗаПЧЕЛ в ПНС, потом вышел вместе с ПНС из ЗаПЧЕЛ, потом вышел из ПНС, теперь стал учредителем НП.

Отсутствие четкой политической и экономической программы учредители НП объясняют тем, что все это еще будет обсуждаться и дорабатываться к первому съезду партии, мол, до муниципальных выборов успеют справиться. Вряд ли можно считать серьезной такую "основную программную установку" партии, как: "Мы предлагаем другую политику, в основе которой лежит рационализм, взвешенность и честность, ответственность перед обществом и в центре которой находится человек, его интересы, права". Или: "Мы предлагаем другую политику, не связанную с современными и историческими политическими предрассудками. Наша цель - единство латвийского общества. Мы предлагаем другую - уравновешенную и прагматичную - внешнюю и внутреннюю политику, отвечающую интересам народа Латвии". В чем конкретно заключается эта "другая политика" в "основных установках" не говорится, а обозначенные в документе "основные цели" ничего нового, в принципе, тоже не предлагают. Например, "ввести прогрессивный подоходный налог" не прочь социалисты и соцдемы. А "переделить бюджетные средства в пользу социальных программ и инвестиций, отказавшись от нерациональных расходов на военные и административные нужны", хотят практически все левые партии. Нет ничего нового и в том, чтобы "скорректировать принципы формирования бюджетов самоуправлений для содействия развитию депрессивных местностей" или "установить солидарную ответственность государства и самоуправлений за жилищную политику, сохранить регулируемую квартплату до реализации жилищной программы, восстановить муниципальный жилищный фон". Обо всем этом уже плешь проело то же ЗаПЧЕЛ. А кто, скажем, из левых не хочет сегодня "добиться равноправных условий конкуренции с государствами ЕС" или "обеспечить права национальных меньшинств в соответствии с нормами ЕС", разве только что ленивый? В общем, есть еще что дорабатывать.

На это, кстати, обратили внимание и присутствовавшие на собрании гости от Латвийской социал-демократической рабочей партии (ЛСДРП) - правящей в Рижской думе. Генсек ЛСДРП Янис Диневич, изучив программные документы НП, быстро сориентировался и в обмен на предложение коллегами "новой политики" предложил новой партии сотрудничество: "Ваша партия хочет быть центристской, но, ознакомившись с ее программными установками, я с глубоким удовлетворением констатировал, что в первом же пункте программы говорится о прогрессивном подоходном налоге, а это, в сущности, установка социал-демократов и, следовательно, у нас есть возможности для сотрудничества". Что для теряющей рейтинг ЛСДРП, видимо, сейчас актуально, как никогда. В свою очередь, депутат Сейма Борис Цилевич (ПНС) заявил с трибуны собрания, что Латвии жизненно необходима сильная современная европейская левоцентристская единая партия. "К сожалению, в настоящее время левые и социал-демократические партии увлеклись взаимной борьбой, и в результате мы много чего потеряли, - пояснил он. - Очень надеюсь, что ваша новая партия будет способствовать сотрудничеству и единству среди левоцентристских сил". Он напомнил, что когда-то очень известный, а ныне не столь популярный политик, в свое время утверждал, что чтобы объединиться, нужно вначале размежеваться. "Надеюсь, что именно это сейчас и происходит", - добавил Б. Цилевич. Правда, с корреспондентом ИА REGNUM он, похоже, был более откровенным, пояснив, что С. Долгополов просто занимает и расширяет освободившуюся политическую нишу.

Напомним, латвийские социал-демократы известны своим правым подходом в вопросах национальной политики, из-за чего практически стали этнической партией. В свою очередь С. Долгополов делает ставку на межнациональное и этническое согласие. Насколько это у него получится лучше, чем у той же ПНС, покажет будущее. По крайней мере, на учредительном собрании было такое впечатление, что русских и латышей в зале примерно поровну. Еще одна особенность - рекордное количество делегатов. Открывая собрание, С. Долгополов заявил, что на тот момент зарегистрировалось около 800 человек, в том числе почти 300 - у нотариуса, а регистрация все продолжалась. Дело в том, что для учреждения партии требуется не менее 200 граждан республики, но на этот раз в них недостатка не было. Причем делегатов в Малой гильдии собралось столько, что зал, где обычно проходят партийные съезды, был крайне переполнен, и многим пришлось заседать и голосовать в других помещениях, где им обеспечили телевизионную трансляцию. Помимо председателя НП собрание избрало трех его заместителей: депутата Рижской думы Леонида Курдюмова, замдиректора департамента городского развития Игоря Граурса и депутата Рижской думы, в прошлом председателя Сейма Латвии Алфреда Чепаниса. Кроме того, была выбрана дума в составе 67 человек, которая после закрытия собрания избрала правление из 20 человек. Теперь все они будут, как дали понять на собрании, притираться и срабатываться до первого партийного съезда, который уже не за горами.