30 сентября в Государственной Думе ФС РФ состоялся круглый стол на тему "Правовое обеспечение социально-экономического развития субъектов Федерации Северного Кавказа как фактор решения проблем борьбы с терроризмом и экстремизмом". Вел заседание зампред палаты, глава Комиссии Госдумы по Северному Кавказу Владимир Катренко ("Единая Россия"). По итогам работы круглого стола были выработаны рекомендации Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ.

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что для решения всех проблем Северо-Кавказского региона необходимо, в первую очередь, заняться социально-экономическими вопросами этих субъектов. "Большинство показателей экономического и социального развития регионов Северного Кавказа значительно ниже среднероссийских. Так, валовой региональный продукт ЮФО на душу населения отстает от среднероссийского в 1,9 раза, а от других федеральных округов от 1,4 до 3,3 раз. Стоимость основных фондов на душу населения ниже, чем средняя по России в 1,6 раза, темпы роста инвестиций в основной капитал меньше среднероссийских и показателей других округов на 12-50%. Самым высоким является удельный вес изношенных основных фондов, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство и транспорт. Несмотря на высокий удельный вес безвозмездных перечислений в собственных доходах (почти 50%), бюджетная обеспеченность в субъектах федерации ЮФО на треть ниже среднероссийской... Среднедушевые доходы по округу составляют 65% от российских, розничный товарооборот и объем оказываемых платных услуг - 70%. Среднемесячная заработная плата в округе ниже среднероссийской в 1,5 раза. Значительным остается уровень зарегистрированной безработицы и составляет 35% от общего числа безработных по стране", - говорится в рекомендациях круглого стола.

По итогам заседания присутствующие рекомендовали Государственной Думе ускорить принятие ФЗ "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации"", "О федеральных целевых программах регионального развития", "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации", "Об административных границах субъектов Российской Федерации и порядке их изменения", "О миграции в Российской Федерации". К тому же, в рекомендациях говорится о необходимости поддержать решение Ассоциации "Северный Кавказ" по разработке Концепции роста экономики и развития социальной сферы республик, краев и областей ЮФО на период 2007 - 2010 гг., выделив для этих целей необходимые средства с учетом окончания формирования концепции в 2005 году. Речь также идет об анализе реализации ФЦП "Юг России", о разработке новой ФЦП занятости населения в ЮФО на 2006 - 2010 гг.

В рекомендациях также говорится о необходимости рассмотреть вопрос о снижении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль предприятий и организаций на суммы расходов, используемых на техническое перевооружение и модернизацию производства; провести реструктуризацию накопившейся задолженности предприятий и организаций по начисленным пеням и штрафам, образовавшихся не по вине хозяйствующих субъектов; включить в повестку дня обсуждение вопроса об установлении на всей территории России единой оптовой цены на газ или уменьшении количества ценовых поясов с 9 до 3 (Восточная, Центральная и Западная части России) для сглаживания негативных аспектов влияния на социально-экономическое развитие регионов действующего сейчас порядка государственного регулирования цен на природный газ; принять меры для развития инфраструктуры курортно-рекреационного комплекса Северного Кавказа.