Мониторинг в зоне конфликта. Сессия Генеральной Ассамблеи ООН. По следам доклада Терри Дэвиса. Кочарян взял тайм-аут. Что сказал Саакашвили? Степанакерт.

Мониторинг в зоне конфликта

Очередной мониторинг линии соприкосновения между вооруженными силами Армении и Азербайджана, проведенный ОБСЕ в Казахском направлении 24 сентября, прошел без инцидентов. С армянской стороны мониторинг проводил личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик и его полевые помощники Кеннет Пиклес и Питер Кай, с азербайджанской - полевые помощники действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинус и Мирослав Виметал. Как сообщает ИА "Де-Факто", четвертый по счету мониторинг на участке близ населенных пунктов Беркабер Тавушской области Армении и села Мизамлу Казахского административного округа Азербайджана обусловлен резким обострением ситуации в этом районе. В ходе мониторинга на границе состоялось визуальное общение групп ОБСЕ и сопровождающих их представителей министерств обороны и иностранных дел Армении и Азербайджана. Армянская сторона вновь подтвердила свою точку зрения, согласно которой проводящийся под эгидой ОБСЕ мониторинг имеет положительный результат, и предложила от общения по рации перейти к живому общению. Анджей Каспшик одобрил это предложение и выразил надежду на то, что в скором будущем ОБСЕ станет посредником в осуществлении подобной инициативы. Было констатировано, что в отличие от прежних мониторингов на этот раз ситуация на границе много спокойнее.

Сессия Генеральной Ассамблеи ООН

Вопросы мирного урегулирования нагорно-карабахской проблемы находились в центре внимания на встрече президента Азербайджана Ильхама Алиева с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Болгарии Соломоном Паси в Нью-Йорке. Как сообщает бакинская "525-я газета", И. Алиев призвал действующего председателя ОБСЕ активизировать усилия, направленные на урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Агентство "А1+" сообщает, что в ходе 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел Армении Вардан Осканян встретился с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. На встрече обсуждались вопросы, касающиеся сотрудничества между Арменией и ООН и реформ Организации Объединенных Наций. По просьбе генсека ООН глава МИД Армении рассказал о процессе урегулирования карабахского конфликта.

В рамках 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке министр иностранных дел Армении встретился со своим турецким коллегой Абдуллой Гюлем. В ходе очередной, четвертой по счету встречи глав внешнеполитических ведомств Армении и Турции обсуждались двусторонние отношения и региональные проблемы. Вардан Осканян провел также встречи с сопредседателем Минской Группы (МГ) ОБСЕ послом Стивеном Манном и заместителем госсекретаря США Марком Гроссманом. ("А1+").

Газета "Азг" отмечает, что турецкие СМИ, за исключением газеты "Ени шафаг", не освещали встречу Осканян-Гюль. Согласно "Ени шафаг", во время пресс-конференции, состоявшейся после встречи министров иностранных дел Турции и Армении, г-н Гюль отметил: "Сегодня состоялся ряд встреч. Все они были результативными и довольно-таки полезными". Что касается встречи с Варданом Осканяном, то в этой связи Гюль сказал следующее: "В прошлом месяце встретились президенты Азербайджана и Армении. Я попросил министра иностранных дел РА сообщить информацию о встрече, и он передал ее подробности. Министр иностранных дел РА коснулся также результатов встреч с министром иностранных дел Азербайджана. Я ему сказал, что мы продолжим нашу миссию катализаторов между сторонами". Абдулла Гюль во время пресс-конференции коснулся также трехсторонней встречи министров иностранных дел РА, Азербайджана и Турции в Нью-Йорке, сказав: "Решение об этой встрече было принято еще в Стамбуле. Однако министр иностранных дел РА в Нью-Йорк прибыл тогда, когда министр иностранных дел Азербайджана вместе с президентом страны уже отбыли из США. Мы выразили готовность встретиться в ближайшем будущем". Обобщая слова Гюля, "Азг" пишет, что "можно только заметить, что встреча Гюля с Осканяном прошла в атмосфере дипломатической вежливости".

Пришло время предпринимать конкретные шаги по урегулированию конфликтов в Нагорном Карабахе (НК), Абхазии и Южной Осетии, заявил министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль, выступая на 59-й Генассамблее ООН. По его словам, турецкое правительство выступает за всеобъемлющее решение нагорно-карабахского конфликта, базирующееся на основных принципах международного права, территориальной целостности Азербайджана и добрососедских отношениях. Гюль также добавил, что турецкая сторона ожидает от армянского правительства выполнения соответствующих резолюций ООН для достижения такого решения. ("Де-Факто").

Как сообщает газета "Аравот", по свидетельству наблюдателей, президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН "с истребляющей речью" - глава АР подверг беспрецедентной критике "агрессивное и сепаратистское" поведение Армении.

"НКР - постоянный источник угрозы для мира и безопасности в регионе", - так, по сообщению бакинской газеты "Зеркало", заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая с трибуны ООН. "Армения, игнорирующая 4 резолюции Совета Безопасности ООН, стремящаяся закрепить результаты военной агрессии и остающаяся безнаказанной за эти свои действия, в конечном итоге осуществила на оккупированных азербайджанских территориях такую коварную политику, как незаконное массовое размещение армянского населения. Кроме того, еще более обостряют ситуацию использование этих территорий в целях незаконного оборота наркотических веществ, перевозки оружия, незаконной экономической деятельности, контрабанды, превращение данных территорий в логово террора". "Армянские агрессоры и сепаратисты Нагорного Карабаха, пытаясь привлечь и иностранные компании к незаконному бизнесу, также эксплуатируют природные ресурсы на оккупированных азербайджанских территориях. Я призываю государства-члены ООН заставить своих граждан и компании с уважением относиться к нормам международного права и предотвратить осуществление ими незаконной деятельности на территории нашей страны", - сказал И. Алиев. Он отметил, что Армения также фальсифицирует историю Нагорно-Карабахского региона Азербайджана, в незаконной форме присваивает его культурное и архитектурное наследие. По его словам, разрушены, присвоены, разграблены и похищены азербайджанские религиозные и исторические памятники, древние рукописи и другое культурное достояние. "Незаконная деятельность Армении на оккупированных территориях Азербайджана и позиция, занятая ею в процессе переговоров, еще раз доказывают, что Армения, стремясь насильно заставить признать результаты конфликта на основе свершившегося факта, не только не ищет пути урегулирования проблемы, но даже преследует цель дальнейшего затягивания переговоров и закрепления результатов агрессии", - продолжил президент Азербайджана. "С этой высокой трибуны я хочу подчеркнуть, что конфликт может быть урегулирован не на основе этнической чистки и аннексии де-факто территорий суверенного государства, а на основе норм международного права и демократии. Азербайджан никогда не примирится с оккупацией своих земель, нарушением территориальной целостности и последствиями этнической чистки", - резюмировал президент.

Газета "Голос Армении" в статье "Трибуна для президента" выражает некоторое недоумение по поводу того, что на 59-й Ассамблее ООН Армения была представлена на уровне министра иностранных дел - "не совсем понятен мотив отсутствия президента Армении в работе 59-й Ассамблеи ООН". Газета пишет, что, по мнению главы МИД РА Вардана Осканяна, особой необходимости в участии президента Армении Роберта Кочаряна в работе Ассамблеи нет. Неужели самая высокая в мире на сегодняшний день трибуна недостойна того, чтобы быть использованной? - спрашивает газета, "тем более сразу после известных предостережений американского сопредседателя МГ ОБСЕ Стивена Манна и столь субъективного доклада Тэрри Дэвиса, содержание которого было полностью отражено в речи президента АР Ильхама Алиева в Нью-Йорке". "ГА" не сомневается в том, что выступление Вардана Осканяна будет удачным. "Однако это именно тот случай, когда обязан был выступать как раз президент Армении - как он это сделал в Страсбурге. И даже круче".

Армения стремится освободиться от стереотипов типа "вчерашний противник - вечный враг" и готова к компромиссам и сотрудничеству с соседними странами. "Мы хотели бы иметь дело с Азербайджаном, осознающим свое место в соответствии с нормами международного права, а не с такой страной, политика, действия и заявления которой представляют угрозу хрупкому миру и стабильности в регионе", - заявил министр иностранных дел РА Вардан Осканян, выступая на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Азербайджан первым ввел на советском пространстве практику истребления людей по национальному признаку, первым привлек в свою армию наемников и международных террористов, первым пренебрег нормами международного права, отметил Осканян. Азербайджану удалось избавиться от армян в Нахичеване, которые составляли более половины местного населения. Сегодня там нет ни одного армянина. В советское время в Баку, Сумгаите и во всем Азербайджане проживало более 400 000 армян. Сегодня нет ни одного. Азербайджанский опыт "национального истребления" увенчался успехом, продолжил армянский министр. По его словам, десять лет назад Азербайджан воспользовался услугами самых известных в регионе наемников и международных террористов, чтобы "сражаться" с армянскими женщинами и мужчинами, которые защищали свою землю и жизнь. Террористы потерпели поражение, армяне одержали победу. Отметив, что армяне вышли победителями в военном противостоянии с Азербайджаном, после того как их мирные требования о самоопределении были встречены в штыки, Вардан Осканян подчеркнул: "Армяне занимали эти территории более 2000 лет, а не последние десять лет, как утверждает президент Азербайджана". По словам министра, критика Азербайджаном Минской группы ОБСЕ направлена на то, чтобы завуалировать свой отказ от обсуждения предложений, которые были сформированы в ходе обсуждений и переговоров с участием азербайджанского руководства. "В течение более пяти лет Азербайджан отклонял любое представленное для обсуждения предложение: начиная от идеи общего государства в 1998 г. до ки-вэстских предложений 2001 г." Сегодня, продолжил министр, Нагорный Карабах восстановил попранную в сталинское время справедливость, обрел независимость. Он проводит выборы, имеет государственные структуры, в том числе и безопасности, полноценно контролирует ситуацию на своей территории, экономически развивается. Заявляя громогласно о своей мечте стать членом НАТО, Азербайджан вместе с тем препятствует участию в учениях другого партнера Альянса - Армении. Более того, Азербайджан не только не осуждает, но и представляет в качестве героя своего военнослужащего, который в Будапеште на курсах в рамках программы НАТО обезглавил армянского офицера. Азербайджан упускает предоставляемую международными организациями возможность для создания мостов и поиска решений. Азербайджан отвергает посредничество международного сообщества, направленное на перекрытие наркотрафика, проходящего через его территорию, отметил Осканян. Азербайджан также проваливает усилия ЕС и других мониторинговых групп, стремящихся посетить регион и своими глазами увидеть тысячи разрушенных, тысячи уникальных исторических и культурных памятников, сказал министр. "Если в прошлом веке армяне и азербайджанцы были связаны принудительно, то в этом веке, когда мы завоевали право самим вершить свою судьбу, мы сами можем решать: вместе мирно сосуществовать. Если мы всерьез намереваемся стать достойными согражданами европейской семьи, то мы должны считаться с нашим прошлым, нашей историей, реалиями нашего региона". ("Де-Факто").

Экстремизм в Азербайджане начинает проявляться уже на уровне президента. Такое заявление, по сообщению газеты "Азг", сделал в ходе своей пресс-конференции член Бюро Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД), вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении Ваган Ованнисян. Вице-спикера беспокоят царящие в Азербайджане антиармянские настроения - "буквально на днях была обстреляна автодорога Киранц-Воскепар". "Во времена Алиева-старшего (покойного президента АР Гейдара Алиева - прим. ИА REGNUM) контроль над силовыми ведомствами был на более высоком уровне, чем сейчас, при его молодом наследнике.... Сейчас они гораздо наглее, у них стало гораздо больше прав. Они берут пример со своего президента, показывающего, что это безнаказанно. Даже пощечина, полученная от НАТО, не усмирила азербайджанцев. Не думаю, что господин Алиев осмелится отдать прямой приказ на начало военных действий, но неконтролируемая искра может привести к пожару". По мнению Ованнисяна, дипломатической задачей Армении на сегодня является "доказать, что мы признаем территориальную целостность Азербайджана, но к вопросу Нагорного Карабаха это никакого отношения не имеет".

Президент соседней республики обвиняет в терроризме страну, имя которой никогда не было затронуто ни в одном докладе по терроризму, пишет газета "Азг". "Вместе с тем связь Азербайджана с международным терроризмом, в том числе с Усамой бен Ладеном, была доказана не раз". В связи с таким утверждением "Азг" ссылается на лондонское издание "Институт Войны и Мира", в котором азербайджанский журналист Самир Разимов пишет, что связь Усамы бен Ладена с Азербайджаном началась с середины 90-х годов. "Азг" пишет также, что в 98-м президент США Билл Клинтон в своем личном послании Гейдару Алиеву благодарил последнего за поимку нескольких террористов. "Бакинская "Эхо" пишет, что деятельность террористических группировок началась еще с развала Советского Союза, а "Хюррийет" утверждает, что в Азербайджане действуют центры как минимум 7 террористических организаций". "Азг" пишет, что 26 июня 2002 года американский информационный центр "Вашингтон профайл" сообщил, что еще в конце 80-х "Аль-Каида" основала в Баку свой офис и помогала Азербайджану воевать с Карабахом. "В апреле 2002 года британская "Файнешнл таймс" писала, что убитый в Чечне террорист Хаттаб также воевал в Карабахе на стороне Азербайджана. В июле того же года американская "Уолл стрит джорнал" писала, как международный террорист "номер два", лидер "Исламского джихада" Аймар ал Зауахри, добрался через Баку из Малайзии в Дагестан, где был арестован, а затем опять через Баку прошел в Афганистан к бен Ладену". Газета пишет также, что в 1996 году террористическая группировка "Исламский джихад", наряду с другими экстремистскими организациями, имела свою штаб-квартиру в Баку, а согласно докладу Вашингтонского университета Джона Хопкинса от 17 июля 2002 года, в руки ЦРУ попал список телефонных разговоров Усамы бен Ладена, из которого выяснилось, что в 96-98 годах он 60 раз звонил в Баку. Из Баку же координировались взрывы американских посольств в Кении и Танзании, утверждает газета.

Гнездом терроризма является Нагорный Карабах, который подпитывается Россией. Об этом, по сообщению агентства "Арминфо", заявил на заседании азербайджанского парламента депутат Милли Меджлиса Захид Оpудж. По мнению З. Оpуджа и его коллеги Маиса Сафаpли, закрытие азербайджано-российской границы является экономическим "давлением" на Азербайджан с целью изменения внешнеполитического курса Баку. Они указали "на необоснованность обращения Госдумы РФ к парламенту Азербайджана с требованием ликвидации баз террористов". Сафаpли заявил, что "Россия сама является источником террора, ибо повсюду террористы используют российское оружие".

Газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на бакинскую газету "Зеркало" пишет, что Ильхам Алиев в ходе своего недельного визита в США сделал все для того, чтобы встретиться с президентом Джорджем Бушем, однако его попытки успехом не увенчались. Кроме того, в "Зеркале" отмечается, что желания встретиться с президентом Азербайджана не обнаружили и руководители других сверхдержав. Ряд азербайджанских наблюдателей считает, что Буш дал понять, что больше не поддерживает администрацию Алиева. Вместе с тем некоторые эксперты уверены, что энергетические интересы США заставят Буша сохранить хорошие отношения с властями Азербайджана.

По следам доклада Терри Дэвиса

Две главные части доклада бывшего докладчика ПАСЕ по вопросам Карабаха, ныне генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса были опубликованы в армянской прессе. Министр иностранных дел Вардан Осканян, а также провластное и оппозиционное крыло делегации Армении в ПАСЕ в общем квалифицировали доклад как неприемлемый для армянской стороны. По мнению газеты "Азг", хотя в докладе есть неприемлемые формулировки, однако в общей сложности он, тем не менее, непредвзятый. Самым примечательным, считает газета, является седьмой пункт доклада, который предлагает: "Если переговоры, проводимые под эгидой Минской группы ОБСЕ, сорвутся, то... Армения и Азербайджан должны будут подумать об обращении в Международный суд, так как налицо правовой спор: нарушена ли территориальная целостность Азербайджана со стороны Армении (ради защиты права народа Карабаха на отделение) согласно четвертому абзацу второй статьи Хартии ООН?" Газета пишет, что в последние годы армянская сторона неоднократно утверждала, что Карабах никогда не находился в составе независимого Азербайджана: правовой предшественник ООН - Лига наций - не признала Демократическую Республику Азербайджан в 1918-20 гг., т.к. последняя пытался стать членом организации, протащив в нее с собой Карабах и ряд сопредельных районов. "Ереван считает приемлемым правовое разрешение проблемы. Согласятся ли стороны конфликта перевести разрешение проблемы в правовое поле и с этим вопросом обратиться в Международный суд? Ответ на этот вопрос даст время".

По мнению газеты "Аравот", европейские структуры, по всей видимости, имеют уже свои отработанные предложения, которые вскоре будут представлены конфликтующим сторонам. Исходной точкой этих предложений, предполагает газета, будет территориальная целостность Азербайджана. "Случайное ли это совпадение, когда одновременно и дипломаты европейских стран начинают своеобразное лоббирование, и публикуется доклад генсека Совета Европы Терри Дэвиса, и американский сопредседатель МГ ОБСЕ выступает со своими известными заявлениями о недопустимости затягивания конфликта?"

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян высказал свое принципиальное несогласие с содержанием доклада действующего генсека СЕ, экс-докладчика ПАСЕ по Нагорному Карабаху Тэрри Дэвиса, отметив, что "в нем доминирует субъективный подход, предопределивший искаженное и недопустимое с нашей точки зрения представление ситуации". Он выразил также свою озабоченность кандидатурой нового докладчика ПАСЕ по Нагорному Карабаху Дэвида Аткинсона, подчеркнув, что "Армения все равно должна серьезно поработать в направлении обеспечения не субъективного, а объективного доклада. В конце концов, Совет Европы взялся не мешать, а помогать переговорному процессу". ("Голос Армении").

По мнению вице-спикера НС Армении Вагана Ованнисяна, оживление обсуждений вопроса Нагорного Карабаха внешними силами, невыгодные для Армении формулировки в выступлениях генсека СЕ Терри Дэвиса и сопредседателя от США Стивена Манна не должны стать причиной паники среди общественности Армении. С другой стороны, они достаточно тревожны, поскольку сопровождаются воинственными заявлениями Азербайджана. Как заявил В. Ованнисян в ходе своей пресс-конференции, пишет газета "Азг", причина позиции Терри Дэвиса заключается в нефтяных интересах Великобритании, "которые прямо отразились в его докладе".

По словам вице-спикера парламента Армении Вагана Ованнисяна, нет никаких гарантий, что следующий доклад будет более объективным. "В докладе Дэвиса содержатся неприемлемые для нас положения, которые отражают мнение отдельной личности и потому весьма субъективны. С этим нельзя согласиться, поскольку общая картина представлена неверно". Он выразил обеспокоенность и в связи с назначением новым докладчиком Дэвида Аткинсона, подходы которого, по словам вице-спикера, вызывают тревогу. В то же время руководитель армянской делегации в ПАСЕ Тигран Торосян заявил, что такого рода высказывания (В. Ованнисяна - прим. ИА REGNUM) могут привести к "нежелательным последствиям" в вопросе Нагорного Карабаха. ("Аравот").

По оценке газеты "Айкакан жаманак", Терри Дэвис разгромил Армению. Согласно газете, вся логика его доклада заключалась в том, что Армения осуществила незаконные, противоречащие многочисленным международным конвенциям действия, в результате которых тысячи людей погибли, сотни тысяч остались без крова, нарушилась территориальная целостность Азербайджана, в Нагорно-Карабахской области имели место этнические чистки.

С европейцами так не работают - они не любят крайностей, утверждает газета "Айоц Ашхар" в ответ на острую реакцию некоторых представителей властей на доклад генсека СЕ Терри Дэвиса по вопросу Нагорного Карабаха. "Фактически мы на весь мир заявляем, что как Терри Дэвис, так и Дэвид Аткинсон необъективны, и даже находятся под воздействием определенного лобби. Подобные факты, даже если им будет найдено подтверждение, в случае озвучивания их лицами, представляющими государство, превращаются в откровенные вызовы, брошенные представителям евроструктур. Подобной палитрой бросающихся из одной крайности в другую поверхностных оценок мы можем нанести серьезный удар по национальным интересам собственной страны, создавая тем самым впечатление импульсивной и примитивной нации, которая не ценит доброго к себе отношения и не пытается исправить создавшееся о ней ошибочное впечатление". ("Айоц Ашхар").

По мнению газеты "Аравот", большинству стран мира Закавказский регион интересен настолько, насколько им важно протянуть по нему газо- и нефтепроводы, и они все делают для того, чтобы местное население им не мешало. Газета уверена, что Армения и Азербайджан для них - отсталые авторитарные государства, которые не могут поделить между собой клочок земли. "Они говорят нам: ведите себя прилично, революций и войн (без нашего указания) не делайте, не умирайте с голоду, чтобы не мешать осуществлению наших программ. В остальном - горите вы синим пламенем". "Аравот" заключает, что огорчаться надо не из-за доклада Дэвиса, а из-за общей концепции внутренней и внешней политики Армении, логическим итогом которой и являются подобные доклады.

Для обсуждения ситуации, связанной с докладом Терри Дэвиса, газета "Иравунк" пригласила советника президент РА по национальной безопасности Гарника Исагуляна, зампредседателя правления Армянского общенационального движения (АОД) Арама Манукяна и политолога Вардана Погосяна.

Отметим, что единой оценки по докладу нет. Одни, как Шаварш Кочарян (член армянской делегации в ПАСЕ, оппозиционер - прим. ИА REGNUM), осуждают его, другие, как Тигран Торосян (вице-спикер Национального Собрания РА - прим. ИА REGNUM), отмечают, что, несмотря на некоторые неприемлемые формулировки, доклад юридического значения не имеет и является всего лишь мнением докладчика.

Вардан Погосян: Мнения Шаварша Кочаряна придерживаются также Армен Рустамян (член Верховного органа партии "Дашнакцутюн" - прим. ИА REGNUM) и Ваган Ованнисян. Конечно, с юридической точки зрения это не есть принятый документ. Однако было бы наивностью предполагать, что положения в основном докладе будут настолько радикально изменены в нашу пользу, что можно будет от Совета Европы ожидать нормальной резолюции по Нагорному Карабаху. В конце концов, Терри Дэвис три года был докладчиком, и его доклад не с неба свалился. Учитывая это обстоятельство, а также то, что новому докладчику, тоже британцу, Аткинсону на подготовку доклада выделено мало времени, думаю, что он включит основные положения доклада Дэвиса.

Какая опасность для нас содержится в докладе Дэвиса?

Вардан Погосян: Этот доклад подвергает ревизии даже резолюции ООН. В частности, в резолюции ООН четко указано, что территории заняты армянскими силами Нагорного Карабаха. А у Дэвиса написано, что Армения - агрессор, что Армения оккупировала эти территории. Предлагается также решение этой проблемы: если Армения и Азербайджан не придут к соглашению, то пусть обратятся в Международный суд ООН, "который должен рассмотреть, является ли оккупация Арменией этих земель законной ". Когда читаем меморандум, приложенный к резолюции, то видим, что там ни слова нет о том, что в 91-м Нагорный Карабах самоопределился в полном соответствии с законами СССР, что в Карабахе был проведен референдум еще до распада СССР. То есть в докладе нашли место все основные положения, которыми Азербайджан оперировал с самого начала конфликта. Доклад Дэвиса полностью соответствует позиции азербайджанской стороны. Единственный пункт, который в какой-то мере может обнадежить, это "для решения конфликта не надо было использовать подобные методы, и отделение можно признать в том случае, если оно произошло мирным способом и законным путем". Но и здесь дается понять, что все, что произошло вокруг НК, не было законно, не было мирно. Наша парламентская и официальная дипломатии потерпели очередное крупное поражение. Если мы за 3 года не смогли достойно представить нашу точку зрения, чтобы доклад был хотя бы взвешенным, то трудно ожидать, что за три месяца что-либо изменится.

Арам Манукян: И заявление, и все последние интервью, и все относящиеся к НК формулировки являются закономерным, логическим итогом проведенной работы. Не может так быть, чтобы при проведении дружелюбной, направленной на интеграцию политики в ПАСЕ бы вдруг возник противный документ. Так не бывает. Если бы это заявление было единственным, тогда можно было бы подумать, что Дэвис мог попасть под чье-либо давление или быть подкуплен. Но это не единственный документ, и все ожидаемые заявления будут того же толка, если не более жесткими. Все это результат продуманной, но очень неверно просчитанной политики. В последних нескольких оценках и интервью Армении просто брошен вызов - РА, которая уже изолирована, при нерешении вопросов будет обойдена и в следующих программах. Наши власти устами Осканяна уже провозгласили, что экономическое развитие Армении и прогресс страны в целом ничего для них не значит. Более того, заявили, что они продолжат проводить эту политику. То есть плевать на развитие Армении и участие в международных программах европеизации - они будут растягивать решение вопроса.

Вардан Осканян в ходе своей пресс-конференции отметил, что "Армению невозможно запугать". Кто, по-вашему, пытается нас запугать?

Арам Манукян: Он имел в виду заявление Стивена Манна. Манн сказал очень ясно, что Армения выпадает из международных программ. То есть речь идет о реакции европейских структур. Но если говорить откровенно, то эти люди не шантажируют или запугивают Армению, они четко объясняют то, что есть на самом деле. Они отмечают, что Армения, из-за своей политики, не участвует ни в одной региональной программе. Отмечают, что и дальше так будет. И это не чье-либо желание, а просто по той причине, что Армения находится в зоне риска и считается конфликтной страной. А в рисковой зоне невыгодно осуществлять региональные программы.

Гарник Исагулян: Вполне определенно, что и Совет Европы, и Великобритания выпали из процесса урегулирования карабахского конфликта. Это было ясно уже тогда, когда Великобритания, обвинив Нагорный Карабах, признала территориальную целостность Азербайджана. Потому она и лишилась возможности участия в Минской группе. Естественно, что Англия хотела бы восстановить свои позиции. То есть иметь свою долю "прибыли" в этом конфликте. Одинаковой позиции в ПАСЕ придерживаются Турция и Азербайджан. Государства, включенные в Минскую группу, по существу, не имеют в этом вопросе однозначной позиции. Потому и были в нее включены. Для нас очень важно, чтобы в Армении не возникли настроения, что якобы негативное решение вопроса НК приведет к экономическим привилегиям. В конце концов, уступка территорий в обмен на экономический рост неприемлем для любой страны. Та же Британия ради Фолклендских островов готова была всему миру объявить войну, тогда как острова эти находятся в нескольких тысячах километров от нее и никакой экономической или иной роли не играют. В подобных условиях любое проявление слабости приведет к тому, что аппетит у этих держав разыграется и усилятся требования к Армении. То, что ни Терри Дэвис, ни Аткинсон не скажут ничего, отличного от сказанного Великобританией, очевидно. Однако думать, что это может стать юридическим основанием для применения в отношении Армении политических или экономических санкций, не стоит. Я даже посоветовал бы вообще не обращать внимания, что скажет Терри Дэвис или его преемник. Гораздо важнее наша позиция. Та, которую очень определенно выразили и президент РА, и министр иностранных дел. Их позиция на данном этапе содержала самые точные определения. Очень важна также позиция Нагорного Карабаха. А там позиция и властей, и оппозиции однозначна. Было бы прекрасно, чтобы и в Армении политическое поле выступало единым фронтом. Тогда Терри Дэвис понял бы, что его выступления и резолюции гроша ломанного не стоят. ("Иравунк").

Кочарян взял тайм-аут

"По просьбе армянской стороны очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Праге отложена на неопределенное время. Об этом, по сообщению бакинской газеты "Зеркало", заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Он напомнил, что в текущем году состоялись четыре встречи министров иностранных дел двух стран. "Эти встречи были полезными. Их результаты обсуждались на высоком уровне", - заметил Азимов. По его словам, обсуждаемые вопросы связаны непосредственно с урегулированием карабахского конфликта. В ходе встреч обсуждаются "некоторые предложения, мнения и позиции", сказал он. В частности, одним из элементов обсуждения является обеспечение карабахских армян сухопутной связью с Арменией. Азербайджан, в свою очередь, заинтересован в связи с Hахчываном, сообщил А. Азимов. Замминистра отметил также, что Баку изначально гарантировал безопасность армянам в Азербайджане. "Это возможно на уровне двустороннего сотрудничества или посредством международных наблюдателей", - сказал А. Азимов. По его словам, нормализация политических отношений приведет к улучшению отношений между народами. Это одно из условий интеграции в Европу, заявил А. Азимов. Дипломат также отметил, что Азербайджан остается приверженным позиции, что на территории страны не должно оставаться "оккупационной армии" и структуры, не подчиняющейся правительству АР. Кроме того, "оккупированные территории" должны быть освобождены, а вынужденные переселенцы - возвращены к родным очагам. При выполнении всех этих условий Азербайджан готов обеспечить безопасность армянского населения, проживающего в Нагорном Карабахе. По его мнению, в этом вопросе стороны сами могут сотрудничать или же возможно привлечение международных наблюдателей. А. Азимов опроверг сообщения о том, что официальная Москва выступила с предложением немедленного освобождения "оккупированных азербайджанских территорий" и проведения в Нагорном Карабахе референдума. По его словам, официальный Баку не получал подобного предложения. "На встрече в Астане президентов Азербайджана и Армении не выдвигались конкретные варианты или предложения по урегулированию карабахского конфликта", - сказал А. Азимов. По его словам, в Астане обсуждались лишь отдельные "элементы". В частности, речь шла о возвращении населения в родные места, восстановлении коммуникаций и сотрудничестве в урегулировании всех оставшихся политических проблем на следующем этапе. "Как и во всех конфликтах, необходимо устранить условия и факторы, препятствующие разрешению основной проблемы. После этого облегчается решение политических проблем. Противоположная сторона живет субъективными иллюзиями военной победы. Это должно быть устранено, и созданы все необходимые условия для достижения мира", - сказал А. Азимов.

Согласно бакинской "525-й газете", министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров сообщил, что на последней встрече в верхах в Астане президент Армении Роберт Кочарян попросил у своего азербайджанского коллеги Ильхама Алиева отсрочку в переговорном процессе. Из заявления главы МИД Азербайджана явствует, что Р. Кочарян обосновал свою просьбу желанием проанализировать нынешнее состояние переговоров и наметить дальнейшие пути переговорного процесса. По мнению азербайджанских экспертов, взятие президентом Армении тайм-аута на нынешнем этапе не случайно и связано с общим тяжелым положением нынешнего правительства РА, напряженностью в стране и с банкротством внешнеполитического курса Армении, основанного на карабахской проблеме. Политолог Зардушт Ализаде считает, что за некоторыми исключениями армянское общество занимает в карабахском конфликте единую позицию: "В армянском обществе возможны разногласия относительно захвата еще одного азербайджанского района, но в вопросе возвращения Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов разногласий нет, здесь группировки соревнуются в радикализме". Как считает З. Ализаде, в нынешней обстановке возможности для маневра у Р. Кочаряна крайне ограничены: "Видимо, взяв тайм-аут, Кочарян намеревается обсудить возникновение новых ситуаций в переговорном процессе с наиболее радикальными слоями общества. Не следует забывать, что позиция, занимаемая Арменией, зависит от России, которая имеет решающее слово в определении политики Армении по таким вопросам". По мнению политолога, после событий в Беслане ожидаются некоторые изменения во внешней политике России. З. Ализаде считает, что в связи с этим некоторые изменения возможны и в позиции Армении. Руководитель Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу считает, что Кочарян не готов к любому варианту урегулирования карабахского конфликта. Ахмедоглу отметил, что армянская сторона очень умело создавала у международной общественности представление, что именно она заинтересована в мирном урегулировании конфликта. По мнению М. Ахмедоглу, проводимая Азербайджаном политика загнала Кочаряна в угол: "Кочарян не может открыто заявить о своей неготовности к урегулированию конфликта. С другой стороны, он берет тайм-аут, чтобы избежать еще большего ослабления своего авторитета как внутри страны, так и за рубежом. Этим Кочарян хочет сказать международной и армянской общественности, что предложений много, для их обсуждения нужно время". Другая причина тайм-аута, по словам М. Ахмедоглу, состоит в трудности и противоречивости положения в самой Армении, которое приближается к точке социального взрыва: "Европейские страны уже понимают, что конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана, и Армения понимает, что другого пути нет. По мнению М. Ахмедоглу, согласие режима Кочаряна на разрешение проблемы на основе этого принципа может обернуться его смещением, и потому президент Армении желает выиграть время..."

Что сказал Саакашвили?

Газета "Азг" сообщает, что, согласно агентствам "Франспресс" и "Анадолу", президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что для урегулирования спора между Арменией и Азербайджаном необходимо прекратить "оккупацию" Нагорного Карабаха. Подобное заявление Михаил Саакашвили сделал в ходе телефонного разговора с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. "Туркиш Дейли ньюз" пишет, что Саакашвили и Эрдоган обсудили имеющиеся в кавказском регионе конфликты и грузино-турецкие двусторонние отношения.

Грузия официально опровергла сообщение о том, что президент страны Михаил Саакашвили в телефонной беседе с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом произнес следующие слова: "необходимо прекратить оккупацию Нагорного Карабаха". Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МИД Армении, соответствующее разъяснение было получено из администрации грузинского президента. Согласно источнику, в ходе беседы грузинская и турецкая стороны подчеркнули необходимость политического диалога между Азербайджаном, Арменией и Турцией. Вопрос же Нагорного Карабаха между президентом Грузии и турецким премьером не обсуждался, сообщает МИД Армении со ссылкой на администрацию Саакашвили.

Степанакерт

Как сообщает ИА REGNUM, на днях в постпредстве Нагорного Карабаха в Армении президент НК Аркадий Гукасян принял специального посланника действующего председателя ОБСЕ в Азербайджане и Армении, представителя по карабахскому конфликту Филиппа Димитрова. В ходе встречи стороны обсудили процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Димитров подчеркнул заинтересованность действующего председателя ОБСЕ в мирном урегулировании конфликта, высказавшись за необходимость активизации процесса. Президент НК особо отметил важность вопросов статуса и безопасности Нагорного Карабаха. Аркадий Гукасян выразил убеждение в том, что урегулирование конфликта невозможно без учета интересов народа НК. В завершение встречи президент НК подтвердил готовность карабахской стороны решать существующие проблемы посредством диалога. На встрече присутствовали министр иностранных дел НК Ашот Гулян и личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик.

Газета "Демо" сообщает, что сентябрьское заседание парламента НК трансформировалось в обсуждение нашумевшей публикации в газете "Айкакан жаманак". Речь идет о статье, в которой приводились слова начальника штаба Армии обороны НК Мовсеса Акопяна о том, что демократия несовместима с военным положением и о возврате "освобожденных территорий". Газета пишет, что в результате обсуждений решения принято не было. "Получилось так, что свою позицию по поводу заявлений М. Акопяна высказали дашнакцаканы, независимый депутат Арарат Петросян и спикер парламента Олег Есаян. Фракция парламентского большинства Демократический союз Арцаха так свое мнение и не высказала".

Газета "Азат Арцах" сообщает, что 24 сентября в постоянной комиссии по вопросам социальной сферы Национального Собрания НК состоялись обсуждения законопроектов "О правовых и социально-экономических гарантиях лиц, депортированных из Азербайджана в 1988-1992 г.г. и получивших гражданство НКР" и "О минимальной потребительской корзине и минимальном потребительском бюджете". Помимо депутатов и представителей правительства в обсуждениях принимал участие также новоизбранный мэр г. Степанакерта Эдуард Агабекян, ранее возглавлявший парламентскую комиссию по вопросам социальной сферы. Законопроект "О правовых и социально-экономических гарантиях лиц, депортированных из Азербайджана в 1988-1992 г.г. и получивших гражданство НКР" представил начальник Управления по вопросам миграции, беженцев и переселенцев при правительстве НК Серж Амирханян. С принятием закона, по словам С. Амирханяна, правительство получит возможность комплексного решения вопросов этой категории населения. Он сообщил, что управлением, в частности, разрабатывается рассчитанная на ближайшие 3 года программа по обеспечению депортированных жильем.

Уже с 2005 года заработная плата и базовые пенсии работников образования, здравоохранения и культуры заметно возрастут. Об этом заявил на заседании правительства НК премьер-министр НК Анушаван Даниелян. По его словам, продолжение процесса экономических реформ позволит добиться прогресса по всем направлениям, для чего в нынешнем году созданы необходимые предпосылки. Глава правительства подчеркнул, что приоритетное внимание следует уделять восстановлению приграничных населенных пунктов и дорог, созданию здесь необходимой инфраструктуры. На заседании были одобрен проект изменений законов об азартных играх и игорных домах. В соответствии с проектом, игорные дома предлагается размещать как минимум в километре от административных границ городской общины и других населенных пунктов. Отмечалось, что тенденция к росту числа казино отнюдь не радует, так как обществу наносится как материальный, так и моральный урон. Как подчеркнул Анушаван Даниелян, "в отличие от ряда развитых зарубежных государств, для такой маленькой страны, как НКР, большое количество игорных домов - непозволительная роскошь, что наводит на серьезные размышления". ("Де-Факто").

27 сентября министр иностранных дел НК Ашот Гулян принял директора программы по Кавказу британской неправительственной организации "Ресурсы примирения" Джонатана Коэна и координатора реализуемого этой организацией проекта "Аудиодневники" по Южному Кавказу Елену Кук. Джонатан Коэн сообщил Ашоту Гуляну, что "Ресурсы примирения", которые входят в консорциум неправительственных организаций Великобритании и США, посредством СМИ реализуют в регионе программы, нацеленные на создание атмосферы взаимного доверия между вовлеченными в конфликты народами. Он, в частности, отметил, что проект "Аудиодневники", презентация которого прошла в этот день в Степанакерте, предусматривает обмен между разными регионами Кавказа радиодневниками, содержащими рассказы простых людей. Ашот Гулян позитивно оценил желание представителей организации "Ресурсы примирения" налаживать контакты между сторонами карабахского противостояния. Вместе с тем министр отметил, что азербайджанская сторона не только избегает любых контактов с Нагорным Карабахом, но и всецело сосредоточилась на антиармянской пропаганде, что крайне осложняет процесс сближения сторон конфликта. ("Азат Арцах").

Начиная с 1994 года в Нагорный Карабах на постоянное жительство переселилось около 23 тысяч человек, было восстановлено 150 населенных пунктов, в том числе 120 - с "нуля". Как сообщил начальник управления по вопросам миграции, беженцев и переселения при правительстве НК Серж Амирханян, только в течение 8 месяцев, с января по август 2004 г., в республику переселилось 623 человека (120 семей), что превышает соответствующий показатель за весь предыдущий год. Говоря о деятельности управления, С. Амирханян отметил, что кроме бюджетных средств возглавляемое им ведомство получает и финансовую поддержку различных организаций и благотворителей армянской диаспоры. Так, в 2003 году в рамках гуманитарных программ в республике было построено 6 школ, 2 водопровода, в нынешнем же - 2 школы, водопровод и сельский медпункт. По словам начальника управления, ведется также работа в сфере законотворчества, в частности, по установлению льгот для армянских беженцев, депортированных из Азербайджана в 1988-1992 г.г., и решению их социально-жилищных проблем. ("Де-Факто").

Как сообщает "Арминфо", находящаяся в Нагорном Карабахе группа музыкантов во главе с дирижером Филармонического оркестра и хора Армении Геворком Мурадяном приступила к созданию в Нагорном Карабахе симфонического оркестра. Об этом сообщили на пресс-конференции в столице НК Геворк Мурадян и концертмейстер оркестра Ашот Джентереджян. По их словам, группа музыкантов из 12 человек пробудет в Нагорном Карабахе, как минимум, два года и намерена создать за этот срок симфонический оркестр, костяк которого составят местные кадры. Трое специалистов уже работают с юными музыкантами в г. Шуши. По утверждению Ашота Джентереджяна, за 20 дней работы уже налицо определенный прогресс в плане творческого роста. "После блестящей победы в навязанной ему войне Нагорный Карабах вступил в новую войну - культурную, которая требует не меньших усилий и средств. Кроме культурного значения, создание симфонического оркестра в Карабахе, несомненно, имеет и политическое значение", - отметил Геворк Мурадян. Программу создания в НК симфонического оркестра финансирует Всеобщий Армянский благотворительный союз.

Группа детей из семей погибших в Карабахской войне воинов в течение полумесяца отдыхала в Греции. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, поездка состоялась благодаря совместным усилиям министерства иностранных дел и министерства образования, культуры и спорта НК при поддержке греческих спонсоров. Карабахские дети встретились со своими сверстниками - учащимися армянских школ в Афинах, а также выступили с литературно-художественной композицией.

На днях в городе Шуши под эгидой Союза армянской помощи (САП) открылся очередной детский сад, который стал для этой организации десятым по счету в Нагорном Карабахе. Новый детсад будут бесплатно посещать 60 малышей - сироты, инвалиды, дети из малоимущих и многодетных семей. Финансирование детского сада взяли на себя супруги Эдуард и Вержиния Мсрляны из Сан-Франциско. По их утверждению, финансовая помощь детскому саду будет носить регулярный характер, так как их дети пообещали продолжить дело родителей. Скоро в селе Мошатаг Кашатагского района откроется одиннадцатый детский сад САП. ("Де-Факто").