Катастрофически ухудшается качество знаний учащихся русских школ Латвии, о чем свидетельствуют предельно низкие результаты экзаменов и зачетов. На взгляд председателя парламентской фракции политического объединений "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ), доктора педагогики Якова Плинера, основная причина - внедряемая в республике реформа образования по переводу школ национальных меньшинств на латышский язык обучения. С анализом результатов выпускных зачетов и экзаменов за основную и среднюю школу депутат Сейма сегодня, 19 октября, познакомил журналистов. Поводом для проведения исследования, по словам Я. Плинера, послужили неоднократные заявления правящих политиков и чиновников от образования, утверждающих, что проводимая уже много лет школьная реформа направлена на повышение качества знаний учащихся и, якобы, уже имеются значительные положительные результаты. "Нас убеждают, что перевод русских школ на государственный язык обучения - не что иное, как забота государства о конкурентоспособности наших детей, - заметил депутат. - Однако статистика самого Министерства образования и науки (МОН) говорит о совершенно обратном".

Доктор педагогики напомнил, как в Латвии постепенно нагнеталась ситуация с образованием национальных меньшинств, крупнейшее из которых - русское. Сразу после восстановления государственной независимости в 1991 году в стране был принят Закон об образовании, который, гарантируя обучение на государственном языке, еще допускал получение образования на языках национальных меньшинств. Затем в 1995 году, и, по словам Я. Плинера, без каких-либо педагогических, методических, научных исследований или обоснованных экспериментов, к закону приняли поправки, по которым не менее двух предметов в основной школе и не менее трех в средней предписывалось преподавать на государственном языке. "В одних школах пытались это делать, в других только делали вид, - подчеркнул Я. Плинер, - но процесс пошел". Между тем, в октябре 1998 года был принят ныне действующий Закон об образовании с его переходными правилами, согласно которым с 1 сентября 2004 года начиная с 10-х классов средней школы и первых курсов профессионально-технических училищ обучение должно проводиться только и исключительно на государственном языке. В ответ последовала волна массовых протестов, по инициативе ЗаПЧЕЛ был создан и начал активную работу Штаб защиты русских школ, и в результате парламент с правительством под подавлением общественности были вынуждены частично пойти на уступки. Так появилось нынешнее процентное соотношение часов преподавания - 60% на латышском и 40% на русском или языках национальных меньшинств.

Вместе с тем, серьезных исследований качества образования, по словам Я. Плинера, за весь этот период не проводилось, по крайней мере, ни обществу, ни специалистам об этом ничего не известно. В свою очередь, данные ежегодных статистических сборников по результатам экзаменов и зачетов, которые МОН публикует с 2001 года, свидетельствуют об углубившемся кризисе в системе образования. Так, более 50% учащихся школ национальных меньшинств по всем основным предметам - латышский язык, русский язык и литература, математика, естествознание, история и обществоведение - сдают экзамены на уровень от 1 до 6 баллов, то есть на три с плюсом по пятибалльной шкале. "Нет ни одного предмета, по которому хотя бы половина выпускников имела бы 7 и выше баллов на протяжении ряда лет, - поведал доктор педагогики. - В среднем 44,5% учащихся средней школы овладевают латышским на уровни 1-6 баллов - это примерный показатель количества учащихся, которые не смогут получить качественное среднее образование преимущественно на латышском языке, не говоря уже о продолжении образования в ВУЗах или профессиональной карьере".

Особое беспокойство, по словам Я. Плинера, вызывают катастрофически низкие результаты экзаменов по родному языку. "В среднем 75,1% выпускников основной школы получили на выпускных экзаменах 1-6 баллов, на уровень "А" родной язык сдали лишь 1% учащихся, тогда как средний показатель по Европе - 7-10%", - привел пример доктор педагогики. Недостаточное владение родным языком, по его свидетельству, замедляет развитие мышления и речи учащихся и приводит к потере качества образования в целом. Еще одна цифра: в среднем 47,5% учащихся средней школы показывают крайне низкие уровни на выпускном экзамене по родному языку, то есть почти половина не имеют необходимых навыков речевого аппарата для самостоятельной мыслительной деятельности. "До сих пор чиновниками не изучены причины столь низких результатов выпускных зачетов и экзаменов, не разработаны программы преодоления кризисных явлений и повышения качества школьного образования, - подвел итог Я. Плинер. - Вместо этого, национал-радикальные политики и чиновники занимаются насильственным внедрением реформы-2004, которая вне всяких сомнений еще больше ухудшит ситуацию в школах с русским языком обучения". Добавим, как уже сообщало ИА REGNUM , побывавший на днях с визитом в Латвии верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств Рольф Экеус особо отметил, что проводимая в республике реформа образования не должна сопровождаться ухудшением его качества, а также ослаблением позиций родного языка и культуры национальных меньшинств.