Статья подготовлена специально для ИА REGNUM ассистентом Ереванского Государственного Университета Левоном Казаряном.

После трагедии в Беслане, Россия по соображениям безопасности закрыла ряд пропускных пунктов на границе с Грузией и Азербайджаном. В их числе - Верхний Ларс, на Военно-Грузинской дороге. В результате, здесь на месяц и более застряли около 1500 армянских автомобилей. В армянских же СМИ развернулась форменная политическая истерика под лозунгом "Россия блокирует Армению". Приписываемая причина? О, всего лишь намерение армянского руководства отправить в Ирак небольшой такой миротворческий контингент.

Гипотетический наблюдатель терялся бы в догадках, почему эти высокооплачиваемые сыновья и дочери древнего культурного народа хором и напрочь распрощались с атрибутами и навыками мышления.

Во-первых, ему оставалось бы непонятным, с чего вообще указанные господа впадают в такой раж, стеная о катастрофическом положении, в котором оказалась Армения, чуть ли не об угрозе голода, если на поверхности жизни ровно ничего страшного не происходит. Нет очередей, скачков цен и беспокойства в настроениях людей.

Во-вторых, почему они упорно твердят о практически полной блокаде, если один из олигархов - Хачатур Сукиасян оценил объём грузоперевозок через Верхний Ларс в 20-25%, а отрицательные эффекты спрогнозировал всего на 2-3 группы товаров. Более того, выразил пожелание, дай Бог, что эта ситуация послужит тому, что армянские бизнесмены, наконец, научатся культурному методу перевозок, используя паром.

В-третьих, оплакивая малый и средний армянский бизнес, почему эти публицисты игнорируют и заявление министра торговли и экономического развития Армении Карена Чшмаритяна о том, что значительных убытков бизнес не потерпел.

В-четвёртых, почему они приплетают сюда якобы закрытие воздушного пространства России для армянских самолётов, за долги? Ведь это передёргивание: долги есть, а закрытия воздушного пространства, и даже предупреждения с установленным сроком, - нет! Или клевета, или некомпетентность, так как подобное предупреждение было сделано, однако - другим странам СНГ.

В-пятых, что эти тараторящие обвинения люди имеют в виду, когда говорят, что закрытие границы направленно именно против Армении, поскольку, в отличие от неё, Грузия... имеет море, паромное сообщение с Украиной. Как будто паромное сообщение работает только для Грузии. Чушь. Разве не армянское руководство рекламировало как своё большое достижение, что ни говори - прямой выход в Европу, налаживание переброски грузов по маршруту Поти - Ильичёвск?! Но ЕСЛИ и так, то означало бы, что это Грузия блокирует Армению, не позволяя армянским бизнесменам пользоваться своим паромом.

В-шестых, неужели они находят, что вину за критическое транспортное положение несёт не правительство Армении, а Россия? Неужели не замечают, что в стране, находящейся в блокаде ещё с 1990, правительство пальцем о палец не ударило для прокладки альтернативных путей сообщения? Что проект устройства паромной переправы Поти - порт Кавказ много лет остаётся в подвешенном состоянии, армянская сторона ограничивается выражением сомнений в его экономической эффективности. И, в конце концов, Россия ведёт строительство парома и оборудование порта на свои средства, устами 1-го секретаря посольства 22 сентября выражая беспочвенную надежду, что армянское правительство всё-таки примет в этом хоть какое-то участие.

В-седьмых, почему они думают, что Россия станет блокировать страну, занимающую третье место в СНГ по объёму российских инвестиций? Например, только что был подписан весящий 70 млн. долларов договор о полном переоснащении принадлежащего российскому капиталу алюминиевого завода в Ереване. Разве Россия будет сама себя блокировать? Нет, ребята, это - ваша манера.

В-восьмых, почему они даже не допускают, что бесланские события хотя бы предположительно могут объяснить принятие Москвой таких мер? Почему считают это исключительно антиармянской акцией, не оговаривая экстремальных обстоятельств?

В-девятых, почему не вспоминают, что Россия неоднократно предлагала Армении подключаться к решению вопроса об открытии Абхазской железной дороги. В частности, в этом году председатель одного из комитетов СФ Георгий Боос предложил передать Абхазскую железную дорогу под управление Армении.

В-десятых, в связи с предыдущим, почему не делают выводов из того, что в ответ на эти предложения наши официальные структуры молчали в тряпочку или выражали "понимание" мотивов грузинской стороны, не желающей деблокировать Абхазскую железную дорогу - вот и "допонимались". Почему не подсказывают, что в случае с Ингури ГЭС забота о территориальной целостности Грузии не мешает официальному Тбилиси эксплуатировать её совместно с абхазскими властями? И почему не ставят вопрос о распространении этого опыта на железную дорогу, дорогие политологи?

В-одиннадцатых, если они считают, что причина - посылка контингента в Ирак, то почему злобу в отношении России выплёскивают и те из комментаторов, которые считают это намерение фатальной ошибкой? Почему они не возрадуются, что нашёлся кто-то, из своих интересов, но удерживающий руководство Армении от ложного шага?

В-двенадцатых, если они так считают, то почему упускают из виду, что американский посол ещё в середине января подтвердил, что США не намерены привлекать Армению к проведению своей политики в Ираке? Зачем России вмешиваться, когда американская сторона сама проявляет позитивный подход?

В-тринадцатых, почему не задаются вопросом, как это армянский консул появился на месте "гуманитарной катастрофы" в Верхнем Ларсе спустя месяц? Ведь политическое руководство Армении вело переговоры с Москвой и не могло не знать о длительном интервале закрытия пропускного пункта. Может, оно было заинтересовано в скоплении машин и лишениях людей, для раскручивания антирусской пропагандистской кампании?

В-четырнадцатых, почему не вникают в предложения приехавшего в Ереван министра транспорта и связи России Игоря Левитина, об открытии Абхазской железной дороги дороги, достижении соглашения с Ираном о перевозках через порт Энзели и Астрахань, или нейтрализации железных дорог Закавказья? Почему заранее объявляют их "фантастическими", а вот выгоды и ущерб от химерического снятия блокады Турцией обсуждают на полном серъезе?

Не заслуга перечислять такие несообразности, что мог бы сделать и шестиклассник. Так что остаётся только принести извинения России за эту банду соотечественников, называющих себя обозревателями, экспертами и политологами - разносторонними и конструктивными, то есть.

И чтобы не оставлять дела на полпути, вкратце выскажу своё мнение.

Это всё мало похоже на блокаду Россией Армении. Напротив, возникает впечатление, что Россия намерена в скором времени ликвидировать эту блокаду, что кидает в дрожь некоторые, может, и мафиозные, круги в Армении.

Отношения Армении и России переживают кризис. Руководство Армении, в своём стремлении в Европу и Евроатлантику, пренебрегает огромными возможностями армяно-российского сотрудничества. Вопрос дороги в Россию саботируется. А всякий удобный случай, наоборот, раздувается для нагнетания недоверия. Именно так оно использует оказываемую ему Россией политическую поддержку.

На примере ситуации с Верхним Ларсом, внешняя политика Армении должна строится на скорейших инвестициях в паромную переправу Поти - порт Кавказ, о чём межправительственное соглашение уже имеется. Это следует сделать из стратегических видов, даже если (якобы) экономическая эффективность отдалённая.

Нужно немедленно запустить трёхсторонние переговоры с Ираном о регулярном задействовании маршрута Мегри - Энзели - Астрахань. Строительство Каджаранского автодорожного туннеля, стабилизирующего этот маршрут, не настолько затратно, чтобы не попытаться получить на это межгосударственный или частный кредит. Для более дорогостоящей железной дороги Варденис - Мегри, как минимум, должно быть оперативно составлено технико-экономическое обоснование.

Предложение министра Левитина о нейтрализации железных дорог Закавказья должно быть конкретно проанализировано политологическим сообществом. На первый взгляд, возражения армянской стороны могут касаться опасности деблокады Нахичевана, где Азербайджан и Турция могут сосредоточить военные соединения, близ Еревана.

Не менее тщательно армянские государственные инстанции и политологи должны проработать возможности, заключающиеся в международном транспортном коридоре "Север - Юг" (присоединение Армении к этому проекту только что одобрило правительство России, но аплодисментов "экспертов" не сорвало - им не угодишь). Армянское руководство должно поддержать усилия России, используя весь свой авторитет, чтобы убедить грузинских друзей деблокировать Абхазскую железнодорожную магистраль, по крайней мере, для каких-то категорий армянских грузов.

Ничего не мешает поднять и вопрос о строительстве железной дороги Гюмри - Ахалкалаки - Батуми. В начале 1990-х российское министерство транспорта готово было подключиться к нормализации автомобильного сообщения по этой трассе. Может, не поздно продолжить мысль?

Армения должна предложить России учредить свою или совместную компанию грузоперевозок, которой были бы предоставлены льготы в пересечении КПП Верхний Ларс. Конечно, ввиду страданий населения Армении, это нужно хорошо разыграть. Тем самым, можно будет монополизировать часть транзита грузинских товаров и получить дополнительные рычаги воздействия в транспортных вопросах.

И вот если всё это будет энергично делаться, но ничего не получится, только тогда политический истеблишмент Армении пусть позволяет себе кукситься, забиваться в угол и рыдать о том, что его, как союзника, не ценят. Впрочем, за что его тогда ценить, такого неумелого?