Мониторинг и инцидент. Алиев обсудил в Москве проблему Карабаха. В Баку обсуждают карабахский конфликт. Международные встречи. Что может быть предметом компромисса? Представитель ОБСЕ и представитель общественной организации об урегулировании карабахской проблемы. Степанакерт.

Мониторинг и инцидент

Как сообщает ИА "Де-Факто", миссия ОБСЕ провела у села Левонарх Мартакертского района Нагорного Карабаха (НК) плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. С территории Нагорного Карабаха наблюдение осуществляли координатор офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ (ЛП ДП) Имре Палатинус (Венгрия) и полевой помощник ЛП ДП ОБСЕ Петер Кии (Великобритания). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня зафиксировано не было. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел НК.

Согласно бакинской "525-й газете", в пресс-службе Министерства обороны (МО) Азербайджана не подтвердили сообщения некоторых СМИ об обострении в последние дни ситуации на линии фронта. Вместе с тем, пишет газета, в МО сообщили, что 18 октября пулей армянского снайпера был ранен житель села Алибейли Товузского района, сержант полиции Азер Нагиев.

Алиев обсудил в Москве проблему Карабаха

Как сообщает ИА "Де-Факто", президент России на встрече в Кремле с президентом Азербайджана предложил обсудить проблему нагорно-карабахского урегулирования. "Уверен, что сегодня будет возможность в спокойной обстановке поговорить по этой одной из самых острых проблем на Кавказе", - сказал президент РФ Владимир Путин. В свою очередь глава АР Ильхам Алиев выразил надежду, что Россия и дальше будет принимать большое участие в усилиях по урегулированию этого конфликта как сосед Азербайджана и Армении и как сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ. "То, что Вы приняли участие в нашей встрече в Астане, вселяет надежду, что мы сможем продвинуться вперед", - сказал Алиев.

Баку рассчитывает, что Москва поможет в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха. Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече в Кремле с президентом России Владимиром Путиным. В. Путин заявил, что Россия намерена "продолжать активную миротворческую и переговорную деятельность" вместе с Азербайджаном и другими странами СНГ в "разрешении сложного и запутанного клубка противоречий на Кавказе". "Наша страна крайне заинтересована в мирном и стабильном развитии этого благодатного региона", - отметил он.

"Россия приветствует продолжение азербайджано-армянского диалога на различных уровнях. Считаем, что сами участники конфликта должны выйти на взаимоприемлемое разрешение конфликта. Россия же готова оказать им в этом деле самое активное содействие как на двусторонней основе, так и в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ и стать гарантом достигнутой договоренности", - заявил официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко, отвечая на вопросы представителей российских СМИ по поводу рабочего визита в Москву президента Азербайджана Ильхама Алиева. Как отметил Яковенко, "Азербайджан - важный партнер России на Южном Кавказе". По его словам, важное место отводится вопросам повышения эффективности двустороннего торгово-экономического сотрудничества, росту товарооборота, взаимодействию в топливно-энергетическом комплексе, машиностроении, в области транспорта, развитию сотрудничества субъектов Российской Федерации с Азербайджаном. "Де-Факто" сообщает, что в октябре в Москве ожидается проведение II съезда Всероссийского азербайджанского конгресса - массовой и общероссийской общественной организации, объединяющей азербайджанцев, проживающих в Российской Федерации. "Азербайджанская диаспора в нашей стране играет важную роль в укреплении дружественных российско-азербайджанских отношений", - сказал Яковенко. ("Де-Факто").

Как сообщает газета "Азг", по неофициальным данным, после обретения АР независимости более 2 млн. азербайджанцев переселились в Россию. Газета пишет также, что, принимая участие во Всероссийском конгрессе азербайджанцев, Владимир Путин отметил, что конгресс создан "при участии замечательного сына азербайджанского народа и искреннего друга России Гейдара Алиева (предшественник И. Алиева на посту президента Азербайджана - прим. ИА REGNUM)". Кивнув в сторону Ильхама Алиева, Путин произнес: "Это сын того человека, которого мы любили и уважали".

На встрече президентов России и Азербайджана 19 октября в Кремле речь, кроме прочего, вновь зашла и о карабахской проблеме, сообщает "Карабахская страница" интернет-сайта BBCRussian.com. "Ильхам Алиев выразил надежду, что "Москва поможет в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха". Путин ответил, что "Россия - за мир в Закавказье". По мнению экспертов, передает Би-би-си, изменений в нынешней напряженно-стабильной ситуации вокруг Карабаха этот обмен заявлениями не предвещает. "Россия в составе так называемой Минской группы ОБСЕ давно участвует в попытках урегулирования конфликта. Однако за десять лет, прошедших после активной фазы войны между Арменией и Азербайджаном, никаких подвижек группе сделать не удалось". "Карабахская страница" пишет, что, по мнению азербайджанского журналиста, обозревателя московской газеты "Коммерсант" Азера Мурсалиева, судьба Карабаха прежде всего определяется интересами больших держав, а не формальными переговорами дипломатов или даже президентов: "Решение карабахской проблемы, как впрочем и всех остальных конфликтов в этой зоне и южнее, во многом связано с большой игрой, которая происходит в данный момент или последние 10-15 лет. И, соответственно, мне кажется, что окончательно все это может быть решено только тогда, когда эта "игра" закончится - в пользу одного из игроков". Россия, пишет "КС", по оценке многих экспертов, фактически поддержала своего традиционного союзника Армению в ее войне с Азербайджаном, а теперь балансирует, стараясь сохранить и хорошие отношения с обеими странами, и влияние на них. По мнению политолога Сейрана Багдасаряна, обмен репликами по поводу Карабаха носит скорее ритуальный характер: "Я думаю, это все-таки больше общие пожелания. Ничего такого сверхнового, что могло бы подвигнуть Москву ускорить процесс политического урегулирования, мне не известно". Что касается долгосрочных перспектив судьбы Карабаха, то Азер Мурсалиев уверен, что со временем естественные факторы возьмут свое. Он напоминает, что переделы в регионе случались во все эпохи, со времен соперничества Хазарского каганата, Парфянского царства и Византии. "Но в итоге, когда стабилизировалась ситуация, то выстраивалась вполне естественная, логичная и вполне экономически целесообразная конфигурация государств".

В Баку обсуждают карабахский конфликт

Газета "Зеркало" считает, что Россия оказывает давление на Азербайджан. Обращаясь к недавнему предложению сопредседателя Минской группы ОБСЕ от России Юрия Мерзлякова, газета пишет: "Если предложение Ю. Мерзлякова относительно того, чтобы привлечь Турцию, как страну, которая имеет значительный вес в регионе, вполне может быть воспринято широкой международной общественностью с пониманием, то слова российского "миротворца" об участии в этих переговорах Нагорного Карабаха, как отдельной стороны, вызывают, по меньшей мере, удивление". По мнению "Зеркала", выходит, что Азербайджан должен теперь признать территорию Нагорного Карабаха в качестве отдельного субъекта. Азербайджанский политолог Вафа Гулузаде также считает, что прямые переговоры между Азербайджаном и самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) означали бы признание Азербайджаном Нагорного Карабаха как независимого государства. "Тем не менее Россия, не желающая отказываться от своих амбициозных планов, продолжает идти по "проторенной дорожке". Россия прекрасно понимает, что Нагорный Карабах никогда не станет независимым, если не заставить Азербайджан подписать позорный мир". Политолог считает, что Мерзляков выступил "с подлым предложением". Он назвал провокацией и предложение Ю. Мерзлякова об участии в переговорах по Карабаху Турции в данном контексте. "Это предложение было сделано накануне визита Владимира Путина в Турцию и преследовало цель демонстрации якобы добрых намерений российской стороны. На самом деле Россия только тормозит урегулирование конфликта, так как является не только сторонником страны-агрессора, но и сама является участником агрессии азербайджанских земель". По мнению Гулузаде, Россия хочет взвалить часть ответственности за неурегулирование карабахского вопроса на Турцию. "Проблема, с которой столкнулся Азербайджан, создана Россией. Россия как супердержава уже не состоялась, поэтому нам стоит набраться терпения и подождать. Наступит время, когда России ни Нагорный Карабах, ни Армения не будут нужны. Все решает время, которое работает на Азербайджан. В регионе Южного Кавказа, наряду с усилением позиции США, наблюдается ослабление позиций России, и на этой волне Азербайджан вернет все свои оккупированные земли". Другой азербайджанский политолог - Тофик Зульфугаров - заявил, что армяне Нагорного Карабаха заинтересованы в урегулировании проблемы, "и мандат, принятый Минской конференцией в 1992 году, позволяет им принять участие в мирных переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ, и никто в Азербайджане этого фактора не отрицал". В то же время Т. Зульфугаров отметил, что на данный период не существует такого понятия, как ведение мирных переговоров. Касаясь предложения Ю. Мерзлякова, политолог заявил, что сказанное сводится к тому, что на сегодняшнем этапе в консультациях между представителями Азербайджана и Армении могла бы принять участие и армянская делегация НК. По его словам, армяне Нагорного Карабаха в этих переговорах собираются выступить от имени всего населения этой области, однако они не имеют на это права, так как в этом случае не соблюдаются права азербайджанцев, изгнанных из Карабаха. "Поскольку на сегодняшний день нет никакой базы для переговоров, предложение Мерзлякова имеет лишь одну цель: уравнять на переговорах руководство Нагорного Карабаха и Азербайджана". По мнению политолога Зардушта Ализаде, страна, которая не может разрешить внутренние проблемы, не имеет морального права замахиваться на роль миротворца в отношении других государств. "Я считаю, что Нагорный Карабах без поддержки России является "нулем без палочки", - отметил З. Ализаде. По его словам, "недалек тот день, когда Армения осознает свои интересы, и Россия останется не у дел", а "так называемая НКР является искусственным созданием ФСБ, ГРУ и аппарата президента России".

"525-я газета" утверждает, что карабахский вопрос достиг уровня конфликта между Россией и США. Газета сообщает, что 20 октября в Международном пресс-центре были проведены дебаты, посвященные карабахскому конфликту. Представитель партии "Ени Азербайджан", депутат Мубариз Курбанлы, рассказывая об истории карабахских событий, обвинил нынешних представителей оппозиции, которые в то время были у власти. Председатель Организации освобождения Карабаха (ООК) Акиф Наги призвал не забывать, что виновником возникновения данной проблемы являются армяне. Депутат Милли Меджлиса (парламента Азербайджана), член азербайджанской делегации в ПАСЕ Асим Моллазаде заявил, что в Совете Европы, ОБСЕ и в других организациях дебаты, связанные с территориальной целостностью Азербайджана, проходят со скандалом, тогда как обсуждение конфликтов в других странах проходит спокойно. А. Моллазаде призвал власть и оппозицию объединиться в карабахском вопросе: "Пришло время воссоединения. Все политические силы должны понять, что мы все виноваты в том, что сегодня Карабах находится под пятой армян". По мнению депутата Захида Оруджа, карабахский конфликт уже давно принял форму интернациональной проблемы и достиг уровня конфликта между Россией и США: "Россия не смогла добиться своего на Южном Кавказе, поэтому она препятствует разрешению карабахского конфликта". По словам депутата, со стороны международных организаций Азербайджану предлагают модель "Поражение, поражение". Политолог Зардушт Ализаде отметил важность проведения переговоров также и на уровне внегосударственных организаций.

Международные встречи

Как сообщает ИА "Медиамакс", Международная конференция "Армения/Южный Кавказ и вызовы внешней политики" с участием действующих и отставных дипломатов стран региона, США и России прошла в Мичиганском университете 21-24 октября. В работе конференции участвовали заместители министров иностранных дел Азербайджана и Армении Араз Азимов и Рубен Шугарян, директор отдела Кавказа и Центральной Азии Госдепартамента США Джон Фокс. 24 октября в Мичиганском университете обсуждались вопросы, связанные с нагорно-карабахским конфликтом. В этот день на конференции выступили бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров, бывший спецпредставитель президента Армении на переговорах по карабахскому урегулированию Давид Шахназарян, бывший российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров, а также бывший главный переговорщик Турции по Нагорному Карабаху посол Омер Эрсун. С докладом "Почему провалился Минский процесс?" выступил бывший американский сопредседатель Минской группы Джозеф Прессел. Со специальным докладом на конференции выступил министр иностранных дел Нагорного Карабаха Ашот Гулян.

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, находящийся в Италии с официальным визитом, выступит в ходе "круглого стола" на тему "Южный Кавказ: Стабильность и безопасность региона", организованного институтом внешних дел Италии и посольством Италии в РА. Как сообщает "Де-Факто", Вардан Осканян провел встречу с главой МИД Италии Франко Фраттини. Министры иностранных дел подробно обсудили ряд вопросов международной политики, ситуацию на Южном Кавказе, проблему Нагорного Карабаха, а также нынешнее состояние армяно-турецких отношений.

Баку выступает с инициативой о включении в повестку дня 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН пункта "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана", сообщает "Интерфакс". Как говорится в сообщении пресс-службы МИД Азербайджана, на этот шаг Баку натолкнули "попытки армянской стороны сорвать подвижки, достигнутые в ходе четырех пражских встреч" министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Азербайджанская сторона обвиняет Армению в заселении Нагорного Карабаха и других "оккупированных азербайджанских земель" армянами, проведении в этом регионе "незаконной" разработки природных богатств и прочей "противоправной деятельности, противоречащей Женевским конвенциям".

Как сообщает ИА "Де-Факто", секретарь Совета безопасности при президенте РА, министр обороны Серж Саркисян принял делегацию британских парламентариев, находящихся с визитом в Армении. На встрече присутствовала чрезвычайный и полномочный посол Великобритании в РА Торда Эббот Уотт. Приветствуя гостей, Серж Саркисян сказал: "Наше военное сотрудничество развивается медленным, но верным путем. Я надеюсь, что оно будет развиваться дальше". Говоря об урегулировании карабахской проблемы, министр обороны РА отметил, что Армения неоднократно заявляла, что вопрос может быть решен только на основе компромиссов и с помощью мирных переговоров. Что касается последних заявлений Азербайджана о разрешении конфликта военным путем, Саркисян сказал: "Я думаю, что Азербайджан получит холодный душ, поскольку война в регионе чревата опасными последствиями в первую очередь для него". Вместе с тем он заметил, что не считает возможным вести военную пропаганду среди собственного народа, подобно Азербайджану, поскольку в течение последних семи лет Армения находится с этой страной в состоянии переговоров. Стороны также пришли к выводу, что расширение сотрудничества в регионе может способствовать борьбе против международного терроризма.

Газета "Аравот", ссылаясь на российские СМИ, сообщает, что на днях в Тбилиси состоялась встреча послов США в странах Южного Кавказа. Встреча проходила при участии заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Лоры Кеннеди и спецпредставителя Госдепартамента США по вопросам кавказских конфликтов Стивена Манна. Согласно газете, в ходе встречи рассматривались абхазская проблема, а также ситуация, сложившаяся вокруг карабахского конфликта. Газета отмечает, что в посольстве США в Армении не подтвердили и не опровергли данную информацию.

Что может быть предметом компромисса?

Пресс-секретарь МИД Азербайджана Метин Мирза, комментируя в бакинской газете "Зеркало" интервью министра иностранных дел Республики Армения Вардана Осканяна Общественному телевидению Армении, заявил, что за заявлением министра "стоит цель сорвать подвижки в переговорном процессе". М. Мирза в своих комментариях обвиняет Осканяна в "инсинуациях и оперировании ложными фактами", утверждает, что заявления Армении об исторической принадлежности Нагорного Карабаха "лживы и голословны", в то время как Азербайджан готов на любом международном уровне представить "неопровержимые доказательства своей правоты". По словам пресс-секретаря, пишет газета, Азербайджан не уступит ни пяди своей земли, "и армянская сторона, вскружившая себе голову иллюзией победы, должна знать, что свершившийся факт не дает основания для ревизии международного права, что ни азербайджанское государство, ни все мировое сообщество не пойдут на признание захвата части территории государства". "Мы не за то, чтобы, как утверждает армянский министр, отсрочить вопрос Карабаха и предоставить его решение следующим поколениям, а за то, чтобы уже нынешнее поколение азербайджанцев и армян жили в мирном соседстве в Нагорно-карабахском регионе в составе Азербайджанской Республики и пользовались определенной степенью самостоятельности, основываясь на соответствующих правовых нормах передовых демократий". Метин Мирза заявил газете, что "территория Нагорного Карабаха не может быть предметом компромисса, она является неотъемлемой частью Азербайджанской Республики" - о поисках компромисса следует говорить в отношении статуса региона. "Иной подход провоцирует опасные тенденции с трудно предсказуемыми последствиями далеко не только для многонационального Южного Кавказа". "Пытаясь понять причины, побудившие господина В. Осканяна сделать последние некорректные заявления, можем с большой долей уверенности предположить, что наряду с возможными личными и внутриполитическими мотивами за этим заявлением стоит цель сорвать определенные подвижки, достигнутые на пражских встречах. Нам остается сожалеть по поводу попытки господина В. Осканяна этим заявлением ввергнуть стороны во взаимные обвинения, в то время как он сам в этом же интервью апеллирует к конструктивности", - заключает Метин Мирза.

"Весь тон письма пресс-секретаря МИД Азербайджана Метина Мирзы в опубликованной газетой "Зеркало" статье "Карабах не может быть предметом компромисса", в очередной раз подтверждает абсолютную неприемлемость для Нагорно-Карабахской Республики и Армении поэтапного плана урегулирования - плана, предусматривающего реализацию на первом этапе вывода карабахских войск из контролируемых Степанакертом районов вокруг НКР с оттягиванием обсуждения вопроса о статусе Нагорного Карабаха", пишет аналитический отдел ИА "Де-Факто". Выступление пресс-секретаря было продиктовано недавним интервью министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, в котором глава армянского внешнеполитического ведомства еще раз подтвердил позицию армянских сторон в вопросе урегулирования конфликта: Нагорный Карабах никогда не будет в составе Азербайджана. Относительно слов М. Мирзы об "исторической принадлежности Нагорно-Карабахского региона" и о его готовности "на любом международном уровне от имени Азербайджана представить неопровержимые доказательства своей правоты" "Де-Факто" пишет: "Так за чем же дело стало? Может, вместо воинственной риторики типа "Азербайджан не уступит ни пяди своей земли" стоит перейти к академическому изучению исторических свидетельств об этой самой земле? А заодно и правовых отношений при использовании этой земли? И сразиться именно на этом поле, если уж так хочется сражаться". Отмечая геополитические пертурбации последних лет, "Де-Факто" отмечает, что дипломатические игры продолжаются и если по большому счету их можно расценивать как столкновение интересов Москвы и Вашингтона, борьбу за лидерство в южно-кавказском регионе, то по локальному счету, каждой из сторон, втянутых в круговорот геостратегических интересов сверхдержав, необходимо умело и с выгодой для себя использовать капризы геополитической фортуны. Азербайджан так, собственно, и поступает, пытаясь выгадать по максимуму, утверждает агентство. "И дело не только в постоянно меняющихся со стороны Баку цифрах "подлежащих" передаче Азербайджану районов - от 3 до 7. Было бы наивно полагать, что, заполучив даже 7 районов, Азербайджан откажется от мысли установить свою юрисдикцию и над Карабахом. Ряд политических сил в Азербайджане уже формирует рабочую группу по выработке "единой концепции освобождения оккупированных территорий, включая Нагорный Карабах". При этом, отмечает агентство, основной акцент, как всегда, делается на силовое решение. "С полной убежденностью можно утверждать, что в Баку готовятся к любому развитию событий, лелея надежду на благоприятное для себя изменение международной ситуации и получение соответствующего карт-бланша". В свете этого агентство считает отнюдь не случайной информацию о том, что Вашингтон и Баку якобы обсуждали перспективу размещения американских военных баз в контролируемых НК Физулинском, Зангеланском и Джебраильском районах. Глава МИД Армении назвал это сообщение абсурдным, однако с чего бы это в последнее время из уст представителей международного сообщества, взявших на себя миссию спасения южно-кавказского региона от этнополитических катаклизмов, все чаще и чаще звучат заявления о "необходимости возвращения оккупированных территорий", спрашивает "Де-Факто", отмечая при этом, что убедить страну поступиться своими национальными интересами можно только силой. Что последует за нынешним витком активизации процесса урегулирования со стороны международных посредников, сегодня трудно сказать. Поэтому, называя вещи своими именами, опровергая ту или иную "абсурдность" официального Баку, МИД Армении тем не менее должен бы задуматься и над ее причиной, утверждает агентство. "Отчего это осмелели голоса азербайджанских дипломатов после довольно продолжительного перерыва, вновь выдвигая в повестку обсуждения даже и не тезис, а вполне недвусмысленное требование о мирном соседстве армян и азербайджанцев "в Нагорно-Карабахском регионе (sic!) в составе Азербайджанской Республики?" Откуда у пресс-секретаря МИД Азербайджана такая безапелляционная уверенность в том, что "территория Нагорного Карабаха не может быть предметом компромисса" и "является неотъемлемой частью Азербайджанской Республики?" Достаточно ли просто отмахнуться от этого абсурда, даже будучи уверенным в том, что Карабах и в самом деле никогда уже не будет жить в составе любого Азербайджана? - ставит вопрос агентство.

Как сообщает газета "Азг", экс-мэр Москвы Гавриил Попов в своей статье, опубликованной в газете "Московский Комсомолец", обратившись к политике большевиков в вопросе самоопределения наций, в частности отметил, что Москва использовала межнациональные конфликты. По словам Г. Попова, границы чертил сам Сталин, хорошо знавший ситуацию с конфликтами - отмечая границы Абхазии, включил в нее грузинские районы, а армянский Карабах отдал азербайджанцам. "Сам считал и убедился в том, что как минимум в 10 районах Сталин создал взрывоопасную обстановку, необходимую для разжигания межнациональной розни и создания возможности для вмешательства Москвы".

Газета "168 часов" рассматривает вероятность возобновления войны. Газета отмечает резкое усиление государственной пропаганды войны, а также беспрецедентный рост реваншистских призывов со стороны правящего в Азербайджане "нахичеванского клана". В то же время Армения и Нагорный Карабах, не отвечая, а зачастую и не комментируя заявления противника, дают понять, что также готовы к войне. "К примеру, августовскими широкомасштабными военными учениями". Газета пишет, что и Армения, и Азербайджан вкладывают огромные средства в армейское строительство. "Согласно информационно-аналитическому справочнику правительства США, если Азербайджан в 1998 году предоставил армии 110 миллионов долларов, а в 2000-м - 128 миллионов, то в 2004-м на военное строительство было отведено 162 миллиона долларов. Согласно официальным данным, Армения в 2001 году израсходовала на военные цели 66 миллионов долларов, а в 2004-м - 89 миллионов. В то же время журнал "SIPRI" (разоружение и международная безопасность) утверждает, что только в 2001 году Армения на вооружение потратила 370 миллионов долларов". Газета пишет, что, согласно официальным данным, Армения в случае войны против 220 танков Азербайджана может выставить 110, против 63 самолетов и вертолетов - 14, а против 22 азербайджанских мотострелковых полков будут сражаться 15 армянских. Однако, продолжает газета, если учесть, что воевать Армения будет вместе с Нагорным Карабахом, то ситуация в определенной мере выравнивается. Газета считает, что причина, по которой Азербайджан не делает попытки реванша, заключается в стратегическом превосходстве Армении - если азербайджанская армия возобновит боевые действия в направлении Нагорного Карабаха, то Армения за 2-3 дня может доставить к карабахскому фронту 1-й и 5-й армейские корпусы, что позволит не только стабилизировать обстановку, но и, переходя в контрнаступление, получить возможность стратегического превосходства. "Тем не менее нам, армянам, надо согласиться с тем, что сегодняшний Азербайджан уже не тот, каким он был 10-12 лет назад. Он пытается встать на ноги и в экономическом, и в военном отношении, а новая война станет катастрофой и для нас, и для Азербайджана", пишет газета, заключая, что сравнительный анализ позволяет утверждать, что по крайней мере в ближайшие 5 лет войны не будет, "поскольку ни одна из сторон очевидного преимущества не имеет".

Представитель ОБСЕ и представитель общественной организации об урегулировании карабахской проблемы

На вопросы BBCRussian.com ответил специальный посланник действующего председателя ОБСЕ Филип Димитров.

Во время вашего сентябрьского визита на Южный Кавказ вы встретились с представителями сторон, вовлеченных в карабахский конфликт. Какое у вас сложилось мнение: осталась ли сегодня какая-либо возможность для компромисса?

Во время моего недавнего визита в регион я получил заверения от правительств Армении и Азербайджана, подтверждающие намерения обеих сторон стремиться к достижению мирного урегулирования конфликта и желание продолжать политический диалог. За последние пять месяцев в рамках так называемого "Пражского процесса" прошли четыре встречи между высокопоставленными представителями двух правительств. Состоявшийся конструктивный диалог между представителями двух сторон и институционализация регулярных контактов между ними - позитивный знак, который, я надеюсь, поможет продвижению процесса переговоров. ОБСЕ считает, что альтернативы мирному решению конфликта нет. В то же время очевидно, что, как отметили некоторые из моих собеседников во время встреч в регионе, любой шаг к возможному решению конфликта потребует огромной работы с общественным сознанием в обеих странах.

Как спецпредставитель председателя ОБСЕ вы выразили приверженность действующего председателя организации к поиску решения этого конфликта. Готова ли ОБСЕ поддержать предоставление международных миротворческих сил?

Руководство ОБСЕ продолжит поддержку усилий Минской группы ОБСЕ и личного представителя действующего председателя ОБСЕ в конфликте в поисках урегулирования. На Будапештском саммите нашей организации в декабре 1994 года государства-члены ОБСЕ (тогда СБСЕ) объявили политическую волю - обеспечить многонациональные силы по поддержанию мира в Нагорном Карабахе, при условии достижения соглашения о прекращении огня и на основании соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Основываясь на этом решении, в Вене была образована Высокая группа планирования ОБСЕ (HLPG), которой поручено выработать рекомендации по созданию многонациональных миротворческих сил ОБСЕ для поддержания мирного процесса. Группа продолжает работать, и это показывает, что позиция ОБСЕ не изменилась. Однако для того, чтобы наиболее эффективным образом подготовить планы для миротворческой операции под эгидой ОБСЕ, нужна самая свежая оперативная и техническая информация. И для этого важно, чтобы HLPG регулярно совершала ознакомительные поездки в регион. В июле 2003 года действующий председатель ОБСЕ издал об этом директиву, однако поездки членов Группы планирования в регион требуют согласия всех сторон.

Между президентами Алиевым и Кочаряном ведется диалог, а вот между азербайджанцами и армянами контактов мало. Существуют ли какие-то планы ОБСЕ по содействию диалогу между двумя народами?

Мы в ОБСЕ считаем очень важным возобновление диалога между двумя народами и готовы всемерно способствовать прямым контактам. Мы готовы поддержать инициативы в этой области. Я также хотел бы отметить, что одной из задач, поставленных перед личным представителем действующего председателя ОБСЕ по Карабаху послом Каспшиком, является помощь сторонам в установлении мер доверия, которые способствовали бы мирному процессу. До сих пор эти меры в основном заключались в том, чтобы помочь возвращению военнопленных и других лиц, захваченных сторонами на линии фронта. Были многочисленные попытки возобновить прямые контакты на местном уровне, правда, без особого успеха. Поиски мер по укреплению доверия продолжаются, они будут реализованы, когда обстановка станет подходящей.

Вы приветствовали успех "Пражского процесса", однако в результате встреч между азербайджанскими и армянскими представителями особого продвижения не наблюдается. Есть ли основания для оптимизма?

Мы не теряем оптимизма. В рамках "Пражского процесса" в 2004 году были достигнуты позитивные результаты, так же как и благодаря усилению диалога между президентами обеих стран, которые выразили готовность продолжать обмен идеями. В прошлом году правительствам обеих стран пришлось пережить трудные времена из-за выборов и прихода к власти нового президента Азербайджана. Тот факт, что официальный диалог между сторонами теперь возобновлен, представляет собой хороший знак, так же как и то, что соглашение о перемирии продолжает выполняться. Что касается предстоящих недель и месяцев, сопредседатели Минской группы продолжат контакты с властями с целью стимулирования обсуждения идей, выдвинутых в Праге.

Переговоры под эгидой Минской группы ОБСЕ продолжаются уже более 10 лет без видимого прогресса. ОБСЕ подвергается в Азербайджане критике за бездействие. Что вы ответите на эту критику?

Задача Минской группы состоит в том, чтобы предоставить сторонам основу для переговоров и диалога с целью урегулирования конфликта. Минская группа ОБСЕ с момента своего создания активно сотрудничает с представителями сторон с тем, чтобы сдвинуть процесс урегулирования с мертвой точки. Однако сопредседатели Минской группы не в состоянии заменить в этом сами стороны конфликта.

Россия всегда считалась важным участником событий в регионе Южного Кавказа. И теперь, когда Россия имеет более тесные отношения с Азербайджаном, не думаете ли вы, что Россия могла бы играть более положительную роль в поисках путей решения конфликта в Нагорном Карабахе? И какова могла бы быть эта роль в практическом измерении?

Россия играет особую роль в процессе урегулирования, что отражается в ее активном и конструктивном участии в качестве одного из трех сопредседателей Минской группы, а также участии в дискуссиях на всех уровнях ОБСЕ, например, ее Постоянного совета. Однако для всех стран, участвующих в этом процессе, важно понимать всю остроту существующих в этом регионе проблем.

У стран-сопредседателей Минской группы - Франции, России и США - различные, порой несовпадающие интересы, когда заходит речь о вопросах, важных для Армении и Азербайджана (вопросы трубопроводов, оценка событий 1915 года (т.е. Геноцида армян в Османской Турции - прим. ИА REGNUM) и т.д.). Насколько это затрудняет поиски мира в карабахском конфликте?

У меня сложилось впечатление, что сопредседатели искренне ищут мирное решение конфликта и с этой целью тесно сотрудничают между собой. Их правительства могут иметь слегка различные позиции по конкретным проблемам региона, но они полны решимости сделать все возможное, чтобы добиться мирного урегулирования, и поэтому полностью поддерживают усилия своих представителей в Минской группе. ("Би-би-си").

На вопросы бакинской газеты "Зеркало" ответил директор регионального офиса Фонда Г. Белля на Южном Кавказе Вальтер Кауфманн. Как отмечает газета, новый региональный офис Фонда Генриха Белля на Южном Кавказе способствует установлению диалога между обществами стран южнокавказского региона, включая сопредельные государства - Россию, Турцию и Иран, а также развивает ряд программ по обмену, организует конференции, семинары для укрепления контактов и обмена информацией между Германией, Европейским союзом и Южным Кавказом.

В решении карабахской проблемы вы оказываете свою помощь только азербайджанской стороне?

Разумеется, мы помогаем всем, кто втянут в этот конфликт. Мы проводим общественно-политические дебаты и в Армении.

Если сравнивать положение в обоих государствах, то существуют ли, на ваш взгляд, какие-либо продвижения в этом вопросе?

Как в Азербайджане, так и в Армении есть люди, которые критически смотрят на официальную позицию своего правительства. Они также ищут пути решения, выходящие из уже давно апробированных рамок и вариантов. В Армении есть люди, которые поддерживают идею по освобождению оккупированных территорий. Они откровенно обсуждают эту возможность. Разумеется, и там, как и здесь, существуют некоторые "табу" на обсуждение этих вопросов в подобной форме. Но я думаю, что такой глубокий конфликт не может быть решен только за "закрытыми дверьми". И вообще, ни в каком обществе такие серьезные вопросы не решаются вдруг, на пустом месте. Для этого общество должно быть заранее подготовленным, в связи с чем считаю, что для достижения мира необходимо заранее "навести мосты" между обоими обществами. Можно завоевать территории и выиграть войну, но ведь можно и выиграть войну мирным путем! А это гораздо сложнее - и в этом наша задача!

Выходит, что ключ к разрешению карабахского конфликта вы видите в народной дипломатии?

Я бы даже назвал это не народной, а гражданской дипломатией. Ведь здесь главную роль играет активность участия граждан.

Вам, наверное, известно, что наше правительство отказалось от подобной формы дипломатии до полного разрешения конфликта?

Мы, как и многие другие международные организации, считаем неверным мнение азербайджанского правительства запретить контакты с другой стороной! Это вредно для решения конфликта. Такая позиция, наоборот, не поможет именно азербайджанскому обществу справиться с этим конфликтом. Если общество замкнется внутри себя, то ему будет гораздо труднее найти реальное решение для выхода из проблемы! И тогда единственное, что останется, - пойти на войну! Однако и в этом случае общество прежде должно поставить перед собой вопрос: а что нам принесет победа на войне?

Освобождение оккупированных территорий!

А что потом? Кто захочет жить в Карабахе? Армяне должны будут покинуть данную территорию в целях безопасности или у них будет определенный статус? Общество уже подумало над тем, что им предложить? Именно по этой причине мы хотим помочь обществу обсудить такие вопросы!

Интересно узнать позицию армянской общественности в плане того, что, как вы говорите, некоторые хотят освободить оккупированные территории. Каким образом они это предлагают, и слышит ли армянское правительство их голос?

Армянское правительство, наверное, как и азербайджанское, чисто акустически слышит, но не слушает голос оппозиционеров. ("Зеркало").

Степанакерт

Как сообщает степанакертская газета "Азат Арцах", 19 октября президент НК Аркадий Гукасян встретился с членами Союза родных погибших азатамартиков (бойцов-освободителей - прим. ИА REGNUM). Председатель Союза Галя Арустамян и другие члены организации ознакомили президента с проблемами организации. Сразу после встречи президент НК Аркадий Гукасян сделал несколько заявлений. В частности, президент отметил, что в ближайшее время в правительстве намечаются кадровые и структурные изменения. "Я считаю, что некоторые наши чиновники слишком дистанцировались от народа и потеряли его уважение. Поэтому каждый должен сделать для себя выводы. Народ и власти - единое целое, и мы никому не позволим противопоставлять их друг другу. У власти должны стоять компетентные люди, профессионалы, уважающие права других людей", - сказал президент.

20 октября президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял членов британской группы межпарламентского сотрудничества (IPU) во главе с депутатом Палаты общин парламента Великобритании Гордоном Марсденом. В ходе встречи Аркадий Гукасян подчеркнул, что визит депутатов парламента Великобритании - это хорошая возможность для руководства и народа Нагорного Карабаха довести до сведения международного сообщества свою позицию, представить правдивую и достоверную информацию о происходящих здесь процессах. Говоря о позиции официального Степанакерта по основным принципам разрешения нагорно-карабахского конфликта, Аркадий Гукасян сказал, что главной задачей для руководства НК является недопущение возобновления военных действий и обеспечение безопасности населения Карабаха. Вместе с тем президент подтвердил приверженность властей дальнейшему экономическому развитию республики и созданию условий для достойной жизни народа Нагорного Карабаха. Со своей стороны Гордон Марсден сообщил, что целью визита было определение возможностей содействия со стороны международных организаций решению гуманитарных вопросов, равно как и развитию демократии и гражданского общества в Карабахе, что стало возможным в результате встреч с руководством и неправительственным сектором республики. (ИА REGNUM).

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подчеркнул необходимость восстановления реального переговорного формата по нагорно-карабахскому конфликту в рамках Минской группы ОБСЕ. Об этом А. Гукасян заявил на встрече с представителями Армянской ассамблеи Америки (ААА) в Степанакерте. По словам президента, Нагорный Карабах является равноправной стороной конфликта. Только в случае его участия в переговорах можно прийти к конструктивному решению проблемы, отметил президент. Он также выразил благодарность ААА за лоббистскую деятельность, благодаря которой США каждый год предоставляют НК гуманитарную помощь. Как отметил А. Гукасян, сегодня США - единственное государство, которое оказывает официальную поддержку Карабаху. (PanARMENIAN.Net).

Президент НК Аркадий Гукасян принял известного американского благотворителя армянского происхождения Ваге Карапетяна. В ходе своего нынешнего визита Ваге Карапетян ознакомился с ходом работ по техническому обслуживанию автомагистрали Горис-Степанакерт, которые он финансирует. По его словам, в настоящее время проводится реконструкция здания организации "Доробслуживание", проводящей эти работы, и строительство ангара для хранения и ремонта необходимой техники. Г-н Карапетян проинформировал президента НК о своем намерении взять на себя также финансирование программы по обслуживанию стратегической для Нагорного Карабаха автомагистрали Север-Юг после завершения работ по ее строительству. ("Голос Армении").

Вопрос восстановления города Шуши был затронут в ходе встречи президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна с членами прибывшей в Степанакерт делегации Армянской ассамблеи Америки. Аркадий Гукасян отметил, что руководство республики предпринимает определенные шаги в данном направлении, подготавливаются проекты по возрождению города как всеармянского образовательного, культурного и оздоровительного центра. Однако, по словам президента, Нагорный Карабах не в состоянии в одиночку решить эту проблему и здесь необходимо объединение усилий всей армянской диаспоры. (ИА REGNUM).

"Понимая все политические трудности, тем не менее, мы, как частные лица, представляющие парламент, с уважением относимся к народу Карабаха и к его усилиям", - заявил руководитель Британской группы межпарламентского сотрудничества Гордон Марсден во время встречи с председателем Национального Собрания НК Олегом Есаяном в Степанакерте. Председатель Национального Собрания (НС) НК подчеркнул, что НК не будет удостоена внимания европейской общественности, если не направит свои усилия на укоренение общечеловеческих ценностей и строительство гражданского общества. Во время встречи были затронуты вопросы, связанные с мирным урегулированием карабахского конфликта. ("Ноян Тапан").

20 октября состоялось очередное пленарное заседание Национального Собрания Нагорно-Карабахской Республики, на котором было рассмотрено 13 вопросов, сообщает "Информационный портал МИД НКР". Были приняты законы "О массовой информации", "О свободе информации", "О минимальной потребительской корзине и минимальном потребительском бюджете", "О государственных аграрных инспекциях", "О кассовой деятельности", "О туризме и туристической деятельности", "О правовых и социально-экономических гарантиях для лиц, депортированных в 1988-92 г.г. из Азербайджана и получивших гражданство НКР", "О гражданах, уклонившихся от обязательной воинской службы с нарушением установленного порядка". В первом чтении был принят проект Избирательного кодекса НК.

Сегодня в Нагорном Карабахе ведутся строительные работы на сумму около $7 млн., благодаря которым работой обеспечена примерно 1000 местных специалистов. Об этом журналистам в Степанакерте заявила исполнительный директор Всеармянского фонда "Айастан" Наира Мелкумян. По словам Н. Мелкумян, при финансовой поддержке фонда в НК продолжится строительство школ. В настоящее время в Степанакерте возводится медицинский комплекс, соответствующий европейским стандартам, а в скором времени будет начато осуществление проекта по улучшению водоснабжения города Степанакерта. Директор фонда также сообщила, что 21 ноября в Лос-Анджелесе стартует ежегодный телемарафон, организуемый фондом "Айастан". Она выразила надежду, что сумма собранных средств, увеличивающаяся из года в год, позволит завершить строительство автомагистрали Север-Юг в течение 2-3 лет. ("АРКА").

Согласно официальным данным, за прошедшие 9 месяцев в НК было зарегистрировано 18 случаев взрывов мин, сообщает газета "Азг". Пострадали 34 человека, 10 из которых погибли. Пострадали пятеро детей, двое из них скончались. Последний взрыв зарегистрирован в Мартунинском районе 18 октября. Двое ранены. А перед этим на территории того же района во время пахоты на мине взорвался трактор. Организация The HALO Trust, проводящая в НК работы по разминированию, серьезно озабочена создавшейся ситуацией.

Степанакертская газета "Демо" пишет, что Азербайджан "объявил войну всем сотрудничающим с НКР армянским, зарубежным и инопланетным компаниям". "Причем заявления об этом делаются на самом высоком уровне". По словам газеты, Баку борется с прибывающими в Арцах спортсменами, певцами, со всеми фирмами, сотрудничающими с "Арцахбанком", со всеми общественными организациями, хоть как-то связанными с Арцахом. Газета отмечает, что в Азербайджане вновь "вспомнили" баронессу Кокс, создавшую новый фонд помощи Арцаху. "А недавно произошел курьезный случай. Азербайджанские журналисты, искавшие, видимо, себе в интернете подругу жизни, на одном из российских сайтов знакомств обнаружили некую Армине из Степанакерта, которая в графе "Страна проживания" отметила "Армения". Данный факт настолько возмутил журналиста, что он не поленился обратиться на сайт за разъяснениями". По словам газеты, там азербайджанскому журналисту ответили: "Мы не в состоянии контролировать все то, что делают армяне в интернете".