Ракетные двигатели НК-33, созданные в рамках советского "лунного" проекта, могут обрести новую жизнь на ракетоносителе "Союз-3". В настоящий момент программа, в которой принимают участие ОАО "Энергомаш" и самарские "ЦСКБ-Прогресс" и СНТК им. Н.Д. Кузнецова, обрела вполне реальные очертания. Ее реализация способна обеспечить СНТК дополнительную прибыль в размере не менее $20 млн. только за те двигатели, которые находятся на складах, и долгосрочные доходы после возобновления их выпуска.

Жидкостный ракетный двигатель многоразового использования НК-33 был создан еще в начале 1970-х гг. для советской "лунной" программы. После того как США опередили СССР, программу свернули, а двигатели было решено уничтожить. Глава СНТК Николай Кузнецов вопреки этому распоряжению законсервировал на складах предприятия около 80 двигателей.

В начале 1990-х гг двигатель привлек внимание американской компании Aerojet. В рамках контракта с Aerojet в США было поставлено 36 ракетных двигателей: 12 в 1996 г., 24 в 1997 г. и 9 двигателей для второй ступени НК-34. Цена одного двигателя была определена в $1,1 млн.

На самарских складах остается еще более 20 двигателей, которые будут использоваться в новой программе создания ракетоносителя "Союз-3". По словам генерального директора СНТК Сергея Тресвятского, сейчас около 65% всех грузов выводятся на орбиту ракетами среднего класса типа "Союз-1" и "Союз-2". Эти объемы ограничены возможностями ракетоносителей. Уже сейчас востребованы ракетоносители большей грузоподъемности. "Союз-3" как раз и станет таковым, превосходя предшественников на 50% по выводимому на орбиту полезному грузу. Предполагается, что увеличение нагрузки будет достигнуто при использовании двигателей НК-33 (каждая ракета будет комплектоваться двумя "лунными" двигателями и РД-180 "Энергомаша").

Техническая записка о включении проекта "Союз-3" в федеральную программу уже поступила в российское правительство. На "ЦСКБ-Прогресс" сообщили, что проект "Союз-3" действительно существует, и все связанные с ним материалы находятся в правительстве. От дальнейших комментариев на предприятии отказались, отметив лишь, что финансирование данного проекта из бюджета начнется не раньше чем через 4-5 лет. Исходя из того, что семь лет назад двигатель НК-33 оценивался в $1,1 млн. (не исключено, что это минимально возможная цена, которая, по некоторым оценкам, может доходить до $2 млн.), реализация проекта может принести СНТК не менее $20-40 млн. прибыли, и это только за счет двигателей, находящихся на складах. Возобновление же их серийного производства обеспечит как СНТК, так и "ЦСКБ-Прогресс" дополнительные доходы, - сообщает газета "Самарское обозрение".