Открытие железнодорожного движения через Абхазию на данном этапе уже откровенно является главной целью российской политики в отношении Грузии. Перманентные же блокады грузинских авиа- и автомобильных маршрутов в направлении России, все чаще инициируемые Кремлем, должны, по всей видимости, подтолкнуть Тбилиси к этому шагу...

Казалось, после того, как министр транспорта России заручился поддержкой Еревана и Баку, где выразили готовность принять участие в восстановлении абхазского участка железной дороги, Игорю Левитину осталось уговорить лишь руководство Грузии. Однако уже через пару дней после его заявления в Тбилиси касательно армянских и азербайджанских партнеров официальный Баку обвинил российского министра в банальной лжи, заявив, что Левитин подставил Азербайджан. В частности, глава пресс-службы министерства транспорта Азербайджана Намик Гасанов сообщил газете "Эхо", что заявление министра транспорта РФ "не соответствует действительности". По его словам, "министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов в ответ на предложение российского коллеги заявил, что пока Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией, об этом даже речи быть не может". Согласно газете, он заявил, что "никаких экономических отношений с этой страной, пока не решена проблема Нагорного Карабаха, быть не может".

Позиция Азербайджана понятна - эта страна имеет общую границу и собственное железнодорожное сообщение с РФ, поэтому в дополнительном маршруте через Грузию особо и не нуждается, в отличие от прозябающей в транспортном тупике и мечтающей о выходе на своего российского стратегического партнера Армении. Однако Азербайджан не может прямо и влиять на этот вопрос, и если бы Грузия согласилась на открытие проходящего по ее территории единственного транскавказского железнодорожного сообщения, Баку пришлось бы принять это как данность... Между тем, прежде всего функционирование этой железной дороги имеет жизненно-важное значение для Армении - стратегического союзника России в Кавказском регионе. По оценке официального Еревана, из-за отсутствия железнодорожного сообщения с Россией армянская сторона теряет ежегодно около 500 миллионов долларов, сама Россия - около 11 миллионов долларов. Определенные убытки терпят и сама Грузия с Азербайджаном, однако они имеют альтернативные маршруты, развитие которых приводит к уменьшению экономической зависимости от России и увеличению экономического взаимодействия с остальным миром, что отвечает интересам этих стран. Россию же, кроме проблемы связи с Арменией, серьезно обеспокоил проект нового транспортного коридора Китай-Казахстан-Иран-Турция, реализация которого оставит Москву вне крупной региональной игры, что обернется для РФ еще большими политическими и финансовыми потерями.

Какова же позиция Тбилиси, который стал последним и решающим пунктом в челночной дипломатии Игоря Левитина? По прибытию в столицу Грузии российский министр заявил журналистам, что его активная деятельность санкционирована президентом РФ Владимиром Путиным. Из его слов становится ясно, что Москва пересматривает известные Сочинские соглашения, подразумевающие открытие дороги через абхазский участок параллельно с возвращением беженцев из Абхазии в места исконного проживания. Стоит отметить, что идея увязки этих двух процессов принадлежала самому российскому президенту, так как на том этапе официальный Тбилиси отвергал возможность восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию без политического продвижения в абхазском урегулировании. Теперь же путинский посланец открыто зафиксировал, что открытие железнодорожного движения должно опередить все остальные аспекты Сочинских соглашений.

В Тбилиси Игорю Левитину, казалось бы, удалось найти открытое понимание в лице министра экономики Грузии Кахи Бендукидзе. Оба министра подписали меморандум о взаимопонимании между возглавляемыми ими ведомствами, который большей частью посвящен теме абхазской железной дороги. Для начала, согласно меморандуму, "российская сторона проинформировала о работах, проведенных в сентябре 2004 года ОАО "Российские железные дороги" по реконструкции участка железнодорожной линии Веселое (Россия) - Сухуми (Абхазия)", что, следует отметить, было сделано в одностороннем порядке и на фоне категорических протестов грузинской стороны. В меморандуме также отмечается, что "стороны договорились активизировать работу трехсторонней рабочей группы по возобновления сквозного железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси, созданной в рамках Сочинских договоренностей президентов Грузии и России от 7 марта 2003 года", и что этой группе "надлежит согласовать порядок проведения обследования железнодорожного участка Сухуми-Тбилиси для определения объема работ по восстановлению железнодорожной инфраструктуры". По итогам обследования "группа определит необходимые объемы и источники финансирования с привлечением средств заинтересованных инвесторов на принципах государственно-частного партнерства", а также "разработает и согласует организационно-правовую форму функционирования и порядок эксплуатации восстановленной железной дороги, а также подготовит предложения по поэтапному восстановлению и организации сквозного железнодорожного сообщения на участке Сухуми-Тбилиси".

Понятно, что - в случае желания любой стороны - совместная рабочая группа может "активизироваться" еще не один год, да и в случае активизации "согласовывать", "определять", "заседать" и "подготавливать" еще сколь угодно долго... Главный вопрос: означает ли подписанный Левитиным и Бендукидзе меморандум, что официальный Тбилиси пересмотрел свою позицию по вопросу железнодорожного сообщения через Абхазию? О преждевременности такого утверждения свидетельствует заявление премьер-министра Грузии Зураба Жваниа, сделанное последним после встречи с российским министром транспорта. Глава грузинского правительства подчеркнул, что Грузия по-прежнему увязывает решение этого вопроса с процессом урегулирования конфликта в Абхазии.

"Грузия рассмотрит вопрос о восстановлении сквозного железнодорожного движения через территорию Абхазии после снятия напряженности и восстановления там спокойствия. На переговорах с российской делегацией мы подчеркнуто заявили, что разговор на эту тему приобретет смысл после снятия напряженности и успокоения ситуации в Абхазии. Кроме того, этот вопрос нужно рассматривать в едином контексте", - сказал Жваниа.

А что думают по этому вопросу в парламенте Грузии?

Депутат Васил Маглаперидзе, председатель временной парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии:

Открытие железной дороги через Абхазию - весьма актуальный вопрос для Армении, Грузии, всего Южного Кавказа. Но наша позиция неизменна - необходимо процесс возобновления движения по железной дороге проводить параллельно с возвращением беженцев. Иначе разговоры на эту тему не принесут никакой пользы.

Депутат Леван Бердзенишвили:

Мне трудно представить открытие железной дороги через Абхазию без предварительной договоренности с абхазской стороной, а это, в свою очередь, не возможно без политического решения проблемы. Когда некоторые говорят о том, что Грузия готова открыть железнодорожное движение, то они ошибаются. Без начала процесса возвращения изгнанного из Абхазии грузинского населения невозможно осуществить сквозное железнодорожное движение. Его просто не допустят сами беженцы. Вместе с тем, открытие движения по маршруту Москва-Ереван не может принести какую-то особую экономическую пользу Грузии. Да, это было бы хорошо для нашей страны, но возобновление железнодорожного движения имеет жизненно-важное значение для Армении. Поэтому последняя должна способствовать урегулированию грузино-абхазской проблемы. Кроме того, мне абсолютно не представляется работа этой железной дороги в случае прихода к власти в Абхазии Хаджибма. А вот в случае победы Багапш есть реальная возможность начала переговоров по данному вопросу. Кстати, армянское население Абхазии в ходе недавних президентских выборов поддержала Хаджимба - так, пусть армяне Абхазии думают и об Армении...

Депутат Ника Гварамиа:

Открытие железной дороги через Абхазию было бы неправильным шагом. Я не вижу никаких основ и аргументов для этого. Без серьезного начала урегулирования грузино-абхазского конфликта возобновление железнодорожного движения является неосуществимым желанием. Армения, которая очень заинтересована в этой железной дороге, мне кажется, должна реагировать адекватно на действия армянского населения в Абхазии и внести свою лепту в грузино-абхазский диалог.

Депутат Давид Бакрадзе:

Если открытие этой дороги будет способствовать восстановлению доверия между грузинами и абхазами, если оно станет шагом на пути к урегулированию проблемы, то, безусловно, надо сделать все для ее функционирования. А если железную дорогу намереваются использовать только с экономической целью, то в таком случае она может привести к финансовому усилению де-факто руководства Абхазии. Со своей стороны, подобная финансовая "уверенность" станет веским аргументом для отказа от переговорного процесса и функционирование железнодорожного сообщения через Абхазию будет для Грузии контрпродуктивным.

Надо отметить, что аналогично настроен и весь грузинский политический истэблишмент, и грузинское общество. Возобновление железнодорожного сообщения через Абхазию является одним из последних козырей Грузии, с помощью которого она может оказывать давление на Россию. Грузия не согласится выпустить этот козырь из рук без каких либо реальных приобретений на абхазском направлении. Судя по всему, Москва также не спешит идти на уступки в абхазском вопросе...

Поэтому следует ожидать, что безрезультатным останется все - и нашумевший вояж Игоря Левитина по Южному Кавказу, и подписанный в Армении президентом ОАО "Российские железные дороги" Геннадием Фадеевым меморандум "о сотрудничестве в области организации железнодорожного сообщения между Россией и Арменией" и подготовке предложений "по образованию совместной компании с привлечением частного капитала для организации перевозок между Россией и Арменией с созданием необходимой инфраструктуры на железнодорожном маршруте Веселое-Сухуми-Ереван".

Гиорги Циклаури

Гоча Хундадзе

Давид Сакарелидзе