Гринпис России 10 ноября получил из Прокуратуры города Москвы информацию о том, что Прокуратура вынесла ОАО АК "Транснефть" представление об устранении нарушений, допущенных ею при организации и проведении общественных слушаний. Как пояснили ИА REGNUM в Гринпис России, согласно закону, компания была обязана заранее, до их начала, проинформировать общественность о разработке нового проекта трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан". Однако необходимые материалы - "Оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС) - вовремя предоставлены не были. Более того, "Транснефть" также в нарушение законодательства под разными предлогами отказывается предоставить эти документы организациям, зарегистрировавшим общественную экспертизу, хотя обязана это сделать в соответствии с Федеральным Законом "Об экологической экспертизе".

Как считают в Гринпис России, устранить допущенные нарушения можно теперь только повторным проведением общественных слушаний. При этом должны быть учтены все требования и замечания, высказанные представителями общественности. А это значит, что запущенная процедура государственной экологической экспертизы должна быть приостановлена до устранения вышеуказанных нарушений.

4188 километров трубопровода предполагается проложить по вечной мерзлоте, по территории с сейсмоактивностью до 11 баллов, со сложными географическими, геологическими и гидрологическими условиями. Нефтепровод должен пересечь крупнейшую реку байкальского бассейна Верхнюю Ангару. Прорыв нефтепровода и загрязнение этой реки чреваты, в конечном счете, загрязнением самого Байкала. Трасса должна пересечь также и реку Амур, причем выше по течению того места, где расположе Хабаровск, в районе единственного водозабора этого многомиллионного города. Пересекает она и заказники, ряд заповедных территорий. У ряда ученых вызывает нарекание и намерение "Транснефти" расположить конечный пункт транспортировки нефти по российской территории в бухте Перевозная.

Напомним, что противостояние экологов и нефтяников по поводу этого нефтепровода тянется с 2001 г., когда впервые планы его строительства были озвучены ОАО АК "Транснефть" и НК ЮКОС. Первоначально рассматривались два варианта прокладки трубопровода - Ангарск - Дацин и Ангарск - Находка. Позднее ЮКОС отказался от своих планов построить нефтепровод в китайский Дацин из-за возникших у компании проблем с властью. Осенью 2002 г. "Транснефти" не удалось провести через процедуру государственной экологической экспертизы варианта нефтепровода Ангарск - Находка из-за того, что труба должна была пройти по территории Всемирного природного наследия "Озеро Байкал". Весной 2003 г. Министерство природных ресурсов РФ одобрило новый вариант трассы в обход Байкала. "Транснефть" отказывается от этого проекта и разрабатывает новый. В этот раз прокладка трубопровода начинанается в Тайшете и идет до бухты Перевозная. Проект предусматривает большую длину нефтепровода (4188 км), большую пропускную возможность системы и, соответственно, большую стоимость (более $14 млрд.).