В прокуратуре КАО прошло координационное совещание правоохранительных органов. Оно было посвящено обсуждению вопросов, связанных с исполнением норм трудового законодательства, регулирующих вопросы выплаты заработной платы и практики прокурорского надзора в этой сфере, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

С выплатой заработной платы нет проблем только у работников федеральных служб, расположенных на территории округа, у всех остальных бюджетников заработная плата не выплачивалась несколько месяцев, большие долги по заработной плате накопились у работников ЖКХ.

В начале совещания главный федеральный инспектор в КАО Владимир Илюхин обратил внимание на то, что подобные проблемы имеют место и в других субъектах РФ. Он заявил: "Ситуация с выплатой заработной платы в целом по стране напряженная, сложная, и говорить о необходимости рассмотрения этого вопроса сегодня просто не приходиться, потому что действительно надо было заниматься этим давно".

В августе президент РФ дал поручение федеральным и региональным органам власти для того, чтобы был обеспечен постоянный контроль за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности. Обращалось особое внимание на соблюдение предусмотренных бюджетом законодательством условий предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, органам государственной власти, которые допускают возникновение задолженности по выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы. В рамках выполнения этого поручения на территории округа создан координационный Совет по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате. Возглавил работу Совета губернатор КАО Владимир Логинов. Основная задача регионального Совета - определить и выявить причины задолженности по выплате заработной платы в коллективах предприятий и организаций и найти пути решения этой проблемы.

С основным докладом на совещании выступила старший помощник прокурора КАО Светлана Боровских. Она отметила: "Материалы проверок, исполнения нового трудового законодательства, регулирующего вопросы выплаты заработной платы, проведенные прокурорами районов, округа свидетельствуют о том, что состояние законности в сфере оплаты труда в КАО, является неудовлетворительным. Согласно статистическим данным общая сумма задолженности по оплате труда на предприятиях различной формы собственности по состоянию на 1 октября 2004 года составляет 306 млн. 425 тысяч рублей, в том числе, производственные отрасли - 110 млн. руб., из них промышленность 54 млн., по 2 млн. - строительство, транспорт; сельское хозяйство - 5 млн.; отрасли непроизводственной сферы - 196 млн., из них ЖКХ - 15 млн.; просвещение и здравоохранение по 23 млн., органы управления - 27 млн. Особенно неблагоприятная ситуация с выплатой заработной платы сложилась на предприятиях ЖКХ, промышленности и в сельском хозяйстве. Задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, финансируемых из окружного и местных бюджетов составляет 112 млн. 197 тыс. рублей. В том, числе из окружного бюджета - 26 млн. и местных бюджетов - 87 млн. рублей. Олюторский район имеет самую большую задолженность - 31 млн. рублей. Можно сказать, что в последние годы наметилось не уменьшение задолженности по выплате заработной платы, а наоборот, наблюдается устойчивая тенденция к её увеличению, исчисляемая сотнями млн. рублей. А способствует образованию задолженности по заработной плате бездействие руководителей предприятий, учреждений, организаций, не принимающих мер к погашению дебиторской задолженности. В ходе проверок установлено, что вопреки требованиям статьи 236 ТК РФ, в коллективных и трудовых договорах не определены конкретные дни выплаты заработной платы, а также не определен конкретный размер, выплачиваемой работнику денежной компенсации за задержку заработной платы. Прокуратурой КАО постоянно проводятся проверки соблюдения законодательства об оплате труда на предприятиях различной формы собственности.

В 2004 году работниками прокуратуры проведены 123 проверки своевременности, полноты финансирования учреждений в части выплаты заработной платы. По результатам проверок в адрес глав муниципальных образований и руководителей предприятий внесено 48 представлений об устранении нарушений Трудового законодательства, в части невыплаты заработной платы. В адрес главы администрации МО села Ивашка вынесено предостережение о недопустимости нарушения Трудового законодательства, регулирующего порядок оплаты труда работников. В отношении 26 руководителей предприятий вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, из которых рассмотрено 21 дело и руководители привлечены к административной ответственности.

Однако прокурорами районов еще не в полной мере используются полномочия по применению норм кодекса РФ "Об административных правонарушениях" в части наказания руководителей предприятий, учреждений и организаций, в виде дисквалификации за нарушение законодательства о труде. В текущем году ни один руководитель не лишен права занимать руководящие должности, именно за нарушение Трудового законодательства. Прокурорами в интересах граждан мировым судьям отправлено 30 исковых заявлений о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму 909 тысяч рублей. Рассмотрено и удовлетворено 26 исковых заявлений.

25 сентября 2004 года прокуратурой округа возбуждено уголовное дело по статье 145 части 1 УК РФ в отношении директора ГУП Паланского ЖКХ Громыко. В настоящее время уголовное дело находится в производстве в прокуратуре округа и расследуется. Олюторский район по нарушениям в сфере оплаты труда провел 48 проверок, внес 12 представлений, направил в суд 26 исков и к административной ответственности привлечено 44 руководителя. В Карагинском районе проведено 24 проверки, внесено в адрес руководителей предприятий, учреждений 8 представлений, 9 лиц привлечено к административной ответственности. В Пенжинском - 11 проверок, внесено 15 представлений в адрес руководителей, направлено 3 заявления в суд и к административной ответственности привлечено 4 человека. В Тигильском районе проведено 40 проверок, направлено в адрес руководителей предприятий 13 представлений, 1 исковое заявление в суд и к административной ответственности привлечено 9 руководителей".

Выступивший на совещании заместитель начальника управления финансов, налогов и сборов администрации округа Дамир Бикмаев назвал несколько причин, из-за которых в округе на сегодняшний день сложилась тяжелая финансовая обстановка: "Рассматривать задолженность заработной платы без всего состояния экономики округа невозможно. Хотелось бы отметить, что потребность консолидированного бюджета КАО превышает реальные доходы, которые мы получаем в виде налоговых доходов, в виде финансовой помощи из федерального бюджета в 2,5 раза. Соответственно становится вопрос и о выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений, соответственно становится вопрос о погашении задолженности перед работниками коммунальной сферы. Здесь еще хотелось отметить немаловажную роль органов МСУ, в части регулирования штатной численности, как органов исполнительной власти, так и бюджетной сети в целом. Ни для кого не секрет, уже в течение года встает вопрос с Олюторским районом по части формирования исполнительной власти. Встает вопрос о численности работников бюджетной сферы, тем не менее, главы муниципальных образований за решение этих вопросы браться не хотят. Кроме того, Министерство финансов, правительство имеет обобщенный подход по формированию финансовой помощи субъектам РФ. Методика, которая применяется к субъектам, находящимся в европейской части России, распространяется и на нас. Министерство финансов неоднократно нам указывает на то, что численность работников здравоохранения более чем в 1,5 раза превышает среднюю численность, нежели по России. Никто не берет во внимание то, что в округе отсутствует транспортная составляющая, что невозможно людей из одного поселка в другой перевозить автотранспортом. Везде и всюду мы слышим один и тот же ответ: реформируйте штатную численность, сокращайте, приводите в соответствии с теми нормами, какие есть. Доходит до парадоксальной ситуации. Люди ответственные за выделение финансовой помощи, за разработку методологии, заявляют: почему у вас в каждом поселке находится начальная или средняя школа, неужели нельзя взять и объединить 3-4 поселка, наладить транспортное сообщение и у вас, естественно сократятся расходы по их обслуживанию, по начислению заработной платы.

Возвращаясь к задолженности по заработной плате, хотелось бы отметить, что каждый год федеральный центр меняет правила перечисления средств. Самый наглядный пример - это уменьшение в этом году средств, которые поступают от продажи рыбных квот, от продажи морских биоресурсов. Если в прошлом году поступления эти были более 200 млн., то в этом году на ноябрь месяц мы кое-как получили 30 млн. Разница практически в 180 млн., могла бы покрыть ту задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, которая есть на сегодняшний день. Опять же, благодаря тому, что в прошлом году изменилась методика распределения фонда финансовой помощи, округ получил на 90 млн. рублей финансовой помощи меньше, чем в 2003. Все это приводит к тому, что собственных доходных источников не хватает на выплату заработной платы, на оплату коммунальных услуг.

В середине года у нас начала образовываться задолженность, в том числе и по бюджетным организациям, финансируемым из окружного бюджета. Это также связано с тем, что не хватает средств на проведение досрочного завоза и те, средства, которые у нас поступают в окружной бюджет, в основной своей массе уходят на погашение задолженности, на проведение платежей по доставке топлива, энергоресурсов на территорию округа.

Что касается дальнейших планов администрации в связи с создавшейся ситуацией по выплате заработной платы в бюджетной сфере? По предварительным сведениям внесены изменения в федеральный бюджет 2004 года, где дополнительно предписывается финансовая помощь нашему субъекту в размере 215 млн. рублей. Значительная часть этих средств пойдет на погашение задолженности по заработной плате и перечислению в фонды, и часть средств пойдет на оплату тех поставок топлива, которые у нас до сих пор производятся. Если у нас не случится списание денежных средств, потому что наши кредиторы активизировали свою деятельность по части выставления исполнительных листов, по части приведения решений судов в исполнение и по погашению своей задолженности у нас, конечно, большой риск. На данный момент выставлено исков на сумму 160 миллионов рублей".

Проводят проверки на предприятиях и в организациях, в ходе которых обращают внимание на своевременную выплату заработной платы, сотрудники инспекции труда. Ее руководитель Любовь Дорошенко сообщила на совещании: "В этом году состояние по задолженности критическое. Надо учесть, что у нас 976 юридических лиц в округе, работает 12 тысяч 223 человека, а задолженность по зарплате имеет 10 тысяч 549 человек. Цифра устрашающая. Инспекцией труда по оплате труда проведено 152 проверки, это почти в 4 раза более, чем в прошлом году. По требованию Госинспекторов труда за 10 месяцев выплачено незаконно задержанной заработной платы на общую сумму 69 млн. 115 тысяч рублей, в том числе, в бюджетных организациях 2 млн. 556 тыс. 675 руб. Всего выплачено 2 тыс. 956 работникам, в том числе работающим в бюджетных организациях - 280 человек. Во всех случаях работодатели привлечены к административной ответственности в виде наложения штрафов на общую сумму 28 тысяч 500 рублей. Направлено одно предписание о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей. Сейчас мы штрафуем руководителей, но если у нас обстановка по зарплате сохранится и в дальнейшем, то следующий наш шаг будет - это дисквалификация работодателей. То есть, вот эти 18 руководителей, которые оштрафованы, если обстановка не улучшится, то эти 18 руководителей в случае продолжающейся задолженности по заработной плате, будут дисквалифицированы от 1 до 3 лет".

Выступивший на совещании вице-губернатор КАО Владимир Урывский отметил, что в округе и в муниципальных образованиях большие затраты идут на содержание государственных и муниципальных служащих. Как пример - олюторская районная администрация, где с приходом нового главы увеличился штат работников и добавилось число заместителей. В штате даже появился заместитель по внешнеэкономической деятельности, хотя по российским законам внешнеэкономическая деятельность заканчивается на уровне исполнительной власти субъекта, муниципальные образования не имеют права таковой заниматься. Кроме всего прочего у госслужащих, получающих зарплату из окружного и муниципального бюджетов оклады почти в 2,5 раза выше, чем у работников федеральных органов власти, расположенных на территории субъекта. На это обстоятельство периодически указывает Москва при рассмотрении вопросов, связанных с бюджетным финансированием округа. Выступая на совещании, вице-губернатор Владимир Урывский предложил не рассматривать при разработке бюджета округа на 2005 год вопросы, связанные с увеличением на госаппарат и повышение зарплаты чиновникам. Бюджет округа такие затраты не потянет. Правда, не понятно, будут ли в бюджете будущего года изысканы средства на повышение зарплаты врачам, учителям, другим работникам бюджетной сферы, как это пообещало сделать правительство с 1 января 2005 года.

В заключительной части совещания слово взял прокурор КАО Владимир Чистов: "Своевременная выплата заработной платы всем работникам - это серьезная проблема, не только экономическая, но и социальная. На сотрудников прокуратуры возложена определенная обязанности по части отслеживания соблюдения норм законодательства при выплате заработной платы. В трудовом кодексе написано, что заработная плата должна выплачиваться не менее 2 раз в месяц. Мы продолжим практику привлечения должностных лиц, не выплачивающих заработную плату 2 раза в месяц, к административной ответственности, включая дисквалификацию. Потому, что правильно сказал, и.о. генерального прокурора Звягинцев, если чиновнику грозит дисквалификация, он постарается эти деньги найти. Это касается и тех, унитарных предприятий, на муниципальном уровне, на окружном уровне, которые обязаны собирать платежи. Потому что, по тому же самому ЖКХ у нас, например, задолженность по заработной плате по Палане идет около 7 млн., а неплатежи перевалили уже за 6 млн. Если бюджет ЖКХ предусматривает миллион двести доходной части, то по заработной плате расходная часть - 1 миллион 300. Какой же заработной платы хватит? Где ее взять? Она и будет расти, как снежный ком. Поэтому, нам нужно не только, как бы просить у центра денег, это вечная проблема, но попытаться зарабатывать самим, это единственный выход. Мы, вот в этом году возбудили одно уголовное дело, я думаю, мы продолжим практику и в следующем году, если найдем в действиях должностных лиц, особенно касающихся бюджетных организаций - умышленные действия. Когда заработная плата должна быть погашена во вторую очередь, согласно 855 статьи Гражданского кодекса, а вместо этого на эти деньги гасятся долги, покупается оборудование, другим словом они расходуются не в соответствии с этой очередностью".