Рижская дума 16 ноября приняла решение приобрести 395 000 акций новой эмиссии АО Rīgas jūras līnija - каждая с правом голоса и номинальной стоимостью в 1 лат (53 рубля), сообщает корреспондент ИА REGNUM. Столь щедрые инвестиции (395 тыс. латов или 21 млн. рублей) накануне муниципальных выборов марта будущего года, к тому же, как свидетельствует статистика, в пока еще не рентабельное предприятие, вызвали горячую дискуссию на заседании думы. Дело в том, что компания Rīgas jūras līnija, обеспечивающая паромное сообщение между Ригой и Стокгольмом, в этом году, скорей всего, отработает с потерями. По данным АО, наибольшие трудности доставит повышение цен на горючее, ремонт единственного парома Baltic Kristina, а также уменьшение доходов от его магазина, в котором со вступлением Латвии в ЕС больше нет безналоговой торговли. Прошлый год АО завершило с небольшой прибылью в почти 5 000 латов (264 тыс. рублей), зато в 2002 году отработало с потерями в 2 млн. латов (106,4 млн. рублей). Суть же проекта с эмиссией акций, на котором изначально настаивала правящая в Рижской думе фракция социал-демократов, заключается в следующем. До сих пор основной каптал АО составлял 1 278 460 латов в виде обычных именных акций с правом голоса. Среди акционеров они распределялись следующим образом: Управление Рижского свободного порта - 404 000 (31,6%), Рижская дума - 331 760 (25,95%), Ilmaco Limited - 200 200 (15,66%), ООО Astramar - 188 500 (14,74%), а также предприниматели Юрий Шабашов - 90 000 (7,04%) и Вячеслав Спришевский - 64 000 (5,01%). В конце октября состоялось внеочередное собрание акционеров по поводу дальнейшего экономического развития общества, на котором были утверждены правила по увеличению основного капитала на 770 000 латов (41 млн. рублей) до 2 048 460 латов. Дополнительные средства предполагалось пустить на развитие предприятия, что связано с инвестициями на приведение судов в соответствие с международными стандартами пароходства. В будущем году также собирались увеличить расходы на маркетинг и торговлю, чтобы выдержать конкуренцию со стороны скандинавского рынка, на котором представлена компания, и сохранить необходимые темпы ее развития. Однако вскоре выяснилось, что свое право первой руки на покупку акций подтвердило только ООО Astramar подав заявку на 395 000 акций новой эмиссии. На остальные 395 000 акций правление АО предложило подписаться Рижской думе. Основной довод - за самоуправлением, то есть портом и думой, сохранится контрольный пакет предприятия, а новый расклад будет выглядеть так: Управление Рижского свободного порта - 404 000 (19,72%), Рижская дума - 726 760 (35,48%), Ilmaco Limited - 200 200 (9,77%), ООО Astramar - 563 500 (27,51%), Юрий Шабашов - 90 000 (4,39%), Вячеслав Спришевский - 64 000 (3,12%).

Когда депутаты поинтересовались, почему бы свободному порту самому не выкупить акции новой эмиссии, мэр Риги и член правления порта Гундар Боярс (Латвийская социал-демократическая рабочая партия - ЛСДРП) пояснил, что этого не рекомендуют различные надзорные структуры, мол, иначе пострадает публичность предложения. В свою очередь ряд вопросов вообще прозвучал риторически так и не получив вразумительного ответа. Например, почему под развитие компании нужно использовать средства акционеров, а не взять, к примеру, кредит? Когда Рига реально начнет получать от своего предприятия прибыль? Или, почему все акционеры проголосовали за дополнительную эмиссию, а заявку подала только одна частная фирма и спасение теперь ищут за счет средств города? Председатель комитета Рижской думы по городской собственности и делам приватизации Сергей Залетаев (политическое объединение "За права человека в единой Латвии" - ЗаПЧЕЛ) обратил внимание депутатов на потери АО. По его словам, если в прошлом году хоть и ничтожная, но все-таки прибыль у Rīgas jūras līnija была, то теперь, после первых девяти месяцев нынешнего года у предприятия потери в 344 тыс. латов. На взгляд С. Залетаева, для самоуправления было бы неразумным в таких условиях приобретать дополнительные акции. После чего с пламенной речью к коллегам обратился мэр Риги. "Закон о самоуправлениях налагает на них обязанность заботиться о развитии предпринимательской деятельности, - напомнил Г. Боярс. - Даже ЕС особо оговаривает такие сферы, как металлургия, пароходство и т.д. Мы же "успешно" потеряли весь свой флот и Baltic Kristina - единственное судно, единственный паром в мире, который ходит под латвийским флагом, моряки которого платят налоги, как городу, так и стране в целом". Мэр Риги пояснил, что он имеет в виду налог, который компания платит сама, а также подоходный налог с жителей, который с доходов команды получает самоуправление. Причем, по его расчетам, через налоги все вложения самоуправления уже окупились и с излишком. "Кроме того, они ввозят туристов, каждый из которых оставляет в Риге деньги", - добавил Г. Боярс. По его словам, в странах Скандинавии половину расходов таких фирм покрывает государство, тогда как в Латвии при непрерывной смене правительств нет аналогичной национальной поддержки. "Когда эта компания начнет приносить прибыль пока не ясно, - признался мэр. - Особенно учитывая постоянно растущие цены на нефть и острейшую конкуренцию. Но нам надо обеспечить этот элемент инфраструктуры, так же как и построить еще один мост и паромное сообщение через Даугаву и пр. Это стратегическое предприятие, да и кроме инфраструктуры, это еще и честь, и гордость города". На что депутат Александр Гильман (ЗаПЧЕЛ) в свою очередь резонно заметил: "Из выступления председателя думы стало ясно, что происходит: мы занимаемся спасением данного парома. Но так и надо было сначала говорить. Потому что если мы не спасаем, а улучшаем, то при отсутствии прибыли пусть ездят, но без наших денег, которые мы можем вложить гораздо успешнее, например, в реновацию учебных заведений и т.д. А так, с большой помпой мы этот паром купили, рижане были очень благодарны за возможность дешево и быстро съездить в Стокгольм, а перед самыми выборами все это провалится. И чтобы последнего не произошло, не жаль и 400 тысяч латов".

Как показало дальнейшее голосование, действительно не жаль. За приобретение акций проголосовало большинство - 34 депутата из 48 присутствовавших на заседании (всего в Рижской думе 60 депутатов). Добавим, АО Rīgas jūras līnija учреждено в январе 2002 года с целью обеспечения постоянного паромного сообщения между Ригой и Стокгольмом, а также открытия новых паромных линий в будущем. Между тем, как уже сообщало ИА REGNUM, Г. Боярс, его отец и экс-председатель ЛСДРП Юрис Боярс, а также акционер Rīgas jūras līnija Юрий Шабашов проходят свидетелями по уголовному делу, в рамках которого за злоумышленное использование служебного положения и мошенничество в крупных размерах обвиняется бывший депутат Сейма от ЛСДРП Имант Бурвис. Напомним, три года назад бывший лидер соцдемов Юрис Боярс обвинил своего внутрипартийного оппонента И. Бурвиса в присвоении спонсорских денег, которые тот, получив под честное слово у предпринимателя Юрия Шабашова, якобы не донес до партийной кассы. Еще одна любопытная деталь: Ю. Шабашов и Ю. Боярс в прошлом были офицерами КГБ ЛССР.