В японской прессе вновь появилась информация о начале строительства в России сборочного производства японского автоконцерна Toyota Motor, пишут "Финансовые Известия". На этот раз, по версии японских СМИ, завод "Тойоты" разместится на территории Санкт-Петербурга. Проект называют самым крупным по размеру инвестиций в российский автопром - 770-950 млн. долларов. В самой компании предпочитают никак не комментировать эти цифры. И как выяснили "Известия", источником всей этой информации стала администрация Санкт-Петербурга, старающаяся убедить общественность в том, что переговоры с "Тойотой" у питерских властей близки к успешному завершению.

Переговоры о строительстве первого в России сборочного завода японской автомобильной компании "Тойота мотор" в Санкт-Петербурге вошли в финальную стадию", - заявил в интервью токийской газете "Санкэй симбун" председатель петербургского Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов. По его словам, о своем решении стороны смогут объявить уже до конца текущего года. В штаб-квартире "Тойоты" такую информацию не подтверждают и не комментируют. Впрочем, это обычная практика автоконцернов.

Спешат откреститься от слов своего сотрудника и власти Санкт-Петербурга, ссылаясь на языковой барьер и недопонимание со стороны японского журналиста. Еще в октябре они охотно комментировали ход визита в Японию губернатора Валентины Матвиенко, которая лично уговаривала руководство "Тойоты" выбрать ее город для строительства завода. Сегодня позиция губернатора по поводу "Тойоты" такова: "Пока нам нечего комментировать". "С вероятностью 99% Максим Соколов этого не говорил", - убеждает пресс-секретарь губернатора Наталия Кутобаева.

Ранее нижегородские власти убеждали общественность в том, что именно они добьются соглашения с "Тойотой" о строительстве у себя японского завода. В Нижегородскую область японцы из "Тойоты" приезжали всего две недели назад. Они смотрели площадку в Борском районе. Тогда региональные СМИ тоже спекулировали на этой теме и говорили, что "Тойота" взяла полгода для принятия решения о строительстве завода в Нижегородской области. "Не могу сказать, что японцы демонстрировали отрицательное мнение о нашем предложении, - заявил тогда "Известиям" спикер Законодательного собрания области Евгений Люлин. - Нам помогли представители "Асахи-Глас" (японская компания, контролирующая Борский стекольный завод), давшие хорошие рекомендации". Однако в целом нижегородские чиновники сговорились не сообщать о том, каковы сегодня их отношения с японскими партнерами.

В правительстве Ленинградской области, которая также предложила "Тойоте" для строительства на выбор три площадки, полагают, что произошел намеренный "вброс информации" с целью "прощупать" реакцию конкурентов. Не взволновала новость о завершении переговоров с Санкт-Петербургом и нижегородских чиновников, склонных считать эти заявления собственным пиаром Валентины Матвиенко.

Несмотря на противоречивые слова российских чиновников, автосборочный завод "Тойоты" в России обязательно будет построен. Такое обещание дал председатель совета директоров "Тойоты" Хироси Окуда в ходе своего последнего визита в Россию. На право осуществить этот проект на своей территории помимо Санкт-Петербурга претендуют Ленинградская и Московская области, Нижний Новгород и Калининград. Всего японская компания имеет 23 предложения по поводу размещения своего завода в России. Планируется, что он должен заработать в 2008 году и будет выпускать до 100 000 в год автомобилей Corolla и Camry. Коробки передач, двигатели и комплектующие для них поступят из Польши. Сама "Тойота" хотела бы развернуть завод в Подмосковье. Однако российские власти подталкивают ее к другим регионам, чтобы в Подмосковье не скапливалось слишком много иностранных капиталов.