Очередной мониторинг. Встреча в Берлине. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Доклад Дэвида Аткинсона. Суд над азербайджанским раскольниковым. Степанакерт.

Очередной мониторинг

23 ноября миссия ОБСЕ провела на востоке Нагорного Карабаха (НК) у населенного пункта Караханбейли Физулинского района плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. С позиций Армии Обороны НК наблюдение осуществляли полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Мирослав Выметал (Чехия) и Петер Кии (Великобритания), а также представитель группы планирования высокого уровня ОБСЕ полковник Корнелис Блок (Нидерланды). Ввиду плохих погодных условий азербайджанской стороне не удалось вывести мониторинговую группу на намеченную точку наблюдения, вследствие чего мониторинг был проведен на другом участке, где был возможен визуальный контакт. В ходе мониторинга нарушений режима прекращения огня зафиксировано не было. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел НК. (Информационный портал МИД НК)

Как передает Day.Az, с азербайджанской стороны в мониторинге принимали участие полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинус и Кеннет Пиклис. С обеих сторон в мониторинге приняли участие также представители группы планирования высокого уровня ОБСЕ.

Встреча в Берлине

Согласно сообщению ИА REGNUM, 19 ноября в Берлине состоялась пятая по счету встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова. По словам пресс-секретаря МИД Армении Гамлета Гаспаряна, главы МИД двух стран обменялись мнениями относительно препятствий, возникших в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Он также отметил, что сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ на встрече не присутствовали.

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что ранее министр иностранных дел Азербайджана Э. Мамедъяров заявлял о том, что азербайджанская сторона ожидает ответа из Еревана касательно продолжения процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Он напомнил, что четвертая встреча глав МИД Армении и Азербайджана состоялась 30 августа в Праге, после чего результаты консультаций были доложены президентам 15 сентября в Астане. Президент Армении Роберт Кочарян, по словам главы МИД Азербайджана, в Астане взял тайм-аут "для анализа итогов проведенных встреч и обмена мнениями на уровне глав МИД двух стран". А на днях министр иностранных дел Армении В. Осканян заявил о готовности Армении продолжить переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Бакинская газета "Эхо" утверждает, что Вардана Осканяна вынудили встретиться с Эльмаром Мамедъяровым. Газета сообщает, что глава МИД Азербайджана Мамедъяров "совершенно неожиданно" вылетел в Берлин, где встретился с министром иностранных дел Армении Осканяном, и отмечает, что встреча в Берлине "вызывает тем больше вопросов, что после введения пункта "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана" в программу обсуждений 59-й сессии Генассамблеи ООН власти Армении выступили с ультиматумом об отказе от проведения переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта". При этом газета пишет, что факт берлинской встречи свидетельствует о том, что "Осканяну пришлось отказаться от собственной позиции, заявленной буквально несколько дней назад". В своих комментариях газете азербайджанский политэксперт Расим Мусабеков заявил: "Это означает, что армянские и азербайджанские дипломаты не так уж свободны в своих действиях, как они обычно это пытаются преподнести в тех или иных заявлениях.... Я думаю, что активность азербайджанской дипломатии вынудила армянскую сторону продолжить диалог, который был возобновлен в Праге". По мнению Мусабекова, Армения не спешила вернуться к переговорам, и инициатива Азербайджана в ООН стала для нее "просто поводом, чтобы еще протянуть время". Мусабеков также считает, что эту "оттяжку времени" Армении "не разрешают те державы, которые имеют вес в Ереване". "Я думаю, что встреча в Берлине стала результатом импульсов из России и США".

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН

23 ноября в Нью-Йорке начала свою работу 59-я сессия Генеральной ассамблеи (ГА) ООН, в повестку которой было включено обсуждение вопроса "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана". Как отмечает ИА "Де-Факто", инициатором обсуждений в ООН стал Азербайджан, заручившийся поддержкой Турции, Пакистана и еще ряда стран-членов Организации Исламская конференция (ОИК). В представленном Азербайджаном проекте резолюции говорится о якобы имеющем место "присвоении земель и собственности, эксплуатации природных ресурсов и других нелегальных действий на оккупированных территориях Азербайджана, что является серьезным нарушением международного гуманитарного закона, в особенности Женевской конвенции о защите гражданских лиц в период войны". "Азербайджан призывает ОБСЕ отправить на оккупированные территории миссию из представителей государств-участников ООН для выработки соответствующей экспертизы и составления доклада по всем аспектам ситуации на оккупированных территориях Азербайджана". При этом в проекте отмечается, что Азербайджан поддерживает деятельность МГ ОБСЕ по достижению быстрого урегулирования нагорно-карабахского конфликта и приветствует соответствующие усилия со стороны Совета Европы, Евросоюза и Организации Исламская Конференция.

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что уже накануне обсуждения вышеназванного вопроса на сессии Генассамблеи на официальном сайте ООН был размещен проект резолюции. В проекте указывалось, что ООН безоговорочно поддерживает Азербайджан в вопросе суверенитета и территориальной целостности. Кроме того, в проекте были пункты, предполагающие определенные действия. В седьмом пункте проекта резолюции ГА ООН предлагает ОБСЕ в срочном порядке направить на "оккупированные территории Азербайджана" международную наблюдательскую миссию, целью которой будет на месте изучить ситуацию и представить отчет о всех существующих там аспектах. Последний, девятый пункт проекта резолюции указывает, что в повестку следующей, 60-й, сессии ГА ООН включен пункт "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана".

По мнению бакинской "525-й газеты", Армения, серьезно обеспокоенная этим "дипломатическим успехом Азербайджана", посредством некоторых заинтересованных кругов пытается заставить азербайджанскую сторону отказаться от этой инициативы. Спустя несколько дней после принятия Главным комитетом ООН решения о включении вопроса об "оккупированных территориях" в повестку сессии ГА ООН официальный Ереван стал угрожать Баку выходом из процесса переговоров по урегулированию карабахской проблемы, пишет газета. "Затем МИД России распространил заявление о том, что обсуждения в ООН негативно скажутся на ходе переговорного процесса".

Можно только представить себе, как тщательно готовится к сессии Генассамблеи ООН Азербайджан и какие потоки грязной лжи польются на Армению, пишет газета "Голос Армении". "Как мы готовимся к обсуждению, которое при желании и должном отношении можно даже обернуть в свою пользу, используя высокую трибуну ООН? Неизвестно. Сообщено только, что интересы страны будет представлять представитель в ООН Армен Мартиросян". Также известна, пишет газета, всего лишь одна фраза одного госчиновника: комментарий Вардана Осканяна, "больше похожий на лепет первоклашки-двоечника". "И все? А какова позиция МИД, которую должен представлять и защищать Мартиросян, неужели она заключается в одной-единственной фразе министра иностранных дел - о том, что включение вопроса в повестку дня Генассамблеи ООН не способствует мирному разрешению конфликта?" Газета с возмущением отмечает, что, скорее всего, такой позиции у армянского МИД нет. "Начиная с Сумгаита и кончая Марагой общественности не известен ни один случай ясно и четко сформулированной и представленной на международном уровне позиции армянского форин-офиса по актам геноцида и жесточайшей депортации армян с территории Азербайджана. Поэтому, видимо, и готовят общественное мнение к самому худшему варианту развития событий на сессии Генассамблеи ООН. Напрашивается мысль, что власти страны заранее смирились с очередным поражением и внутренне готовы к принятию еще одной резолюции ООН по Карабаху. Или им уже все равно? Или они знают что-то, чего не знаем мы?"

"Если на сессии Генассамблеи будет принят проект резолюции, внесенный азербайджанской стороной, то переговорный процесс "умрет" и Азербайджану придется вести переговоры с законно избранными властями Нагорного Карабаха", - об этом, согласно PanARMENIAN.Net, заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. Если же будет принята резолюция, основанная на компромиссном варианте, Армения готова продолжать переговоры, добавил он. Агентство напоминает, что по инициативе Азербайджана сессия Генассамблеи ООН будет обсуждать вопрос о "территориях пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха". Контроль над этими территориями на сегодняшний день является единственной реальной гарантией безопасности армян Нагорного Карабаха и невозобновления боевых действий, утверждает агентство.

Как сообщает "Голос Армении", глава МИД РА Вардан Осканян в числе требующих дальнейшего разъяснения вопросов назвал также проблему Геташена, Шаумяна и северного Мартакерта - "оккупированных" Азербайджаном районов, откуда было депортировано коренное армянское население. "Баку совершает ошибку и в дальнейшем осознает ошибочность своего шага, - отметил Вардан Осканян. - Это дает нам возможность поднять вопрос о ситуации с беженцами Геташена, Шаумяна и северного Мартакерта. Часть населения этих районов стала вынужденными переселенцами и ждет разрешения конфликта, чтобы возвратиться в свои дома". Этот вопрос, пишет газета, действительно, был поднят в Нью-Йорке спустя несколько часов после ереванского заявления министра иностранных дел Армении. Его озвучил постоянный представитель РА в ООН Армен Мартиросян в ходе своего выступления. "Поднятый Азербайджаном вопрос о заселении упомянутых территорий не является актуальным и не подтвержден фактически, - подчеркнул Армен Мартиросян. - Обсуждаемые территории отошли под контроль армянских сил Нагорного Карабаха после того, как азербайджанцы устроили резню армян в Баку и в других местах, а также попытались силой установить свой контроль над Карабахом. Особо следует отметить, что при этом было уничтожено коренное армянское население. Территории Северного Карабаха были насильственно очищены от основного населения - армян - и заселены азербайджанцами. Официальный Баку и в прошлом выдвигал множество обвинений против Нагорного Карабаха, хотя сам не выполнил резолюции ООН от 1993 г. по части прекращения блокады Армении. Он и сегодня продолжает чинить препятствия для визита независимой миссии с целью ознакомления с реальной ситуацией в Нагорном Карабахе. Армения, как и призывают резолюции ООН, способствует урегулированию карабахского конфликта путем своего участия в прямых переговорах с Азербайджаном". Армен Мартиросян также призвал делегировать в зону конфликта комиссию ОБСЕ.

Армянская служба радио "Свобода" сообщает, что накануне обсуждения в ООН вопроса об "оккупированных территориях" благотворительная организация "Геташен-Шаумян" от имени армян, депортированных из сопредельных с Нагорным Карабахом районов, направила письма в адрес генерального секретаря ООН Кофи Аннана и председателя 59-й сессии ГА ООН. В распространенном организацией сообщении указывается, что в письмах "утверждается право насильно депортированных и лишенных своего имущества лиц защищать себя в международных инстанциях". "Благотворительная организация "Шаумян-Геташен" возлагает на себя обязанность говорить от лиц десятков тысяч армян, которые сегодня лишены возможности вернуться в свои дома и права обладать своим имуществом", отмечается в сообщении.

"Азербайджан не заинтересован в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Нарастающая в Азербайджане воинственная риторика, разжигание антиармянских настроений наглядно демонстрируют истинные настроения нынешних властей этой страны. Действия Азербайджана направлены на торпедирование переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ и перенос проблемы в иную плоскость. Это позволит Баку лавировать в параллельных процессах и избегать окончательного решения конфликта. Именно для достижения этой цели Азербайджан пытается использовать Генеральную Ассамблею ООН". Об этом заявил представитель Армении в ООН Армен Мартиросян, выступая 23 ноября на 59-й сессии Генассамблеи ООН в ходе обсуждения представленного Азербайджаном проекта резолюции о положении на территориях, прилегающих к Нагорному Карабаху, сообщает "Де-Факто". А. Мартиросян отметил, что Азербайджан пытается представить резолюцию в контексте прав человека и гуманитарного права. "И это делает государство, которое само нарушило все эти законы, организовав в мирное время, а именно в 1988-90 гг., заранее спланированные систематические этнические чистки армянского населения в Баку, Сумгаите и Кировабаде. А теперь Азербайджан пытается прикрыть свои действия, используя отдельные положения международного гуманитарного права. Эти положения Баку пытается применить исключительно в отношении этнических азербайджанцев, игнорируя права более чем 400 тысяч армян, особенно проживавших в зоне конфликта - в Шаумяне, Геташене и Северном Мартакерте. Сегодня дома этих людей полностью захвачены и заселены этническими азербайджанцами". Представляя такую резолюцию, Азербайджан пытается выделить проблемы так называемых "оккупированных территорий" из всеобъемлющего пакета переговоров, не желая принимать того, что эти территории оказались под контролем армян Нагорного Карабаха в результате войны, развязанной самим Азербайджаном с целью подавления права народа Карабаха на мирное самоопределение, сказал Мартиросян. "Сегодня решить проблему территорий, служащих зоной безопасности вокруг Нагорного Карабаха, можно будет только после принятия решения о статусе Нагорного Карабаха и получения им гарантий безопасности". Мартиросян опроверг "аргументы" азербайджанской стороны и указал на исключительно политический и пропагандистский характер предложения Азербайджана, призвав участников заседания не поддерживать азербайджанскую инициативу.

Президент НК Аркадий Гукасян негативно оценил инициативу Азербайджана по вынесению на повестку дня Генассамблеи вопроса о "территориях пояса безопасности вокруг НК". А. Гукасян отметил, что, поднимая вопрос об "освобожденных территориях", "Азербайджан путает причину со следствием". Вопрос об урегулировании конфликта, по мнению президента НК, можно решить лишь пакетным путем. Азербайджанский политолог Р. Мусабеков в интервью газете "Версия" от 22 ноября также выразил мнение, что если азербайджанскую инициативу "поддержат только страны ОИК и островные государства", как это было до сих пор, то реальных последствий не стоит ожидать. (PanARMENIAN.Net).

"Попытки Азербайджана перенести обсуждение карабахской проблемы из рамок Минской группы ОБСЕ в формат других международных организаций приведут лишь к затягиванию процесса урегулирования". Об этом заявил агентству "Де-Факто" министр иностранных дел НК Ашот Гулян, комментируя инициированное Азербайджаном обсуждение в Организации Объединенных Наций вопроса о ситуации на подконтрольных Нагорному Карабаху территориях. По его словам, "ни сопредседатели Минской группы ОБСЕ, ни страны, заинтересованные в скорейшем мирном разрешении проблемы, не приветствуют подобные усилия азербайджанской стороны". На взгляд Ашота Гуляна, начавшиеся 23 ноября обсуждения на сессии Генеральной Ассамблеи ООН были отложены, скорее всего, по инициативе самого Азербайджана ввиду того, что он не уверен в том, что сумеет получить необходимое количество голосов в поддержку предложенной им резолюции. В то же время глава МИД НК отметил, что, "если представленный Азербайджаном проект резолюции все же будет принят, это будет означать, что азербайджанской пропагандисткой машине все же удалось выбить переговорный процесс с верного пути". Руководитель МИД Нагорного Карабаха подчеркнул, что официальный Баку прибегает к такой тактике каждый раз, когда дело доходит до достижения конкретных договоренностей. "Подобные действия Азербайджана, направленные на то, чтобы отвлечь внимание международного сообщества от сути карабахской проблемы, а именно - статуса Нагорного Карабаха, не могут продвинуть нас в разрешении конфликта", - подчеркнул Ашот Гулян.

В беседе с бакинской "525-й газетой" азербайджанский политолог Зардушт Ализаде высказал мнение, что выступление России против обсуждения нагорно-карабахского конфликта на сессии Генеральной Ассамблеи ООН обусловлено тем, что официальная Москва не хочет, чтобы процесс урегулирования конфликта вышел из-под контроля России. "Ни для кого не секрет, что все конфликты на Южном Кавказе связаны с Россией. Это государство управляет процессами разрешения всех конфликтов в регионе. Поэтому она не хочет, чтобы переговоры в связи с этими конфликтами проводились не под ее монополией. Выступление России против проведения переговоров по поводу карабахского конфликта на Генеральной Ассамблее ООН связано именно с этим". Вместе с тем, пишет газета, З. Ализаде считает, что, независимо от позиции России, обсуждение карабахской проблемы на Генеральной Ассамблее не имеет особого значения, поскольку эти обсуждения не повлияют на разрешение конфликта. По его словам, постановления Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер и было бы наивно думать, что они принесут пользу Азербайджану: "Даже если в Генеральной Ассамблеи ООН будут приняты постановления в пользу Азербайджана, Армения не станет подчиняться им. Поэтому эти обсуждения носят формальный характер. На самом деле, таким образом правительство хочет обмануть народ". По мнению Ализаде, в нагорно-карабахском конфликте можно достичь прогресса только в том случае, если в связи с этим вопросом Совет Безопасности (СБ) ООН примет конкретное решение. А это невозможно, так как государства, являющиеся членами СБ ООН, не заинтересованы в справедливом урегулировании конфликта. Они пытаются использовать эту проблему в своих целях, считает политолог. З. Ализаде утверждает, что в этом вопросе не нужно надеется на помощь международных организаций и крупных государств. Все равно никто не отнимет у армян Карабах: "Фактически, Англия, Россия, США, Франция и Китай, являющиеся членами Совета Безопасности, правят миром. Постановления этой организации неминуемы. Поэтому многие предлагают, чтобы карабахский конфликт был обсужден в Совете Безопасности. Однако я не согласен с этим мнением. Так как даже если карабахский вопрос будет обсужден в этой организации, это не даст ожидаемого эффекта. Три входящие в Совет Безопасности государства - Россия, США и Франция - также являются сопредседателями Минской группы. Если бы они желали урегулирования конфликта, то эта проблема уже давно была бы решена. Значит, они не заинтересованы в этом. А в таком случае нет необходимости в проведении обсуждений по поводу данного вопроса в Совете Безопасности". По мнению З. Ализаде, только Азербайджан сможет разрешить карабахский вопрос. А для этого необходимо предпринимать соответствующие шаги. Ализаде считает, что прежде всего необходимо создать профессиональную армию. В конечном итоге Армения поймет, что возобновление военных операций означает ее поражение, полагает политолог. Только в этом случае мирные переговоры могут дать положительный результат. В противном случае переговоры будут продолжаться вечно. По словам З. Ализаде, параллельно созданию профессиональной армии необходимо проводить серьезные мероприятия в направлении формирования в стране демократичного общества, а также создать условия для развития третьего сектора: "По своему потенциалу Азербайджан способен вести успешную борьбу с Арменией. Для этого мы всего лишь должны воспользоваться своими способностями и раз и навсегда понять, что 90% решения карабахского конфликта зависит от нас".

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что официальный Баку не намерен ограничиться обсуждениями ситуации на "оккупированных территориях Азербайджана" на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а будет добиваться принятия соответствующей резолюции ООН. По словам И. Алиева, МИД страны проводит серьезные консультации с тем, чтобы Азербайджан поддержали как можно больше государств: "Армения со своей стороны стремится использовать каждую возможность, чтобы помешать обсуждениям". ("525-я газета").

США выступают за поиск мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта путем переговоров с учетом интересов всех сторон. Об этом, сообщает ИА "Де-Факто", заявил представитель США в Минской группе ОБСЕ по Нагорному Карабаху Стивен Манн в интервью азербайджанской службе RFE (радио "Свободная Европа"). Сохранение стабильности и динамичного развития региона является приоритетом для США, а затягивание урегулирования не способствует обеспечению безопасности на Кавказе, отметил Манн. Скорейшее решение конфликта, по его словам, зависит от требований, которые стороны предъявляют друг другу. Касаясь темы обсуждения карабахской проблематики на Генассамблее ООН, американский дипломат напомнил, что проблема Нагорного Карабаха традиционно обсуждалась в рамках ОБСЕ. Отметив, что он с уважением относится ко всем резолюциям, Манн вместе с тем спросил: "Как этот шаг может продвинуть нас в разрешении конфликта?". Этот вопрос, по его словам, стороны должны задавать себе каждый раз.

По словам находившийся с визитом в Армении заместителя министра иностранных дел Италии Маргериты Бонивери, Италия однозначно поддерживает идею мирного дипломатического урегулирования конфликтов, в том числе нагорно-карабахского, поддерживает усилия Минской группы ОБСЕ. Что касается голосования по итогам обсуждения на сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопроса "О положении на оккупированных территориях Азербайджана", замминистра иностранных дел Италии сказала, что "страны-члены Евросоюза скорее всего воздержатся". В этом же духе, по ее словам, будет голосовать и представитель Италии. ("Де-Факто").

Как сообщает PanARMENIAN, сессия Генассамблеи ООН фактически отвергла представленный Азербайджаном проект резолюции, касавшейся территорий "пояса безопасности" вокруг Нагорного Карабаха, отложив голосование на неопределенный срок. По мнению агентства, азербайджанская сторона не поставила проект резолюции на голосование, почувствовав, что он не наберет достаточного количества голосов. Против проекта резолюции, представленной Азербайджаном, возразили представители США, Франции и России. Позицию Азербайджана поддержали Турция и Пакистан. Министр иностранных дел Азербайджана Э. Мамедъяров заявил, что Азербайджан обеспокоен фактами государственной поддержки заселения территорий "пояса безопасности" армянскими переселенцами. Он также отметил, что представленный проект резолюции не имеет целью выносить урегулирование конфликта на повестку дня ООН. Представитель Армении в ООН Армен Мартриросян опроверг представленные азербайджанской стороной факты. Он указал на то, что Армения не оказывает государственную поддержку переселению армян в эти районы. Он напомнил о позиции Армении, согласно которой Нагорный Карабах никогда не был и не будет составной частью Азербайджана. От имени государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ выступила представитель США Сьюзан Мур, отметив, что обеспокоенность азербайджанской стороны может быть адресована ОБСЕ. Она поддержала предложение Азербайджана о создании в рамках ОБСЕ экспертной группы по расследованию фактов заселения районов вокруг НК армянскими беженцами. Армянская сторона в свою очередь не имеет ничего против создания такой комиссии в рамках ОБСЕ.

Согласно имеющейся у газеты "Айкакан жаманак" информации, Минская группа ОБСЕ два месяца назад представила конфликтующим сторонам новые предложения по урегулированию конфликта. "Азербайджан, фактически, их принял, а Армения отказалась. После чего международная общественность начала тотальный прессинг на администрацию Кочаряна с тем, чтобы последний принял эти предложения". В связи с этим газета считает, что отсрочка голосования по проекту резолюции в ООН означает, что Кочарян под давлением обещал эти предложения принять.

Доклад Дэвида Аткинсона

17 ноября в парижском офисе Совета Европы состоялось очередное заседание политического комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), на котором в числе других был рассмотрен вопрос "Обсуждение доклада в связи с армяно-азербайджанским и нагорно-карабахским конфликтом", сообщает бакинская "525-я газета". Выступивший по этому вопросу докладчик по Нагорному Карабаху Дэвид Аткинсон заявил, что провел встречи с азербайджанскими и армянскими депутатами в ПАСЕ, выслушал их предложения. Аткинсон подчеркнул необходимость скорейших действенных шагов по мирному урегулированию конфликта. Азербайджанский депутат Асим Моллазаде задал Д. Аткинсону вопрос о причинах того, что в докладе содержится пункт о привлечении к переговорному процессу армянской общины Карабаха, а об азербайджанской общине в нем ничего не говорится. Докладчик принял претензии азербайджанской стороны и сказал, что включит в доклад этот вопрос до январской сессии, на которой доклад будет обсуждаться. Затем состоялись обсуждения вокруг внесения поправок в отдельные положения проекта резолюции по Нагорному Карабаху в связи с докладом. Армянский депутат Тигран Торосян выразил протест против фразы в докладе "территорию Нагорного Карабаха контролируют сепаратистские силы", расценив ее как оскорбление в адрес карабахских армян. Тигран Торосян сделал попытку добиться внесения поправки в фразу "оккупация Нагорного Карабаха и прилегающих к нему семи районов Азербайджана вооруженными силами Армении". Асим Моллазаде напомнил, что в свое время парламент Армении вынес противоречащее международным нормам постановлении о присоединении Нагорного Карабаха к этой стране, что Армения до сих пор не признает территориальную целостность Азербайджана и разместила свои военные силы на "оккупированных территориях Азербайджана". Руководитель делегации Милли меджлиса (парламента Азербайджана) в ПАСЕ Самед Сеидов высказался за замену выражения "оккупированные территории" на "оккупированные территории Азербайджана". Армянский депутат выступил против этого предложения и стал утверждать, что в докладе не упомянут "Шаумяновский район" и что этот район, населенный армянами, был оккупирован Азербайджаном. С. Сеидов выразил недоумение по поводу этого утверждения Т. Торосяна и сказал, что впервые слышит такое смехотворное утверждение об оккупации страной своей собственной территории. В конце заседания включение в документ пункта о деятельности СМИ в связи с конфликтом стало предметом широкого обмена мнениями. Армянский депутат заявил, что в армянской печати не проводится антиазербайджанская кампания, тогда как в азербайджанской печати публикуются материалы, полные клеветы в адрес Армении. В ответ азербайджанские депутаты предложили Совету Европы установить надзор за печатью обеих стран. Предложение было принято с удовлетворением.

Газета "Еркир" на примере доклада Аткинсона указывает на то, что Баку устраивает одну за другой склоки в самых разных международных инстанциях, с целью окончательно запутать и без того сложную ситуацию. Газета предполагает, что Азербайджану идти на подобные шаги "советует одна из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ". "Руководство Азербайджана даже при всемогущем Гейдаре Алиеве не осмеливалось на резкие шаги - будь то дипломатические или военные - без поддержки на то внешних сил". Что же говорить об Ильхаме Алиеве, которого даже в собственной стране не воспринимают как серьезного политического деятеля? - спрашивает газета.

Как и предполагалось, доклад Дэвида Аткинсона явил собой повторение документа, подготовленного непосредственным его предшественником Терри Дэвисом, пишет газета "Голос Армении" в статье, озаглавленной "СССР не умер! Он живет в Совете Европы". Газета с "сожалением констатирует", что любое проявление армянского духа и уж тем более естественная для каждого народа попытка защиты национальных интересов, как заявляет Дэвид Аткинсон, "противоречат европейским ценностям". То есть, пишет газета, армяне имеют право быть слабыми и беззащитными, депортированными и униженными, но ни в коем случае - оскорбленными или борющимися за свои права и идеи. "Ибо идеи эти, по глубокому разумению европейских политиков, деструктивны уже изначально и не могут соответствовать цивилизованным формам поведения. Перешагнувший пределы дозволенного "международным топливно-коммуникационным сообществом" рубежа национального развития каждый армянин идентифицируется ими как "сепаратист". Итак, отмечает газета, армяне, которые позволили себе неосторожность воспользоваться правом национального самоопределения, а позже недозволительную "дерзость" - обороняться от военной агрессии со стороны Азербайджана, вновь приобрели статус "сепаратистов". "В данном аспекте особой разницы между Советом Европы, членом которого является Армения, и Советским Союзом, чьим субъектом была Армянская ССР, практически не существует".

Вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении Ваган Ованнисян в беседе с газетой "Аравот" раскритиковал парламентскую дипломатию Армении. По его мнению, доклад Дэвида Аткинсона намного хуже доклада Терри Дэвиса. "Это означает, что политика увещевания, которую проводили работающие в направлении Совета Европы депутаты, результатов не дала... Наши вообще не должны были участвовать в обсуждении доклада, который, как мы и предупреждали, должен был быть плохим. Мы выправляем что-то одно, не замечая, что документ в целом неприемлем".

Как сообщает агентство "Ноян Тапан", председатель постоянной комиссии НС РА по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренних дел Мгер Шахгельдян утверждает, что в международных инстанциях есть решения и подходы к вопросу Карабаха, для изменения или нейтрализации которых надо работать. Шахгельдян отверг обвинения о пассивности парламентской дипломатии Армении. По его словам, в течение последнего года парламентарии более активно работают, как с точки зрения вовлеченности в международные организации, так и контактов. "Другое дело, что стоящие перед Арменией задачи и вызовы требуют от всех большего, и с этой точки зрения мы говорим, что необходимо совмещение сил". По его словам, проблема в том, удастся ли сгруппировать все силы "для продвижения наших национальных задач". Депутат выразил убеждение, что в вопросе карабахского урегулирования "нужно бросить новые идеи на политический рынок, необходимы новые подходы, пусть и не стандартные".

По словам председателя парламентской комиссии по внешним сношениям, руководителя парламентской комиссии Армении в ПАСЕ Армена Рустамяна, в докладе Аткинсона упоминается лишь конфликт между Арменией и Азербайджаном, "и не слова о Нагорном Карабахе как стороне конфликта". "Если Аткинсон фактически повторил точку зрения Дэвиса, то какие бы изменения не произошли на заседании комиссии, а их не так и много, они не в состоянии поменять сущность доклада, который не только не соответствует интересам армянской стороны, но даже не приближается к действительности", - заявил Рустамян в беседе с газетой "Айоц Ашхар".

В газете "Айоц Ашхар" приводится также мнение армянского политолога Александра Искандаряна, согласно которому "в Армении не было, нет и долго еще не будет президента, которому общество дало бы карт-бланш на сдачу Карабаха". "У граждан Армении, безусловно, есть множество проблем - необходимо обеспечить и хлеб насущный, и будущее своих детей, и безопасность семей... но как только ощущается реальная опасность, то происходит приблизительно то, что произошло в 1998 году. Когда президент подал в отставку только потому, что написал статью "Война или мир?".

Суд над азербайджанским раскольниковым

Как передает ИА "Ноян Тапан", начавшийся 24 ноября в Будапеште суд по делу азербайджанского офицера Рамиля Сафарова, обвиняемого в убийстве армянского офицера Гургена Маргаряна, отложен до 8 февраля 2005 года из-за отсутствия трех свидетелей, двух азербайджанцев и одного литовца, сообщил агентству "Туран" по телефону адвокат Р. Сафарова Адиль Исмайлов. Адвокат напомнил, что на прошедшем заседании выступил сам подсудимый, который признался в убийстве армянского офицера. В тот же день выступили трое свидетелей - один армянин и двое венгров. Адиль Исмайлов напомнил, что Рамиль Сафаров обвиняется по статье УК Венгрии "Убийство при отягчающих обстоятельствах". Ему грозит наказание от 10 до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение. Адвокат сообщил, что дважды встречался со своим подзащитным, который находится в следственном изоляторе Будапешта. Здоровье его нормальное, никакого физического или психологического давления на него не оказывается.

Бакинская газета "Эхо", освещая судебный процесс над азербайджанским офицером Рамилем Сафаровым, сообщает, что 22 ноября сотрудники посольства Азербайджана, выполняя свои консульские функции, в очередной раз посетили следственный изолятор, где встретились с Р. Сафаровым. На встрече присутствовал также представитель интересов семьи Р. Сафарова адвокат Адил Исмайлов. С самого начала процесса азербайджанский офицер обратился к суду с просьбой о признании его прежних показаний частично недействительными и выразил готовность дополнительно ответить на нужные вопросы. Суд принял к сведению просьбу Сафарова. Офицер мотивировал свое желание тем, что не очень хорошо владеет русским и английским языками, на которых ему задавали вопросы представители следствия. Между тем, как сообщил адвокат Исмайлов, свои новые показания Р. Сафаров представил суду в письменном виде на азербайджанском и турецком языках. Офицер не стал отрицать факт совершения им убийства Маркаряна. "Во второй половине дня суд заслушал показания свидетелей - армянского офицера Айка Макучяна и двух венгерских военных, Сабо и Балаша. Все они также засвидетельствовали факт совершения убийства Рамилем Сафаровым. Затем суд представил фото- и видеоматериалы с места совершения преступления с изображением тела убитого". Газета сообщает, что защита обратилась к суду с ходатайством о привлечении в качестве свидетелей еще двух офицеров - азербайджанского и литовского, которых уже нет в Венгрии. Суд принял во внимание пожелание защиты и постановил перенести дату второго заседания на 8 февраля 2005 года.

"Известие о подлом убийстве лейтенанта вооруженных сил Армении в Будапеште потрясло всю страну. И это отнюдь не дежурная фраза. Молодой офицер, талантливый и перспективный, погиб в Будапеште - там, где до сих пор никто не погибал: на занятиях в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира". И если бы погиб! Убит грязно и подло - по-турецки... Ночью... Во сне... Топором... Это убийство - напоминание миру об азербайджанском факторе. Это - давление на Европу, которая, по замыслу организаторов убийства, должна содрогнуться, ужаснуться и... во избежание рецидива пойти на поводу у турецко-азербайджанской дипломатии. В первую очередь - в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Собственно говоря, высокопоставленный представитель Азербайджана в Совете Европы Низами Гусейнов заявил об этом неприкрыто: "До разрешения карабахского конфликта нельзя исключать повторения подобных случаев. Пока конфликт не урегулирован, армяне не смогут спать спокойно". Запугать, ошеломить нечеловеческой жестокостью и... победить. Это - национальное кредо, которое, чего скрывать, не раз приводило их к успеху. Не решите карабахскую проблему в соответствии с нашими интересами - будем резать армян, а потом и вас аналогичным образом". ("Голос Армении").

Газета "Голос Армении" связалась по телефону с находящимся в Будапеште для встречи с генпрокурором Венгрии Петером Полтом заместителем генерального прокурора РА Геворком Даниеляном, который лично присутствовал на судебном заседании и по просьбе "ГА" сообщил подробности процесса. По словам прокурора, азербайджанская сторона делала все возможное, чтобы представить убийство Г. Маргаряна как самозащиту Р. Сафарова. Венцом этой примитивной стратегии, пишет газета, стал адресованный свидетелям вопрос о том, в каком положении Р. Сафаров держал топор в момент убийства. "Выступившие свидетели однозначно заявили, что азербайджанский офицер держал в руках огромный топор именно как орудие убийства". Проживавший с Г. Маргаряном в одной комнате венгерский офицер в своих показаниях в суде подчеркнул, что Р. Сафаров с самого начала по отношению к убитому вел себя агрессивно, Гурген же никогда ответной агрессии не проявлял. Удар топором был нанесен со страшной силой: Гурген скончался, не издав и звука. Говорить о непреднамеренном убийстве при таких обстоятельствах невозможно. Рамиль Сафаров начал свои показания с раскаяния, просил прощения, заявил, что героем себя не считает. По его словам, он ударил Гургена топором один раз. Утверждал, что это было сделано в ответ на то, что армяне убили его невесту. После уточняющего вопроса судьи выяснилось, что жениху-Сафарову в то время было 12 лет. По словам Геворка Даниеляна, в процессе предварительного следствия Р. Сафаров пытался инсценировать сумасшествие, даже нападал на охранявших его в следственном изоляторе полицейских. В результате к обвинению в убийстве добавили обвинение в нападении на сотрудников венгерской полиции. Проведенная судебно-медицинская экспертиза показала, что убийца абсолютно вменяем. Человек низкого интеллектуального уровня, Сафаров легко попадает под чужое влияние. В ходе своих показаний Сафаров заявил, что не собирался после убийства Гургена расправиться со вторым армянским офицером Айком Макучяном. Однако сам А. Макучян, выступая на суде, обоснованно доказал обратное. Да и сам убийца в своих предварительных показаниях, от которых он с легкостью отказался в зале суда, объяснил, что первым убил Гургена во сне, потому что он был сильнее, а с Айком он бы "и так справился". Газета отмечает, что Даниелян дал высокую оценку объективности венгерского суда, неоднократно изобличавшего убийцу во лжи.

Степанакерт

Армянская служба радио "Свобода" приводит выдержки из статьи британского издания "Экономист", посвященной Нагорному Карабаху. В столице Нагорного Карабаха Степанакерте ничего не указывает на то, что он является зоной войны, пишет "Экономист". Автор статьи отмечает, что улицы Степанакерта чисты, общественные здания отремонтированы, действует хорошая больница, телевизионная станция, игорные дома и даже "Фитнес-клуб". "Дорога, соединяющая Карабах с Арменией, похоже, лучшая на всем Южном Кавказе". Армяне Карабаха уверены, что выиграли войну, пишет газета, у них есть президент, флаг и маленькая армия. Вместе с тем, газета отмечает, что, несмотря на благоустроенный Степанакерт, жизнь карабахцев непроста. "Их "республика" остается непризнанной - Карабах скорее продолжение Армении, чем самостоятельная единица. Армия глубоко интегрирована с армией Армении, валюта у них армянская, на машинах армянские госномера. Благоустроенная инфраструктура Карабаха является результатом предоставленных Арменией "кредитов" и полученных от Диаспоры пожертвований".

Нагорный Карабах старается идти в ногу с европейскими ценностями. Об этом заявил премьер-министр НК Анушаван Даниелян на встрече с делегацией молодежных организаций из Швеции, Италии, Болгарии, Сербии и Черногории, Венгрии, Украины, Молдовы, Грузии и Латвии, находящейся в Степанакерте с ознакомительным визитом. На встрече присутствовали также представители молодежных организаций Нагорного Карабаха. Приветствуя гостей от имени властей НК, А. Даниелян выразил сожаление по поводу того, что в подобном мероприятии не участвуют молодежные организации Азербайджана. Он отметил, что в НК готовы их принять, однако власти Баку всячески избегают прямых контактов и встреч с карабахским руководством и общественностью. Премьер-министр НК ознакомил собравшихся с приоритетами внешней и внутренней политики республики, экономическими программами, проводимыми в Нагорном Карабахе, которые, по его словам, являются результатом либеральной экономической политики. ("АРКА").

Ряд законопроектов был принят в ходе состоявшегося 24 ноября пленарного заседания Национального Собрания Нагорного Карабаха, сообщает информационный портал МИД НК. В начале заседания министр финансов и экономики НК Спартак Тевосян проинформировал депутатов о выполнении госбюджета республики за 9 месяцев текущего года. В частности, он отметил, что за отчетный период поступления в госбюджет республики составили 105% от предусмотренного показателя. Изменения и дополнения были внесены в законы "О беженцах", "О лицензировании", "О государственной регистрации юридических лиц", "Об организации и проведении проверок в НКР", "О государственной пошлине". Внесенное в закон "О статусе судей" изменение призвано регулировать ряд вопросов, связанных с оформлением пенсий судьям. С учетом возражений президента НК был одобрен закон "О государственных аграрных инспекциях". Во втором чтении депутаты приняли закон "О туризме и туристической деятельности". Говоря о значении принятого в конце прошлого года закона "О беженцах", председатель постоянной комиссии Национального Собрания НК по социальным вопросам Василий Атаджанян отметил, что согласно закону, проживающие на территории НК беженцы получат статус, который позволит им пользоваться предусмотренными в мировой практике льготами, услугами и помощью. Кроме того, статус в юридическом плане приравняет их к беженцам, находящимся в Азербайджане и Армении, даст возможность предъявить претензии о возмещении ущерба и потерь к тому государству, из которого они вынужденно переселились, в данном случае - к Азербайджану.

После установления перемирия в зоне нагорно-карабахского конфликта в системе энергетики Арцаха было осуществлено немало строительно-восстановительных работ: построены новые подстанции, проложены линии электропередачи - как за счет госбюджета, так и за счет Всеармянского фонда "Айастан" и международных гуманитарных организаций, пишет степанакертская газета "Азат арцах". Газета сообщает, что степанакертским отделением "Арцахэнерго" было апробировано новое оборудование: в доме N 11 по улице Айвазовского г. Степанакерта старые электросчетчики в экспериментальном порядке были заменены на электронные сверхточные счетчики (работы были выполнены имеющим в НК статус юридического лица ООО "Энергия", которое уже разработало проектно-сметную документацию для установки электронных счетчиков в жилых домах 34-го, 35-го и 36-го кварталов столицы). По словам директора степанакертского отделения ГЗАО "Арцахэнерго" Сейрана Закаряна, пишет газета, эксперимент полностью себя оправдал: отныне не будет необходимости в осуществлении сотрудниками электросети и участковыми инспекторами контроля как за абонентами, так и за счетчиками, поскольку новые электронные счетчики напрямую связаны с компьютером в городской электросети. Эта форма компьютерного дистанционного управления (которая, кстати, еще не внедрена в Армении) позволяет ужесточить контроль за потреблением электроэнергии, рассчитать сверхнормативные потери и т.д. И, наконец, это предполагает внедрение многотарифной системы, которая позволит проявить дифференцированный подход к представителям различных категорий населения: в отношении нуждающихся семей будет применяться более низкий тариф, чем в отношении обеспеченных.

Как сообщает ИА REGNUM, согласно данным Национальной статистической службы Нагорного Карабаха, численность населения НК по состоянию на 1 октября 2004 года составила 146,6 тыс. человек (по сравнению с началом года выросла на 0,8%). В январе-сентябре 2004 года в республике родилось 1619 детей, число умерших составило 1004 человека. Естественный прирост населения составил 615 человек, снизившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11,5%. За девять месяцев нынешнего года число прибывших в НК для проживания граждан составило 806 человек, а число отбывших - 303 человека. Механический прирост населения составил 503 человека, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2003 года на 69,4%.

Студенческие советы четырех государственных ВУЗов Еревана - Политехнического университета, Университета языковедения, Российско-армянского (Славянского) университета и Консерватории - изъявили желание в рамках межвузовской программы "Образование - сила нации" принять участие в благотворительной акции по обеспечению книгами сельских школ НК. Усилиями свыше 5000 студентов было собрано более 12 тыс. книг, из них половина на днях была преподнесена в дар сельским школам Шоша и Вазгенашена, а также города Шуши. Студенты из Армении приехали в Нагорный Карабах с еще одной миссией - они выступили с концертной программой в Вазгенашене, в одной из войсковых частей Степанакерта и столичном Дворце молодежи и культуры. Программа "Образование - сила нации" спонсируется Всеармянским молодежным фондом. ("Де-Факто").