Председатель Избирательной комиссии Республики Хакасия Ирина Смолина представила журналистам новый федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Ууказанный документ был роздан всем региональным председателям избиркомов на совещании в Москве. И произошло это при непосредственном участии председателя Избирательной комиссии России Александра Вешнякова, руководителя президентской администрации Александра Волошина, а также представителей Совета Федерации, Верховного суда, генеральной прокуратуры и так далее. Что ж, такое серьезное представительство вполне объяснимо. Россия - страна нескончаемых выборов. Только с конца прошлого года на ее территории прошло 46 голосований, в ходе которых были избраны 26 руководителей регионов. Поэтому данный закон ждали, над ним серьезно работали (3,5 тысячи поправок обсуждено и более двух тысяч принято), и вот он пришел в регионы.

В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ - КАК В ГОСДУМУ

По признанию самой Ирины Геннадьевны, документ очень большой (85 статей), и чтобы его досконально изучить, потребуется время. Однако даже взгляд навскидку уже дает повод говорить о самых серьезных изменениях в избирательной системе России, которые, естественно, затронут всех, не исключая и Хакасию. Что же это за новшества?

Одно из них заключается в том, что теперь свой законодательный орган регионы будут формировать точно так же, как и российскую ГосДуму. Для чего на места, вдобавок к мажоритарной, спущена пропорциональная система голосования. В первом случае имеется в виду избрание одного кандидата от конкретной территории. А в другом подразумевается голосование по партийным спискам. Сколько процентов голосов в ходе выборов наберет, к примеру, компартия, столько депутатов она и введет, скажем, в Верховный Совет Хакасии. И речь тут, кстати, идет о политических партиях всероссийского значения. Местные движения к этому закону отношения не имеют.

И еще один нюанс. Приведенный пункт касается лишь тех регионов, на чьей территории зарегистрировано не менее трех политических партий. В России 43 региона таким количеством партий не обладают, а значит, приведенный порядок голосования на них не распространяется.

Впрочем, есть и территории, где голосование по партийным спискам уже давно практикуется. Что касается Хакасии, то Ирина Смолина пока воздержалась от комментария на этот счет. Будет получена из управления юстиции информация, тогда и будет ясно, станем ли мы голосовать по партийным спискам или нет.

ЗДОРОВЬЕ КАНДИДАТА - ДЕЛО КАНДИДАТА

Вот чем новый закон не удивил, так это обязательным двухтуровым голосованием в ходе избрания главы региона. Хакасии подобный момент хорошо известен, имеется определенный опыт, да и в этом смысле наше республиканское законодательство идет в ногу с федеральным.

А посему на этом фоне достаточным откровением явились новые принципы формирования избирательных комиссий. Если раньше одна треть их состава формировалась по рекомендации политических партий и фракций ГосДумы, то теперь за ними закреплено не менее половины.

Такой же рекомендацией сверху, то есть из Центризбиркома России, будут назначаться и председатели избирательных комиссий регионов. При отклонении же одной кандидатуры будет предлагаться другая.

Очень жесткие временные рамки (шесть месяцев) отведены региональным избиркомам для формирования территориальных избирательных комиссий, которые теперь будут работать на постоянной основе в периодах по четыре года. Это, естественно, не означает увеличения числа работающих в них на освобожденной основе. На местах освобожденным останется лишь один - председатель территориальной избирательной комиссии.

Очень серьезно оспаривалась и все же была принята норма, позволяющая партиям, преодолевшим пятипроцентный барьер в ходе выборов в ГосДуму, участвовать в региональных выборах без сбора подписей и залога.

В то же самое время в закон не вошла норма, требующая от кандидатов предоставлять в избирком справку о состоянии физического и психического здоровья. Тем временем в жизни всякое бывает.

Возвращаясь же к участию партий в региональных выборах, следует отметить и другой момент. Теперь в случае преодоления в ходе голосования трехпроцентного барьера им будут возмещаться предвыборные расходы. Причем в пропорции от числа проголосовавших "за". Правда, еще не установлена цена одного голоса. Но сколько бы это ни было, какая-то часть денег все равно вернется.

Возможно, не очень приятной новостью для кандидатов явится сокращение сроков предвыборной кампании. Но, с другой стороны, закон устранил имевшийся до сего момента правовой казус. Отныне агитационную работу штат кандидата может начинать сразу же после подачи заявления в избирательную комиссию, невзирая на отсутствие еще подписей и других документов. Ни для кого не секрет, что такое происходило и раньше, но эти действия шли вразрез с законом. Сейчас конфликт в надлежащем порядке улажен.

ИНОСТРАНЦЕВ И СУДИМЫХ ПРОСИМ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ

Теперь о том, что можно отнести к числу несомненных достоинств нового закона.

Из него вычеркнут один из самых спорных пунктов, касающийся досрочного голосования. По России были примеры, когда количество досрочно проголосовавших достигало 20 процентов. И это, естественно, ставило под сомнение объективность выборов.

Одновременно с этим более чем половина регионов страны до сих пор не установила у себя предельно допустимый барьер явки избирателей. То есть сколько бы людей ни пришло на выборы, они все равно признавались состоявшимися. Новый закон данную правовую брешь закрыл, утвердив обязательные 20 процентов явки избирателей.

Далее особенно следует отметить значительное сокращение перечня оснований для снятия кандидата с выборов. И одновременное введение в него двух пунктов. Это сокрытие непогашенной судимости и сокрытие факта двойного гражданства. Да и сам момент снятия с предвыборной гонки согласно закону стал возможным лишь по решению суда и только не меньше чем за пять дней до дня голосования.

С новым законом избиркому будет гораздо проще реагировать и на факты нарушения избирательной кампании. Если раньше в каждом таком случае приходилось привлекать милицию, прокуратуру, суд, то сейчас по 11 из 16 предусмотренных нарушений избирательная комиссия наделена правом выносить собственные решения.

Будет над чем задуматься и кандидатам в депутаты региональных законодательных органов. В нашем случае это Верховный Совет Хакасии. Помимо уже названных данных о судимости и гражданстве, они в обязательном порядке должны будут предоставить сведения об источниках доходов, об имуществе, о вкладах в банки, ценные бумаги. И не только предоставить, но и опубликовать в печати.

Что еще? Да, голосование по почте новым законом разрешено, однако с оговоркой, что весь его механизм субъект Федерации должен разработать сам. Передача же права голоса другому лицу категорически запрещена...

Примерно такие положительные и отрицательные оценки вызвал новый закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." у председателя Избирательной комиссии Республики Хакасия Ирины Смолиной. Конечно, более детальное его изучение, как уже было сказано, еще впереди. И там же, в самом недалеком будущем, проблема сведения практики с теорией. Идеальных законов не бывает, да и сама жизнь все время подбрасывает сюрпризы. Ну а как что срастется, мы сможем пронаблюдать в ходе выборов в органы местной власти Хакасии, которые, по прогнозам, грянут уже в декабре текущего года.