В Риге напротив здания Союза свободных профсоюзов Латвии сегодня, 7 декабря, прошел пикет работников столичной фирмы общественного транспорта ООО Rīgas Satiksme (Сообщение Риги), протестовавших против "незаконного утверждения руководством общества коллективного трудового договора", а также требовавших увеличения зарплаты, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Акцию, на которую собралось около ста человек главным образом водителей автобусов и кондукторов, поддержали Независимый профсоюз работников транспорта Латвии (НПРТ) и общественная организация Трудовая молодежь.

Сам пикет приурочили к моменту, когда в здании "свободных профсоюзов" проходило общее собрание Rīgas Satiksme по принятию коллективного договора, на которое, как заявили корреспонденту ИА REGNUM протестующие, из 5000 работников фирмы собралось только 50 человек. "Многие даже не видели текста предполагаемого договора - он составлялся за их спиной без необходимых консультаций со всеми представленными на предприятии профсоюзами, - пояснил представитель НПРТ Янис Кузинс. - Не были выслушаны и предложения нашего профсоюза, что незаконно и этим прецедентом уже занимается Государственная трудовая инспекция, а мы в свою очередь готовы обратиться в суд". По словам Я. Кузинса вчера их активисты отправили письма членам совета Rīgas Satiksme: генеральному секретарю правящей в Риге Латвийской социал-демократической рабочей партии Янису Диневичу, вице-мэру и председателю партии Новый центр Сергею Долгополову и др.

В посланиях членов совета призвали: либо решить проблемы зарплат и социальных гарантий работников ООО, либо подать в отставку со своих постов. "В Rīgas Satiksme не считаются с требованиями, как рабочих, так и НПРТ, поэтому по инициативе представителей трудового коллектива наш профсоюз готовит общую забастовку рабочих предприятия", - добавил Я. Кузинс.

Пикетирующие держали в руках плакаты: "Мы вас не уполномочивали заключать трудовой договор", "Требуем пересмотра коллективного трудового договора" и т.п. В свою очередь водитель автобуса Вячеслав Ващенков рассказал корреспонденту ИА REGNUM, что средняя зарплата водителей в автобусном парке - 150 латов (7 979 рублей) в месяц, а на новых "Мерседесах" турецкой сборки и того меньше - 130- 140 латов, причем нарабатывать приходится по 210 часов ежемесячно. "Раньше нам хотя бы доплачивали за экономию топлива или резины, но сейчас и этого нет, - пояснил он. - А вместо повышения зарплаты и улучшения условий труда за нашей спиной заключается общий трудовой договор". Как уже после пикета корреспонденту ИА REGNUM сообщил Я. Кузинс, никто из депутатов Рижской думы, участвовавших по его словам, в незаконном собрании Rīgas Satiksme, так к пикетирующим и не вышел. "На собрание не пригласили ни одного представителя НПРТ, хотя это предусмотрено законом, а, следовательно, принятые решения не могут быть обязывающими, - заметил Я. Кузинс. - Пикетчиков тоже не пустили - у дверей стояла охрана и запускала только по приглашениям. Мы считаем унизительным отношение руководства Rīgas Satiksme и Рижской думы к нам - рабочим и готовим ответный удар - забастовку!"

Несколько иную точку зрения в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM высказал упомянутый выше вице-мэр Риги Сергей Долгополов. "Для того чтобы утверждать: правильно или не правильно что-то делается, надо участвовать в самом процессе, - заметил он. - Закон предполагает, что профсоюзы, если их несколько на предприятии, вырабатывают общую позицию, которую они должны согласовать между собой. Но для того, чтобы что-то согласовывать - надо договариваться, надо вести переговоры. Когда я покидал зал, где проходило собрание, ко мне подошли и предложили переговорить с пикетчиками. Но я считаю, что заниматься деловыми переговорами в пикете - это все равно, что заниматься демагогией. Я им пояснил, что если они будут проводить свое профсоюзное собрание, то пусть позвонят - я приеду". По словам С. Долгополова, прошедшее собрание по количеству участников было просто представительской конференцией, что тоже закон допускает. "Я многие годы проработал в профсоюзах еще в советское время, - добавил вице-мэр, - и редко когда встречал настолько сильно социально защищенный коллективный трудовой договор. А то, что, мол, кому-то не дали возможности ознакомиться с его текстом - это просто неправда. Кстати, вчера они мне направили свое обращение, первое же требование которого - повысить тарифы на общественный транспорт. Вот, скажем, Вы готовы платить по 0,40 лата (21,28 рубля) за билет вместо, нынешних 0,20 лата?" Корреспондент ИА REGNUM признался, что не готов.