Сейчас Россия перед выбором между европейским путем развития или так называемым "русско-африканским", - об этом заявил сегодня председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, доктор исторических наук Сергей Караганов на заседании дискуссионного клуба Балтийского исследовательского центра "Россия в современном мире", проходившем в Санкт-Петербурге при поддержке ИА REGNUM.

Как отметил С. Караганов, мир сейчас переживает период "отсутствия лакуны вакуумной безопасности" при одновременном "интеллектуальном кризисе", то есть "мир идет неизвестно куда, не знает, куда ему идти и что делать". Отсюда, по мнению специалиста, возникают такие тенденции, как появление оружия массового поражения, терроризм, дестабилизация огромных регионов мира. С. Караганов отметил, что в целом, несмотря на это, возникают и позитивные явления: в частности, благодаря глобализации "уменьшается число голодающих и бедных в таких странах, как Китай, Индия, в Юго-восточная Азии". Остальные страны, по мнению Караганова, либо не меняются, либо деградируют. По его мнению, в качестве примера деградации можно назвать Африку.

По словам С. Караганова, сейчас ситуация такова, что у США появляется возможность выбраться из иракского кризиса, Европа начинает смещаться к американским союзникам, снижая тем самым влияние России. Кроме того, считает политолог, активно начинают проявляться последствия 90-х годов: высокая персонификация внешнеполитической дипломатии и отсутствие спланированной системы внешней политики. "Мы великолепно маневрируем, но рано или поздно можем потерпеть поражение", - заявил Караганов.

Политолог отметил также, что "есть некоторые необходимые механизмы воздействия на внешнеполитическую ситуацию, но для начала надо навести порядок у себя". В частности, он заявил о том, что, по его мнению, наиболее продуктивным ответом на украинский вызов могла бы стать "модификация российских политических реформ, которая не вела бы к отторжению и дистанцированию власти от народа". Кроме того, по словам С. Караганова, необходимо иметь "нормальные отношения" со всеми странами СНГ. Он добавил, что на настоящий момент "не видит возможности создания интеграционной группы на территории бывшего Советского Союза - слишком разные направления развития государств". Однако, по его мнению, возможно создание малых групп, например с Казахстаном, Белоруссией.