Ведущие экологические организации России обеспокоены тревожной ситуацией, сложившейся в сфере государственного управления федеральной системой природных заповедников и национальных парков. "Нас в первую очередь волнует отсутствие системы управления в области заповедников", - отметил директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц на пресс-конференции 9 декабря в Москве. "Заповедники, национальные парки, федеральные заказники - это огромное государственное имущество, которое в сумме занимает около 3% территории России", - подчеркнул он.

В настоящее время в России существует 95 государственных природных заповедников, 35 национальных парков, 11 федеральных заказников. В соответствии с законом заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений, реализующих поставленные задачи в области охраны природы, научных исследований и экологического просвещения. Численность занятых в них - свыше 10 тысяч работников.

Между тем в ходе административной реформы существенная часть функций государства в области управления была потеряна, отметил Е.Шварц. В частности, это касается ряд функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области охраны окружающей среды, которые оказался не закрепленными ни за одним министерством или ведомством.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, "до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения" (к числу которых, в первую очередь, относятся заповедники и национальные парки). Таким образом, вопрос об осуществлении государственного управления в данной сфере окончательно не решен.

В структуре Службы по надзору в сфере природопользования на сегодня не предусмотрено даже отдельного специализированного Управления особо охраняемых природных территорий (ООПТ); а функционирует лишь небольшой отдел из 5 человек. Такими силами, по мнению участников пресс-конференции, невозможно осуществлять профессиональное управление особо охраняемыми природными территориями.

Участники пресс-конференции подчеркнули, что утрата реального управления ООПТ чревата опасными последствиями для них. В частности, констатировал директор по компаниям Гринпис России Иван Блоков, наблюдается увеличение числа попыток незаконного изъятия территорий заповедников и национальных парков в последнее время или вовлечение их территорий в интенсивную хозяйственную деятельность. Так, по его словам, из 132 природоохранных объектов более чем в 10 наблюдались подобные случаи.

В связи с этим, ведущие природоохранные организации России направили Президенту РФ Владимиру Путину письмо, озаглавленное "О совершенствовании государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий", в котором предлагают создать Федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям, функционирующее под непосредственным руководством Правительства России. Как отметил генеральный директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко, в большинстве стран действуют такие специализированные службы.

Авторы письма полагают, что дальнейшее сохранение сложившейся ситуации (закрепление функций государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий за Росприроднадзором) представляется нецелесообразным. В частности, по их мнению, сложившаяся ныне управленческая модель противоречит идеологии и задачам проводимой административной реформы. "Федеральные службы по надзору не в праве осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг, в том числе через подведомственные государственные учреждения (указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649). Но осуществление функций государственного управления заповедниками и национальными парками неотделимо от управления соответствующим государственным имуществом, - отмечается в письме. Кроме того, заповедники и национальные парки, являясь федеральными госучреждениями, в рамках своей основной деятельности оказывают платные услуги в соответствии с действующим законодательством". "Проводимая Росприроднадзором кадровая политика привела к тому, что наиболее опытные, квалифицированные и авторитетные работники упраздненного Департамента особо охраняемых природных территорий МПР России не нашли себе применения в новообразованной структуре, - говорится далее. - Создается реальная угроза деградации государственного управления федеральной системой заповедников и национальных парков и потери многолетнего опыта ведения отечественного заповедного дела".

Обращение к президенту подписали: директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, доктор географических наук Евгений Шварц, директор по компаниям Гринпис России Иван Блоков, сопредседатель Международного социально-экологического союза, член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию гражданского общества и правам человека Святослав Забелин, председатель Президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Иван Баришпол, вице-президент Союза охраны птиц России Виктор Зубакин, генеральный директор Благотворительного фонда "Центр охраны дикой природы" Алексей Зименко.