Более двух месяцев назад прокурором Костромской области был назначен Юрий Пономарев, он сменил на посту Ивана Кондрата, который снискал себе славу непримиримого борца с коррупцией в органах власти и личной судебной тяжбой с губернатором области, о чем уже сообщало ИА REGNUM.

Корреспондент ИА REGNUM стретился с Юрием Пономаревым, чтобы узнать о его планах и намерениях на новом месте.

Юрий Александрович, самый популярный вопрос, который сегодня задают руководителю такого ранга: как вы оцениваете уровень коррумпированности в правоохранительных органах и органах власти, как по стране, так и в регионе?

Мне сложно отвечать на этот вопрос о ситуации в целом по стране, так как он не моего ранга и уровня в данном случае. Если говорить об уровне коррумпированности в Костромской области, то за те два с небольшим месяца, что я здесь работаю, серьезных уголовных дел по коррупции нет, ни в органах прокуратуры, ни в милиции.

Сейчас нами закончено и направлено в суд уголовное дело в отношении директора областного предприятия "Костромакоммунресурс" Владимира Беланова, который, используя свой служебное положение, злоупотребив своими полномочиями и не имея законных оснований (решения конкурсной комиссии, разрешения комиссии на заключение договора с поставщиком, не участвовавшим в торгах) заключил договор на поставку мазута. Однако, вместо качественного топлива, в котельные области поступали сливы нефтяных остатков. Что касается коррумпированности в правоохранительных органах, в настоящее время дел таких нет, хотя это не говорит о том, что все работники там - люди кристальной чистоты. Могу вас заверить, что работа прокуратуры в этом направлении будет вестись. Дела, начатые при прежнем прокуроре будут доведены до логического конца.

А по делу о защите чети и достоинства Ивана Кондрата к губернатору Виктору Шершунову, что вы можете сообщить?

Это гражданский процесс, который к настоящему времени не закончен, необходимо дождаться окончательного решения.

Вы занимали должность в прокуратуре Чечни и тем более должны знать ответ на вопрос: не является ли борьба с террористической угрозой - в первую очередь борьбой с коррупцией, ведь именно коррумпированность некоторых чинов в УВД ряда регионов, в том числе Беслане и Чечне, других, где произошли крупные теракты, послужили причиной трагедий?

Из Чечни я уже уехал давно, два года будет 25 декабря, и уехал с должности исполняющего обязанности прокурора Чеченской Республики. Я могу говорить про тот период,. Тогда по данному вопросу проходил ряд уголовных дел, когда работники правоохранительных органов имели причастность к террористическим актам, как теперь модно говорить "оборотни в погонах". Все это было. На сегодняшний день картина имеет положительную динамику, в недавнем интервью нынешнего прокурора Чеченской Республики, я прочитал, что подобные дела, которые тянулись еще с 2001 года, успешно раскрываются.

Не считаете ли вы что органы в последнее время стали использоваться верховной властью, как инструмент для расправы с неугодными губернаторами. Дело ярославского губернатора Анатолия Лисицина, к примеру. Да и дела против Виктора Шершунова, начатые Иваном Кондратом?

С такой постановкой вопроса я не согласен. Органы прокуратуры выступают как карающий меч, но только тогда, когда губернатор или любое другое лицо преступили закон. Если у гражданина есть противоречия с законом, проводятся соответствующие проверки, и если есть состав уголовного деяния - принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Но ведь есть же фраза: "был бы человек, а статья найдется"...

Никто не будет привлекать лицо к ответственности, если оно невиновно.

Вы планируете проводить кадровые перестановки в вашем ведомстве?

Кадровый потенциал прокуратуры Костромской области на достаточно высоком уровне. Есть и те, кто давно работает. Есть молодежь. Каких -то целенаправленных замен с моей стороны не будет. Есть два заместителя - они грамотные порядочные и остаются на своих местах работать.

Как вы можете охарактеризовать криминогенную обстановку в области?

Здесь не та криминогенная обстановка, которая не контролируется и выходит за пределы норм. Другое дело, что область имеет недостаточный уровень раскрываемости преступлений, но дело это поправимое. Уровень раскрытых убийств не очень высок, пока это предел 78%. В сравнении с Самарской областью, откуда я назначен, там раскрываемость убийств составляла 89%. Но уровень преступности немного иной, заказных убийств, например, больше, регион экономически более развит, да и население в городе более миллиона.

А что влияет на уровень раскрываемости преступлений?

Ну, прежде всего, он зависит от кадрового потенциала, ведь раскрываемость напрямую связана с умело организованной оперативной работой.

В Костроме УВД области возглавлял Николай Смирнов, квалифицированный специалист в своей области. Но его все равно сняли, потому что работа управления по показателям оставляла желать лучшего. Получается, кадры плохо работают, а хорошего специалиста сняли.

Мне сложно комментировать его отставку. Когда я пришел, он уже не работал. Но могу признать, что работа костромской милиции во всех отношениях действительно оставляет желать лучшего. Мы обеспокоены в первую очередь материально-технической оснащенностью органов милиции. Ведь финансирование идет не только из федерального, но и из местного бюджета, отсюда видимо ряд проблем. Криминалистическая техника, машины, все способствует раскрытию преступлений. У нас база оставляет, опять повторюсь, желать лучшего. Мы уже написали письмо и губернатору области и председателю областной думы о том, что финансирование милиции общественной безопасности не надлежащее.

Вы объехали большую часть области, знакомились со структурными подразделениями. Какие у вас впечатления?

Мне было приятно, что во многих районных центрах прокуратура - это хорошие здания, нормальные условия для работы сотрудников, полная компьютеризация. Люди, конечно, работают разные, но все на своих местах. Я доволен.

Из ваших уст хотелось бы услышать информацию по поводу назначения на должность городского прокурора Костромы.

Я могу сказать, что мы подготовили документы в Генеральную прокуратуру на прокурора Мантуровского района Елену Муравьеву. Она подготовленный и опытный работник. Здесь такой и необходим, так как не секрет, что основная масса преступлений совершается именно в областном центре. Коллектив большой - более 50 оперативных сотрудников. Я думаю, опыта ей хватит.

Прокуратура последнее время активно принимает участие в вопросах с невыплатой заработной палаты предприятиями должниками. Как сейчас в этом вопросе обстоят дела?

Больной вопрос. За 11 месяцев 2004 года по результатам проверок соблюдения законодательства об оплате труда, прокурорами городов и районов вынесено 200 представлений, принесено 28 протестов на незаконные правовые акты, объявлено 36 предостережений о недопустимости нарушений закона. Вынесено 148 постановлений о возбуждении дел, об административных правонарушениях. Направлено в суд 295 исковых заявлений в интересах 861 гражданина на сумму 4 миллиона рублей. Еще при прежнем прокуроре был возбужден ряд уголовных дел в отношении ряда руководителей предприятий, которые задерживают заработную плату более двух месяцев. Работа в этом направлении однозначно будет продолжена и до конца года областная прокуратура направит уголовные дела в суд для рассмотрения по существу. В частности по предприятиям "Костромахлеб", ООО "Лесное руно", ЭКСКО, СМУ - 9, Судиславское МУП ЖКХ. Особую заботу у нас на сегодняшний день вызывает невыплата более 20 миллионов рублей работникам бюджетных организаций, в том числе и в Костроме. Прокуратурой подготовлено и направлено на имя главы города Ирины Переверзевой представление. От нее получено письмо на мое имя, где она гарантирует до конца недели погасить задолженность.

Но ведь вы, как никто другой знаете, что у муниципалитета порой действительно нет денег. Прокуратура такие ситуации учитывает?

Прокуратура все учитывает, но во главе угла должны стоять права граждан на своевременное получение заработной платы, и если чиновником был нарушен закон, он будет наказан. Необходимо совместными путями искать выходы из кризиса. Мы в этой ситуации написали письмо на имя губернатора с требованием перечислить городу недостающую сумму на погашение задолженности перед бюджетниками. В любом случае, подходы к лицам, которые не выплачивают заработную плату, будут самыми жесткими с нашей стороны.

Какое дело вызывает у вас сейчас самую серьезную озабоченность?

Есть материалы, по ним работают, но говорить пока об этом рано. Думаю, на костромской земле дело будет иметь достаточно широкий резонанс...