15 декабря 2004 года международный суд ООН принял решение не рассматривать по существу жалобу Союзной Республики Югославии (СРЮ), правопреемником которой ныне является государственное сообщество Сербии и Черногории (СИЧ), на агрессивные действия стран-членов НАТО весной 1999 года, считая, что эта жалоба не входит в компетенцию суда. Таким образом, суд не дал никакой оценки действий агрессора, не определив поэтому и возмещение ущерба, нанесенного им стране - жертве агрессии. В НАТО решение суда не комментировали, но считают, что "воздушная акция в Косово имела правовую основу".

Начав 24 марта 1999 года бомбардировки территории СРЮ без решения Совета Безопасности ООН, авиация НАТО нанесла стране значительный ущерб, нападению подвергались в основном гражданские цели, уничтожались здания и мосты в густонаселенных пунктах, угрозу жизнеобеспечения населения создавали бомбардировки предприятий химической промышленности, объектов водо- и электроснабжения, применение бомб с необогащенным ураном. Принятая 10 июня 1999 года резолюция Совета Безопасности ООН №1244 в завершение боевых действий ни единым словом не обмолвилась по поводу агрессии и возмещения агрессором причиненного ущерба, что фактически означало легализацию бомбардировок НАТО.

Агрессия НАТО против СРЮ, предпринятая в нарушение Устава ООН, имела якобы цель предотвратить "гуманитарную катастрофу в Косово", воспрепятствовать геноциду албанского населения этого края. Однако геноцида, как он определен Конвенцией 1948 года, не было, что подтверждают политологи и юристы ряда европейских стран. Как считает британский еженедельник New Statesman, нападение на Югославию и последующая политика США и Великобритании в отношении Косово основаны на "массовой лжи" и кто-то за это должен ответить. Чаще всего, напоминает еженедельник, предметом манипуляций было число жертв накануне бомбардировок НАТО: так в Вашингтоне говорилось о 225 тысячах убитых албанцев, а в результате расследования ФБР и Гаагского трибунала эта цифра уменьшилась до 2778 человек, - но не только албанцев, но и сербов. Кстати, Гаагский трибунал в оценке действий бывшего президента Сербии и СРЮ С.Милошевича также не усмотрел намерения осуществить геноцид в Косово.

29 апреля 1999 года СРЮ обратилась в международный суд ООН с обвинением 10 стран-членов НАТО в геноциде и незаконном применении силы в ходе бомбардировок, а также в преступлениях против человечности. В качестве временной меры СРЮ считала необходимым, чтобы суд немедленно потребовал от НАТО прекращения нападений. Первой реакцией суда в июне 1999 года был отказ от принятия временной меры, а также отказ от рассмотрения жалоб в адрес США и Испании, считая, что они не входят в его компетенцию, поскольку указанные страны приняли Конвенцию о геноциде не в полном объеме: в частности, они не приняли те ее положения, на которые ссылалась СРЮ в своей жалобе. Таким образом, в суде остались лишь жалобы, адресованные Бельгии, Канаде, Франции, Германии, Италии, Голландии, Португалии и Великобритании, рассмотрение которых было отложено до установления их подсудности данному суду.

В ходе предварительных слушаний в апреле 2000 года представители указанных восьми стран-членов НАТО заявили, что жалобы СРЮ не могут быть рассмотрены в данном суде, поскольку при направлении жалобы она не являлась членом ООН (после распада СФРЮ вопрос о членстве СРЮ в ООН был решен лишь 1 ноября 2000 года), не была и участником Статута суда ООН, а все эти обстоятельства согласно Статуту суда ООН являются необходимыми условиями рассмотрения дела в данном суде. Не вдаваясь в существо обвинений в геноциде и применении силы, они отвергли их как "необоснованные и абсурдные", а французский адвокат вопреки всем фактам утверждал, что "было сделано все, чтобы уберечь гражданское население", отрицая, в частности, использование бомб с необогащенным ураном.

Следует заметить, что в Сербии и Черногории не все, однако, поддерживали стремление добиться рассмотрения судом ООН жалобы СРЮ. Чаще всего призывы к отзыву жалобы связывались с реализацией планов присоединения СИЧ к программе НАТО "Партнерство ради мира", что поддерживалось и в Брюсселе. Министр иностранных дел СИЧ В.Драшкович, например, подтверждая ранее высказывавшееся им мнение о целесообразности отзыва жалобы, считает, что в этом случае можно было бы договориться с "ведущими странами мира" о выплате компенсаций семьям погибших и финансировании восстановления разрушенных объектов, скорее решить вопрос об участии СИЧ в программе "Партнерство ради мира", а также повысить шансы на то, что и Босния и Герцеговина и Хорватия отзовут свои жалобы на СРЮ. Президент Черногории Ф.Вуянович также уверен в том, что СИЧ уже было бы участником программы "Партнерство ради мира", если бы Белград отозвал свою жалобу. Между тем Объединение семей погибших и пропавших в Косово и Метохии за время бомбардировок НАТО призывало правительства СИЧ и Сербии ни в коем случае не отказываться от жалобы: "нет такого давления и такого интереса, ради чего мы могли отозвать жалобу без установления ответственности НАТО, так как никто не смеет простить преступления, совершенные во время бомбардировок..."

15 декабря 2004 года суд ООН принял указанное выше решение, согласившись с аргументами представителей стран-членов НАТО. Такая позиция суда находится в прямом противоречии с его же положительным решением 1996 года (подтвержденным в 2003 году) о подсудности жалобы Боснии и Герцеговины, адресованной СРЮ в 1993 году в связи с якобы имевшем место геноцидом в годы вооруженного конфликта в 1990-е годы, хотя СРЮ в момент предъявления жалобы еще не была членом ООН. Если не следовать политике двойных стандартов, то теперь суд, видимо, должен будет при рассмотрении жалобы Боснии Герцеговины, которое назначено на февраль 2006 года, учитывать созданный прецедент. Можно полагать, что аналогично будет решен и вопрос о подсудности заявленной в 1999 году претензии Хорватии к СРЮ по поводу совершенных в 1990-е годы преступлений на ее территории. Но нельзя исключать и такой ситуации, когда Босния и Герцеговина, Хорватия и Сербия и Черногория смогут договориться о взаимоприемлемом решении спорных вопросов, оставшихся от недавнего трагического периода их отношений.

Таков итог более чем пятилетнего нахождения жалобы СРЮ в международном суде ООН. Итог весьма поучительный: факт агрессии НАТО против СРЮ уже никем, кроме как ее инициаторами, не оспаривается, и тем не менее осуждение агрессии не состоялось. Таков ныне международный правопорядок - достаточно придумать повод для вмешательства в чужие дела, а средства для "наказания непослушных" и "наведения порядка", даже самые жестокие и бесчеловечные, всегда найдутся. И все проходит безнаказанно для агрессора, несмотря на всем известные человеческие и материальные потери жертв агрессии.