У Японии нет иного выхода, кроме как продолжать закупки энергоносителей из России, если учитывать объективные интересы японских компаний. Однако власти Страны восходящего солнца вынуждены декларировать верность внешнеполитическому вектору, который задали США.

drpepperscott230

Такой вывод озвучили корреспонденту ИА Регнум отраслевые эксперты, комментируя заявление МИД Японии, в котором ведомство выразило намерение Токио сохранить доли японских компаний в российских нефтегазовых проектах ради энергетической безопасности страны.

Как напомнила аналитик Института развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Елена Зотова, впервые правительство Японии заявило, что не планирует отказываться от участия в российских проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в 2022 году, когда вступали в силу первые санкции против России, введённые коллективным Западом под предлогом спецоперации на Украине.

Сейчас, по информации ИртТЭК, в проекте «Сахалин-1», в рамках которого добывается нефть, японскому консорциуму Sodeco принадлежит доля в 30%. Доли японских Mitsui и Mitsubishi в проекте «Сахалин-2» по добыче нефти и природного газа — 12,5% и 10% соответственно, и этот проект сохраняет ключевую роль в поставках сжиженного природного газа (СПГ) в Японию.

«Выход японских компаний из этих проектов угрожает энергобезопасности, поскольку у Японии очень уязвимая структура энергопоставок. Из России страна получает 3,6% нефти и 8,8% СПГ, а их доставка не требует больших затрат финансов и времени. Сахалин расположен рядом с Японией, маршрут поставок в данном случае намного короче прочих, а цены на российские энергоресурсы для Японии ниже рыночных», — прокомментировала Зотова.

Заявления японской стороны, подобные тому, которое выпустил МИД в своём очередном ежегодном докладе, по замечанию эксперта, звучат обычно в моменты усиления санкционного давления Запада на Россию.

«Токио подвергается политическому давлению США и ЕС, слышит их обещания о поддержке в замещении российских поставок. Но в реальности для Японии пока нет альтернативы российским нефти и газу», — указала Зотова.

На этот факт указал и заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Хотя Япония — страна «Большой семёрки», которая наряду с Евросоюзом и Австралией составляет коалицию по поддержанию так называемого потолка цен на российскую нефть. Япония подписала все соответствующие документы, она присоединилась к системе «потолка». Но получила исключение. И поставки с «Сахалина-2», которые получают Mitsui и Mitsubishi, осуществляются вне потолка цен. И мне кажется, это наиболее яркая иллюстрация настоящих устремлений Японии. Это не означает, что её не вынудят в какой-то момент отказаться от российской нефти. Но есть ещё российский СПГ, который в большей степени нужен Японии. Есть ещё уголь из России. И когда японцы говорят про отказ от российских нефти и угля, они просто произносят ритуальные слова», — прокомментировал эксперт.

Япония намерена сохранить долю в российских нефтегазовых проектах, поскольку считает это важной частью своей энергетической безопасности. Об этом говорится в ежегодном докладе министерства иностранных дел страны Diplomatic Bluebook («Синяя книга по дипломатии»).

«Что касается проектов по разработке нефти и газа в России, таких как «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в свете обеспечения стабильных поставок на среднесрочную и долгосрочную перспективу Япония продолжает рассматривать их как важные проекты в сфере энергетической безопасности и намерена сохранять в них долю», — говорится в документе.

При этом, согласно докладу внешнеполитического ведомства, японская сторона продолжит придерживаться поэтапного отказа от зависимости от российских энергоносителей, в том числе нефти и угля.

Отмечается, что торговля между Японией и Россией в 2023 году в условиях жёстких антироссийских санкций сократилась на 44,3% по сравнению с предыдущим годом.

В начале апреля, как передавало ИА Регнум, в министерстве экономики Японии сообщили, что с 17 апреля вступит в силу решение о запрете на экспорт в Россию 164 дополнительных категорий товаров. Запрет коснётся яхт, прогулочных судов, пожарных катеров, буровых платформ и плавучих доков. Также под запрет попадут масла для автомобильных двигателей, трубы для газовых и нефтепроводов и литий-ионные аккумуляторы.