Представители эстонских политических партий, в том числе и Центристской партии Эстонии, которая в рамках заключенного в прошлом году протокола, является политическим партнером партии "Единая Россия", негативно отнеслись к апелляции Президента России Владимира Путина, к стандартам "Орхидских соглашений", в вопросе положения русского населения Эстонии и Латвии, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Выступая на пресс-конференции 23 декабря 2004 года с критикой распространенных в Евросоюзе двойных стандартов по отношению к правам русского населения Европы, компактно проживающего в Прибалтике, Президент России В. Путин отметил что "Евросоюз предложил, чтобы на юге Македонии, где проживает 20 процентов албанского населения, они принимали участие в деятельности органов власти и управления, в том числе правоохранительных органов. Сейчас Румыния готовится вступить в Евросоюз - и здесь выдвигают примерно такие же условия по национальным меньшинствам. Хорошо это или плохо? Это правильно, хорошо. Но когда мы нашим коллегам говорим: слушайте, а в Риге 60 процентов русских проживают, давайте там тоже введем такой же стандарт. Нет, нельзя. Там другая ситуация. Какая другая? Люди что ли второго сорта там? Надо прекратить издеваться над здравым смыслом". В данной цитате содержится прямая ссылка на опыт по урегулированию межнациональных отношений в Македонии, нормы и стандарты которых зафиксированы в так называемых "Орхидских Соглашениях".

Напомним, данные соглашения по урегулирования положения и прав национальных меньшинств были разработаны под эгидой НАТО и ЕС для определения статуса албанского национального меньшинства в Македонии в 2001 году. В 2003 году, ссылки на "Орхидские соглашения", как на положительный пример обеспечения прав национальных меньшинств, применительно к "русскому вопросу" в Прибалтике были озвучены в письме министра иностранных дел Игоря Иванова министрам иностранных дел стран-членов Евросоюза, и в выступление на саммите Россия-ЕС в Петербурге замминистра Владимира Чижова. В том же году ИА REGNUM обосновал соответствие норм принятых для обеспечения прав албанцев в Македонии применительно к ситуации с русским населением Латвии.

Корреспондент ИА REGNUM обратился к ряду эстонских политиков с вопросом: "Как вы прокомментируете идею о том, что в основе урегулирования противоречий между Эстонией и Россией в вопросе прав национальных меньшинств, должны лечь стандарты, разработанные НАТО и ЕС в "Орхидских соглашениях", так как и Эстония и Македония являются постсоветскими странами восстановившим независимость после распада союзных государственных образований и национальные меньшинства были сформированы как в Македонии, так и в Эстонии, в следствии национальной политики коммунистических режимов СССР и СФРЮ?"

Эльмар Сепп (Elmar Sepp), председатель столичной фракции Центристской партии Эстонии, в своем комментарии на вопрос ИА REGNUM заявил, что не знаком с текстом "Охридского соглашения", но он выразил уверенность, что "у нас этот проект не будет реализован. Эстония - не Македония". По мнению Сеппа, в Эстонии нет таких проблем как на Балканах. "Процесс добровольной интеграции нацменьшинств в эстонское общество продолжается, нет явных и вооруженных конфликтов на национальной почве, нет и сильного разделения по национальностям" утверждает эстонский центрист.

Томас Алаталу (Tomas Alatalu), депутат центристкой фракции в парламенте Эстонии, политический аналитик, считает что "Охридское соглашение" для Эстонии не актуально, и эстонская политическая элита данную тему даже не обсуждает. Алаталу считает, что македонская модель "продукт другого исторического процесса". Он подчеркнул, что Эстония не применит это соглашение, поскольку тогда придется ей рассматривать и другие существующие варианты разрешения межнациональных вопросов которых, по мнению Алаталу, множество. Парламентарий отметил "Раньше со стороны России нам делалось предложение решить вопрос как в Финляндии, где существует официальное двуязычие. Но наш случай иной - это история стран Балтии, оккупированных Советским Союзом". Представитель политического партнера партии "Единая Россия" иронично предложил Президенту России В. Путину, рекомендовавшему прибалтийским странам "Охридское соглашение", в таком случае предложить и программы используемые для "умиротворения некоторых африканских стран".

Пеэтер Крэйтберг (Peeter Kreitzberg), вице-спикер эстонского парламента, признался, что не читал текст "Охридского соглашения". Он подчеркнул, что не верит в возможность автоматического перенесения его положений на Эстонию и применение в вопросе межнациональных отношений эстонской и русской общин страны: "Насколько мне известно, конфликт в Македонии носил религиозный подтекст. Для нас это не актуальная тема".

Тынис Лукас (Tonis Lukas), заместитель председатель партии Союз Отечества, депутат парламента Эстонии, сообщил, что в тонкостях "Охридского соглашения" он и его коллеги разбираются слабо, но понимает его смысл и считает неприемлемость реализации этого соглашения в Эстонии: "Эстония - независимое государство с единственным государственным языком, и двуязычия у нас не будет. Эстония - не Македония, именно поэтому мы входим в Евросоюз и НАТО. Перспектив для "Охридского соглашения" в Эстонии я не вижу". Лукас также заявил что по его мнению период конфронтации во взаимоотношениях эстонского и русского населения страны остался позади: "Позади осталось все плохое, впереди нас ждет только светлое будущее - страна идет вперед единой монолитной нацией".

Сергей Иванов, член правления Реформистской партии, председатель русской фракции партии и председатель эстоно-российской парламентской группы, считает "Охридское соглашение" не является темой в обсуждениях эстонских политиков и не входит в их активный лексикон. "Причина простая - ситуация в Македонии, послужившая поводом к принятию "Охридского соглашения" отличалась спецификой и требовало внешнего вмешательства. Так упрощенно подходить к Эстонии нельзя" считает эстонский парламентарий. Депутат эстонского парламента подчеркнул, что каждое общество и государство исходит из своей специфики, из уникального исторического и культурного фона. Иванов считает, что "не надо придумывать ничего нового - уже есть все необходимые документы и законы Евросоюза и мирового сообщества, регулирующие вопросы национальных меньшинств и их языка. Они и лежат в основе эстонских законов". Иванов выразил пожелание скорейшего достижения Эстонией принятой в Евросоюзе социальной модели, но по его мнению "для этого потребуется толерантность".

Тийт Матсулевич (Tiit Matsulevits) депутат эстонского парламента от правящей партии Res Publica, бывший посол Эстонии в России, признал, что ситуация в Македонии после начала реализации "Охридского соглашения" развивается спокойно, что доказывает эффективность принятых решений, но подчеркнул, что "это ничего не значит для Эстонии. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Мы против сравнения нашей ситуации с теми подходами, которые применялись и применяются на Балканах". Он считает заявление Президента России В. Путина о возможности применения положений "Охридского соглашения" в Прибалтике "некорректным приемом" в отношении прибалтийских государств. "Я не советник Путину, но хочется указать на его заблуждение, которое он озвучивает неоднократно. Тут множество ошибок, не только методологическая. Нет вооруженного конфликта, нет открытого противостояния общин. Путин не хочет видеть реальность" - утверждает эстонский политик. По мнению Матсулевича нельзя автоматические переносить решение по одной ситуации в другую страну и другой регион: "Балканы и Балтия звучат похоже на слух, но между ними ничего общего. Это не шаблон, который можно применить везде или автоматически перенести на ситуацию в балтийских странах. Мы такой подход не акцептируем". Матсулевич заявил ИА REGNUM, что заявление Путина это "отражение старой имперской риторики". "Политика Кремля в Балтии провалилась, делаются попытки вернуть наши страны в сферу влияния Москвы. Поэтому мы еще не раз услышим про "Охридские соглашение". Для меня тут ничего нового" - резюмировал эстонский дипломат и политик свою позицию.