Плановый мониторинг. Накануне очередной встречи глав МИД Армении и Азербайджана. Наступит ли "пражская весна" карабахского конфликта? Новый год: итоги и ожидания. Казимиров "достал" Баку. Азербайджанская Организация освобождения Карабаха объявляет войну Карабаху. Степанакерт.

Плановый мониторинг

11 января миссия ОБСЕ провела на востоке Нагорного Карабаха (НК) у населенного пункта Марзили плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. С территории НК наблюдение осуществлялось под руководством координатора Тбилисского офиса ОБСЕ подполковника Имре Палатинуса (Венгрия). В состав мониторинговой группы входил полевой помощник личного представителя действующего председателя ОБСЕ Александр Самарский (Украина). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. С карабахской стороны миссию наблюдения сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел НК. (Информационный портал МИД НК).

Накануне очередной встречи глав МИД Армении и Азербайджана

Как сообщает информационный портал (ИП) "Кавказский узел", незадолго до назначенной на 11 января встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов выразил надежду на более активное продолжение переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в 2005 году. Отметив эффективность переговоров по Нагорному Карабаху на уровне президентов и министров, А. Азимов сказал, что во время этих переговоров Азербайджан может довести до международной общественности свою точку зрения. "В рамках мирных переговоров освобождение оккупированных земель является основной целью Азербайджана. Азербайджанское государство должно продолжать свой путь именно в этом направлении". По словам Азимова, на предстоящей встрече министров также будет обсужден вопрос политики "незаконного заселения оккупированных территорий".

Бакинская "525-я газета" сообщает, что, выступая на заседании Совета безопасности Азербайджана, президент АР Ильхам Алиев заявил, что проведенные в 2004 году переговоры отвечали интересам страны. По словам Алиева, переговоры шли в благоприятном для официального Баку направлении, а переговоры между Азербайджаном и Арменией по урегулированию проблемы вышли на новый этап: "Уже можно сказать, что в процессе разрешения армяно-азербайджанского конфликта начался новый этап. Процесс, именуемый пражским, предусматривает вариант поэтапного урегулирования. Конечно, я не хочу сказать, что проблема нашла свое решение. Переговоры идут, и используются нужные средства для развития переговоров в устраивающем нас русле.... В 2005 год можно смотреть с оптимизмом ".

Вместе с тем, не все азербайджанские аналитики разделяют оптимизм главы Азербайджана. Так, экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров в комментариях бакинской газете "Зеркало" отметил, что "пражские принципы" есть "новый формат" встреч руководителей МИД конфликтующих сторон. "Однако нельзя говорить о постоянном и последовательном переговорном процессе. Пока осуществляется обмен мнениями. Для целенаправленных переговоров должен существовать некий срединный документ". По мнению Т. Зульфугарова, и на пути поэтапного разрешения конфликта Азербайджан могут ожидать неприятные сюрпризы, "ибо армяне всячески стремятся внести определенные изменения в предложения, предполагающие поэтапный вариант урегулирования". "На начальном этапе Ереван намерен включить пункт о статусе Нагорного Карабаха. Другой пункт касается проведения референдума среди армянского населения Нагорного Карабаха на предмет того, оставлять или выводить НК из состава Азербайджана. А это означает создание правовой основы для отторжения НК от Азербайджана. Официальный Баку, конечно, на это не пойдет". В свою очередь политолог Зардушт Ализаде не видит существенных подвижек в переговорном процессе. "Предложенный руководством Армении пакетный вариант нереален. Поэтапный вариант тоже не означает решения проблемы. На каждом этапе этого варианта имеется много препятствий". На мой взгляд, говорит З. Ализаде, о подвижках в разрешении карабахского конфликта можно будет говорить тогда, когда изменятся общественно-политическое сознание и ситуация в обеих странах. "В противном случае любой вариант решения будет воспринят сторонами как измена". Он напомнил, что карабахская проблема стала поводом для государственных переворотов в обоих государствах. "Нынешние власти не желают новых переворотов", - заметил политолог и добавил, что не разделяет оптимизма президента страны относительно поэтапного разрешения конфликта.

Как сообщает армянская служба радио "Свобода", накануне отбытия в Прагу для встречи со своим азербайджанском коллегой министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в интервью агентству "Интерфакс" сказал, что, по его мнению, в этом году переговоры будут качественно отличаться от первого раунда так называемого "пражского процесса", поскольку "теперь мы будем обсуждать конкретные вопросы и детали, тогда как в первом туре рассматривались лишь общие подходы". "Чем больше мы углубляемся в детали, тем сложнее становятся переговоры. Имея дело с деталями, мы должны быть готовы к компромиссам". Осканян уточнил, что, говоря о гибкости, он имеет в виду "именно процесс переговоров и готовность сторон идти на компромиссы". "Каждый должен реалистично оценивать ситуацию и возможности противной стороны и предъявлять требования, соответствующие этим возможностям". Глава МИД Армении выразил надежду, что "обретенные договоренности будут способствовать тому, чтобы в 2005-м году мы смогли зафиксировать прогресс в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта".

По сведениям газеты "Азг", не исключается, что в ходе "пражского процесса" Армения и Азербайджан согласятся подписать промежуточное соглашение, согласно которому карабахские силы будут выведены с некоторых занимаемых ими территорий, взамен чего Нагорный Карабах будет передан под временное управление Армении, с условием, что через 5 или через 10 лет будет проведен референдум по статусу Нагорного Карабаха. Газета напоминает о высказанном на пресс-конференции 22 декабря министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном мнении, что Еревану, хотя и не сразу, удастся зафиксировать право народа Карабаха на самоопределение и достичь его международного признания. Одновременно газета отмечает, что в последнее время "международная общественность под предводительством США" стала для урегулирования конфликтов избирать путь плебисцита. "Так было весной 2004 года на Кипре, когда в греческой и турецкой общинах были одновременно проведены референдумы". Не исключает газета также применение референдума при решении проблемы Косово. Обращаясь в том же контексте к конфликту в Судане, "Азг" напоминает, что там стороны пришли к соглашению, согласно которому с июля 2005 года юг страны сроком на 6 лет станет суверенным, после чего по данному вопросу будет проведен референдум.

Если на самом деле достигнутые договоренности предусматривают определение статуса Нагорного Карабаха путем референдума, пишет бакинская "Зеркало", то это тупиковый вариант. "Существует всего два варианта - референдум проводится на всей территории Азербайджана или только в Нагорном Карабахе. В обоих случаях результаты референдума заранее известны и неприемлемы для противоположной стороны". Кроме того, продолжает газета, не нужно быть провидцем, чтобы знать, что Армения никогда не согласится на проведение общенационального референдума в Азербайджане для определения будущего статуса Нагорного Карабаха. В Армении подобную фикцию президенту РА Роберту Кочаряну не простят. Значит, речь идет о проведении референдума на территории Нагорного Карабаха на последующих этапах урегулирования конфликта. А это, считает "Зеркало", таит в себе серьезные опасности для Азербайджана. "Это значит спровоцировать в стране три полноценных политических кризиса. Первый: когда будет подписано мирное соглашение, то есть когда Азербайджан возьмет на себя обязательство о проведении подобного референдума. Второй: когда будет предпринята попытка принятия новой Конституции с соответствующим положением. Третий: когда наступит время проведения самого референдума".

Комментируя газете "Аравот" предстоящую встречу министров иностранных дел Армении и Азербайджана, член правления Армянского общенационального движения (АОД) Давид Шахназарян сказал: "Скорейшее урегулирование карабахского конфликта исходит из интересов Армении, ее граждан и населения Нагорного Карабаха. Вместе с тем, начиная с 1998 года, власти Армении вели политику, направленную на замораживание конфликта и сохранение существующей ситуации. Уверен, что данная политика будет продолжена. Опаснейшие документы, обсуждаемые в ПАСЕ, Генассамблее ООН и других международных инстанциях, заставили власти РА сменить свою тактику - теперь они имитируют гибкость. В пражском процессе обсуждается вариант поэтапного урегулирования, но упоминается также Мегри. Власти РА делают вид, что это не поэтапное урегулирование, поскольку надеются, что в документе будет упомянуто решение вопроса статуса Карабаха путем проведения референдума. Таким образом будет сделана попытка представить принятый документ в качестве "пакета". Но больше всего они рассчитывают на то, что данный вариант урегулирования будет отвергнут Азербайджаном". По мнению Шахназаряна, власти имеют все основания рассчитывать на это, поскольку "на данном этапе Азербайджан находится в очень благоприятной политической и дипломатической ситуации и заинтересован в растягивании переговорного процесса".

Анализируя сложившуюся накануне очередной "пражской встречи" ситуацию, бакинская газета "Эхо" обратилась за комментариями к азербайджанским политологам. Так, по мнению главы Азербайджанского Центра мира и разрешения конфликтов Эльхана Мехтиева, представлять согласие Армении на обсуждение поэтапного варианта урегулирования как некое завоевание или победу азербайджанской дипломатии было бы очень наивно. "Я вообще против того, чтобы азербайджанская общественность ориентировалась на то, какой из вариантов - пакетный или поэтапный, - выбрали стороны для переговоров. Дело в сущности вопроса. Можно и в рамках поэтапного урегулирования принять такое предложение, которое приведет к полной потере Карабаха". Конфликтолог напомнил о последнем выступлении Вардана Осканяна, связанном с продолжением "пражского процесса": "По словам министра, несмотря на то, что армянская сторона соглашается на поэтапный вариант, на переговорах будут использоваться все элементы, которые отвечают интересам Армении. С их (армянской - прим. ИА REGNUM) точки зрения, можно заранее договориться по интересующим стороны вопросам, и затем все это воплотить поэтапно. Армяне не против этого, и никогда не были против. Они просто не желают переходить к обсуждению других вопросов, оставляя на самый последний этап урегулирования вопрос статуса НК. Если Азербайджан сейчас согласится определить статус НК и других оккупированных территорий, то армяне пойдут на поэтапное разрешение. Ни на что другое, новое армяне не идут". По мнению Мехтиева, на предстоящей встрече глав МИД министры просто договорятся о продолжении переговоров. По мнению же политолога Расима Мусабекова, согласие Армении перейти к поэтапному варианту объясняется тем, что сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ, прежде всего Россия, начинают осознавать, что сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки возможно только в плоскости поэтапного урегулирования. "Хотя ранее предпринимались усилия придумать формулу, чтобы сразу снять проблему Карабаха с повестки дня. Это пытался сделать и президент Франции Жак Ширак, и в Ки-Вэсте такие попытки были. Но было понятно, что найти такую формулу, которую затем можно было бы законно оформить через референдум, просто невозможно. Значит, остается только искать какие-то развязки, какое-то продвижение на путях поэтапного урегулирования. Это диктует сама логика развития событий, и очень хорошо, что это начинают осознавать не только сопредседатели, но и сама армянская сторона". Но если выход на поэтапный план дает возможность сдвинуть процесс с мертвой точки, это вовсе не означает, что любой поэтапный план будет отвечать интересам азербайджанской стороны, отмечает при этом Мусабеков. "Если раньше о принципах было договариваться легче (потому что принцип всегда несет более неопределенный характер), то теперь речь идет о конкретном соглашении, в котором есть конкретные формулировки. Вот договориться о конкретных формулировках - не только для того, чтобы их принять как итоговый документ, но как базу для дальнейших углубленных переговоров - до сих пор не удавалось. И я бы не торопился здесь с оптимизмом, что это удастся в настоящий момент. Потому что мы видели, как остались нереализованными Лиссабонские принципы, которые расценивались как значительный прогресс в деле урегулирования, мы видели парижские переговоры, во время которых две стороны тоже как будто были близки к достижению согласия, и Ки-Вэст. Каждый из этих разов стороны вместо того, чтобы сделать шаг вперед, делали его назад. Не поручусь, что то же не произойдет и на этот раз".

Редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян пишет, что в вопросе урегулирования карабахской проблемы первый президент Армении Левон Тер-Петросян был в 1997 году "на 100 процентов прав, а его оппоненты - на 100 процентов не правы". "И утверждение, что в результате поэтапного урегулирования Карабах провозглашался частью Азербайджана - было 100-процентной ложью". Редактор утверждает, что если сегодня на столе переговоров находится все тот же вариант 97-го плюс перспектива, пусть даже неопределенная, референдума, то такое решение необходимо поддержать. "Потому что после решения этого вопроса мы заживем в совершенно иной Армении и в совершенно ином регионе. Более цивилизованных, более свободных и более развитых".

ИА REGNUM приводит комментарии степанакертского аналитика Давида Бабаяна. По мнению последнего, переговорный процесс более 10 лет стоит на месте из-за коренных разногласий по механизму урегулирования между сторонами конфликта. "Карабахская сторона выступает за пакетный вариант урегулирования, при котором стороны достигают соглашения по всем вопросам сразу. Азербайджан же настаивает на поэтапном варианте урегулирования, т.е. требует возвращения занятых Нагорным Карабахом и ныне составляющих пояс безопасности НКР (Нагорно-Карабахская Республика - прим. ИА REGNUM) территорий и возвращения туда беженцев. Лишь после этого Баку готов обсуждать вопрос статуса. Однако, в любом случае, решение нагорно-карабахского конфликта может быть осуществлено лишь на основе комплексного подхода, суть которого в том, что достижение урегулирования достигается на основе пакета, а имплементация происходит поэтапно. Так, стороны на переговорах достигают всеобъемлющего урегулирования, обсуждая все аспекты проблемы, в том числе вопросы статуса, территорий, беженцев, безопасности и т.д. А имплементация происходит постепенно, поэтапно на взаимоприемлемых условиях. Только таким образом может быть решен конфликт", - считает Бабаян. "Именно по такому механизму было подготовлено Дейтонское соглашение по Боснии и Герцеговине, именно по такому сценарию был разработан проект генсека ООН по Кипру и т.д.". Давид Бабаян отмечает, что, настаивая исключительно на возвращении территорий и беженцев, причем лишь азербайджанских, Баку "забывает", что в процентом соотношении территории НК, находящиеся под контролем Азербайджана, а также численность армянского населения, покинувшего свои дома, намного превосходят аналогичный показатель территорий, составляющих ныне пояс безопасности Нагорного Карабаха. "Позиция Баку - это, фактически, попытка устранения негативных для себя последствий конфликта с полным игнорированием причин, приведших к ним. Естественно, это невозможно, особенно учитывая то, что такой подход меняет сложившуюся в зоне карабахско-азербайджанского противостояния военно-политическую обстановку, при которой у Азербайджана появится соблазн решить вопрос силовым путем. Именно это, а не вариант урегулирования, является первопричиной неконструктивной позиции официального Баку".

Наступит ли "пражская весна" карабахского конфликта?

11 января в Праге, во дворце Тоскана МИД Чехии состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Накануне министры прибыли в Прагу по приглашению сопредседателей. Как отмечает агентство "Ноян Тапан", это первая после некоторого перерыва встреча на уровне министров иностранных дел, на которой на основании общих подходов, разработанных в ходе "предыдущего пражского этапа", были обсуждены вопросы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Согласно агентству, состоялись также отдельные встречи сторон с сопредседателями Минской группы.

Как сообщает бакинская газета "Эхо", после завершения переговоров министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил журналистам, что, несмотря на то, что переговоры проходят нелегко, тем не менее они продолжаются. Он также отметил, что в конце февраля-начале марта в одной из европейских столиц вновь состоится аналогичная встреча. Согласно Мамедъярову, пишет газета, основным итогом этих встреч должен стать "вывод войск Армении с территории Азербайджана и возвращение азербайджанских вынужденных переселенцев на исконные места проживания". Он также отметил, что в фундаментальных для официального Баку моментах азербайджанская сторона не пойдет ни на какие уступки, в вопросе территориальной целостности страны никаких компромиссов не будет. Газета также пишет, что, по словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, у Армении есть несколько основных требований, и они заключаются в том, что между Нагорным Карабахом и Азербайджаном должны быть установлены "горизонтальные отношения", Азербайджан должен дать согласие на переход под контроль официального Еревана Лачинского коридора, связывающего Армению с Азербайджаном, и, кроме того, азербайджанская сторона должна дать гарантии безопасности армянскому населению Нагорного Карабаха. "Но, - заявил Осканян, - азербайджанская сторона пока не дала согласия ни на одно из этих условий".

Как передает "Ноян Тапан" со ссылкой на азербайджанское агентство "Тренд", министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что вопросы обмена азербайджанских территорий и статуса Нагорного Карабаха не обсуждаются. Наряду с этим главы МИД отметили, что с обеих сторон имеются лимиты компромиссов. Желаемое решение по этому поводу будет зависеть от хода переговоров, сказал Э. Мамедъяров, не вдаваясь в детали. Во время встречи также была затронута судьба обсуждений по Нагорному Карабаху в ООН и ожидаемый визит экспертной миссии ОБСЕ в зону конфликта.

Комментируя бакинской "Эхо" "пражские" переговоры, бывший глава МИД АР Тофик Зульфугаров сказал: "Загвоздка в том, что речь сейчас идет о поэтапном варианте урегулирования, а армяне хотят, чтобы на первом же этапе частью соглашения об освобождении части территорий стал пункт о проведении референдума в Нагорном Карабахе. То есть чтобы Азербайджан согласился с предоставлением права волеизъявления армянскому населению Карабаха без каких-либо рамок. Кочарян не пойдет ни на какой другой шаг, который бы не предопределил заранее статус Нагорного Карабаха, потому что право на референдум, это, фактически, независимость Нагорного Карабаха. Азербайджан же этого позволить не может".

Как сообщает ИП "Кавказский узел", азербайджанский политолог Вафа Гулузаде считает, что согласие Армении на поэтапный план урегулирования конфликта может навредить Азербайджану. "Этот вариант урегулирования может быть реализован за счет экономических уступок со стороны Азербайджана. Таким образом, Армения может присоединиться к региональному проекту ТРАСЕКА, могут быть полностью открыты границы с Турцией и Азербайджаном. Все это может усилить Армению экономически". В свою очередь, политолог Расим Мусабеков считает, что поэтапный вариант урегулирования карабахского конфликта является одним из основных путей выхода из него. Политолог положительно расценивает проводимые в этом направлении переговоры.

"Это была первая встреча после некоторой паузы. Правда, круг общих вопросов уже вырисовался, но необходимость консолидации этих вопросов чувствовалась. Могу сказать, что эта встреча была попыткой консолидировать круг этих вопросов. Это очень трудный и сложный процесс, и таким он будет и в ходе последующих встреч", - сообщил радиостанции "Свобода" министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. Осканян сказал также, что пока рано "уверенно" заявлять о том, что в этом году можно ожидать "прорыва" в вопросе урегулирования карабахского конфликта.

Согласно агентству ИА REGNUM, в ходе пресс-конференции 12 января глава армянского МИД Вардан Осканян заявил, что Армения не поставит свою подпись под документом, который не отвечает интересам армянской стороны. Осканян не стал отрицать, что проблема Нагорного Карабаха может быть решена путем проведения референдумов. Он также подчеркнул о необходимости участия Степанакерта в переговорном процессе. По словам министра, в настоящее время на переговорах рассматриваются "все элементы конфликта, а каким образом эти элементы будут "пакетированы", покажет время". "Сегодня рано говорить, в каком порядке будет решаться вопрос, обсуждаются все вопросы, и по всем элементам мы пытаемся найти общие подходы", - заметил он. Армянский министр выразил негативное отношение к публикациям относительно проблемы Нагорного Карабаха в СМИ Азербайджана. По его словам, анализ показывает, что в азербайджанской прессе превалирует дезинформация: либо это делается преднамеренно, либо по неграмотности, в любом случае азербайджанская общественность периодически дезинформируется. 2005 год будет интенсивным в переговорном процессе, и сторонам предстоит проявить политическую волю и быть более осторожными в заявлениях, резюмировал Осканян.

Новый год: итоги и ожидания

Электронная GazetaSNG.ru в статье "2004 деяний, поступков и проступков" присудила президентам Армении и Азербайджана номинацию "Переговорщики года". "Ильхам Алиев и Роберт Кочарян провели уходящий год относительно спокойно, правда, назвать 2004 г. прорывным в процессе урегулирования карабахского конфликта никак нельзя. Нельзя назвать его и мало-мальски результативным, хотя двусторонние встречи лидеров были, не говоря о переговорах других высокопоставленных лиц двух стран".

Председатель парламента Азербайджана Муртуз Алескеров верит в освобождение в 2005 году большой части "оккупированных" Арменией земель АР, сообщает "Кавказский узел". "Думаю, в 2005 году значительная часть наших земель будет освобождена", - заявил М. Алескеров на пленарном заседании парламента. Спикер подчеркнул, что руководство Азербайджана настаивает на поэтапном варианте урегулирования конфликта, предполагающем вывод всех армянских войск с "оккупированных" территорий для дальнейшего определения статуса Нагорного Карабаха.

Бакинская "525-я газета" обратилась к азербайджанским экспертам с просьбой прокомментировать итоги 2004 года в свете урегулирования карабахского конфликта. Руководитель Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу заявил, что 2004 год в этом аспекте можно считать удачным: "В начале года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что официальный Баку за начало переговоров с нулевой точки. Однако армянская сторона утверждала, что на прежних переговорах в Париже и Ки-Вэсте была достигнута определенная договоренность и обсуждения должны продолжаться на основе этих принципов. Официальный Баку назвал эти утверждения армян выдумкой, и в результате предпринятых шагов Ереван был изобличен во лжи. Теперь уже конец года, и армяне вынуждены отказаться от мифических договоренностей в Париже и Ки-Вэсте. Переговоры продолжаются в рамках пражских обсуждений". По мнению М. Ахмедоглу, с учетом обсуждения карабахского вопроса на Генеральной Ассамблее ООН и завершения отчета докладчика ПАСЕ по Нагорному Карабаху Дэвида Аткинсона можно сказать, что 2004 год был для Азербайджана очень удачным. "За этот год азербайджанская дипломатия против лживой армянской пропаганды постоянно была в атаке, и Ереван вынужден был обороняться". Ахмедоглу считает 2004 год "поворотным в отношении урегулирования карабахского конфликта", хотя "конкретного результата нет". По мнению руководителя центра, позиции Азербайджана по карабахскому вопросу усилились, а позиции Армении - ослабли. Политэксперт Джумшуд Нуриев считает, что в 2004 году "Азербайджан в качестве протеста еще более серьезно заявил о своей позиции" и, "несмотря на противодействие зарубежного армянского лобби", вопрос о положении дел "на оккупированных азербайджанских территориях" был вынесен на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН. По мнению Нуриева, достигнутые азербайджанской дипломатией в 2004 году успехи в области разрешения карабахского конфликта в будущем году сыграют очень важную роль в разрешении проблемы. "2004 год можно оценить как поворотный в разрешении карабахского конфликта. Скорее всего, эта политика будет продолжаться и в 2005 году, и мы будем свидетелями еще более серьезных успехов".

Ведущие политики и известные в азербайджанском обществе лица участвовали в блиц-опросе "Что нас ждет в 2005 году?", проведенном агентством Day.Az. Заместитель исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан" Бахар Мурадова выразила надежду, что в 2005 году в решении карабахской проблемы будут предприняты успешные шаги. В то же время Б. Мурадова не смогла ответить, будет ли решена карабахская проблема. Председатель Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли не ожидает никаких позитивных моментов в решении карабахской проблемы. Политолог Зардушт Ализаде заявил, что не следует ожидать в 2005 году чего-то нового в разрешении карабахской проблемы. По его мнению, решение карабахской проблемы не нужно ни властям, ни оппозиции, ни иностранным государствам, ни даже самим карабахцам. Он с уверенностью отметил, что международное сообщество не предпримет никаких шагов, которые пойдут на пользу Азербайджану. "Европа и США не заинтересованы в разрешении карабахского конфликта, и замораживание этой проблемы соответствует их интересам и претворению собственных экономических проектов в жизнь", и "даже если какие-то шаги будут предприняты, то только во вред интересам Азербайджана". По мнению политолога Эльдара Намазова, проблема в том, что в международных организациях при обсуждении карабахского вопроса все меньше говорится о территориальной целостности Азербайджана, и, учитывая то, что большинство предложений Минской группы ОБСЕ, которые до сих пор выдвигались, "мягко говоря, не соответствуют нашим национальным интересам и не обеспечивают территориально-целостный суверенитет страны, этот вопрос является очень серьезным и взрывоопасным для Азербайджана".

В интервью азербайджанскому агентству "Туран" азербайджанский политолог Расим Мусабеков отметил, что в 2004 году наблюдалось оживление переговорного процесса, "который в предшествующие два года фактически был заморожен". По его мнению, это было связано не только с выборами в Азербайджане и Армении, но и с временной утратой интереса великих держав к карабахскому конфликту из-за иракского кризиса и глобальных угроз международного терроризма. Вместе с тем политолог считает, что говорить о кардинальных подвижках рано. По его словам, осторожный оптимизм внушает то, что, в отличие от прежних лет, Россия и Иран, по-видимому, склонны присоединиться к усилиям Запада и разрядить противостояние между Азербайджаном и Арменией. "Однако обольщаться не стоит, ибо и ранее неоднократно стороны близко подходили к достижению какого-то согласия, но в последний момент отказывались от реализации договоренностей". Мусабеков считает также, что несколько обстоятельств геополитического характера прошедшего года имели позитивные последствия: "Революция роз" в Грузии привлекла внимание к региону. Южный Кавказ был включен в программу ЕС "Новое соседство", Азербайджан и Грузия объявили о намерении заключить индивидуальные планы сотрудничества с НАТО". Мусабеков считает, что новые власти Грузии "послали миру однозначный сигнал, что не намерены мириться с замораживанием конфликтов и попустительствовать сепаратистам". Хотя Запад и Россия смогли временно удержать президента Грузии Михаила Саакашвили от силовых действий, считает политолог, нет гарантий, что, укрепив вооруженные силы, Тбилиси не предпримет решительных шагов по восстановлению территориальной целостности Грузии. "Это может инициировать аналогичные действия Азербайджана, и ситуация на Южном Кавказе станет критической. Если события пойдут по такому сценарию, то очень скоро в регион под флагом миротворческих сил войдет НАТО (как это случилось в Югославии)". В данном контексте Мусабеков отмечает завершение строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и "надвигающиеся осложнения США с Ираном". Все это, считает политолог, создает определенные предпосылки для того, чтобы большие державы использовали свое влияние и побудили Ереван к большей конструктивности. "Как бы там ни было, Азербайджан должен максимально укреплять армию, возможностей для этого у Азербайджана больше, чем у Армении".

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в ходе своей пресс-конференции, посвященной итогам внешнеполитической деятельности в 2004 году, так и не ответил на вопрос о важнейшем внешнеполитическом успехе и неудаче прошедшего года. "Он лишь отметил, что по большому счету 2004 год для внешней политики и дипломатии Армении был неплохим и даже довольно хорошим".

Степанакертская газета "Демо" опубликовала оценки 2004 года карабахскими политическими деятелями. По мнению экс-министра иностранных дел НК Ашота Гуляна, прошедший год по ряду объективных причин не был для Карабаха благоприятным. "В 2004-м мы стали свидетелями того, как Азербайджан, вопреки усилиям Минской группы ОБСЕ, пытался вывести обсуждения конфликта из рамок Минской группы". "Позиция Азербайджана, направленная больше на противостояние, нежели на конструктивизм, снижает возможность быстрого разрешения карабахской проблемы". Ашот Гулян отметил также доклад по Нагорному Карабаху, "подготовленный Дэвисом-Аткинсоном", который, по его словам, в целом можно охарактеризовать как "невзвешенный и отвлеченный от сущности конфликта". Вместе с тем, Гулян считает примечательным тот факт, что в качестве краеугольного камня в докладе рассматривается право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Экс-министр отметил также, что последние публикации зарубежных СМИ и анализы занимающихся проблемой Нагорного Карабаха экспертов свидетельствуют о том, что международная общественность все больше склоняется к мысли, что Нагорный Карабах, обеспечивающий свое демократическое развитие, может и должен существовать как независимое государство. "Подводя итоги прошедшего года, можно сказать, что у нас есть все основания активизировать наши усилия, направленные на международное признание НКР и на полноценное членство в международном сообществе". По мнению руководителя общественно-политической организации "Движение-88" Эдуарда Агабекяна, 2004-й сыграл свою особую роль на пути развития независимой государственности НК, поскольку был совершен большой шаг в процессе демократизации страны. "Речь идет о характере состоявшихся в прошлом году выборов в органы местного самоуправления". Агабекян также уверен, что в 2005-м Карабах ожидают большие события. Представитель карабахского центрального комитета партии "Дашнакцутюн" Григорий Айрапетян считает прошедший год удачным "хотя бы потому, что нас не задели политические и природные катаклизмы". "Вместе с тем было больше возможностей для экономического развития, что, к сожалению, не было использовано". Айрапетян отметил, что в 2005-м ожидаются парламентские выборы, и выразил надежду, что они станут еще одним шагом на пути демократизации страны.

2004 год был для Нагорного Карабаха успешным во всех отношениях. Об этом, сообщает агентство "АРКА", говорится в новогоднем поздравлении президента НК Аркадия Гукасяна. "Нас не коснулись политические и социальные потрясения. Благодаря проводимым реформам в стране наметилась устойчивая тенденция роста экономики, увеличения объемов производства", - отметил президент НКР. А. Гукасян напомнил, что в 2004 году государству удалось повысить зарплату работникам бюджетных организаций, увеличить помощь наиболее нуждающимся слоям населения - в первую очередь, семьям погибших и без вести пропавших воинов, инвалидам, ветеранам войны, многодетным семьям. В поздравительном послании президента республики в частности отмечается, что с 2005 года государство начнет строить жилье для необеспеченных семей. "Будут неуклонно повышаться размеры пенсий и других социальных выплат. Повысится также зарплата работников сфер здравоохранения, образования, культуры и спорта", - отметил А. Гукасян. В государственном бюджете НК на 2005 год предусмотрено 30-процентное увеличение расходов на социальные нужды. Президент НК заявил, что в 2004 году была заложена основа для завершения строительства автомагистрали "Север-Юг", имеющей для Арцаха (историческое название Карабаха) стратегическое значение в укреплении его военной, экономической и социальной безопасности. Глава НК также отметил, что "за прошедший год еще более укрепилась наша армия, повысилась ее боеспособность". "Проблемы Армии обороны НКР, в том числе социального характера, были и впредь будут в поле зрения государства. Мощь нашей армии позволяет нам вести успешную внешнюю политику по отстаиванию на международной арене интересов Арцаха и его народа. Заверяю вас, что любые попытки Азербайджана нарушить созидательный ритм нашего народа получат достойный отпор со стороны Армии обороны НКР", сказано в новогоднем поздравлении главы карабахского государства.

Казимиров "достал" Баку

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", бывший российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Владимир Казимиров в статье, озаглавленной "Нагорный Карабах должен участвовать в переговорах", представил всю предысторию карабахского конфликта. Автор статьи отмечает, что Баку, не желая признавать Нагорный Карабах стороной переговоров, создает искусственные затруднения в деле урегулирования конфликта. Согласно Казимирову, "НК - ядро, сердцевина этого конфликта, не может быть лишь объектом переговоров. Население НК жизненно заинтересовано в разрешении конфликта - несравненно больше, чем остальные жители Азербайджана или Армении".

Надо отметить, что последняя из серии статей Владимира Казимирова, направленной на освещение содержания, истории и хода нагорно-карабахского конфликта, а также на скорейшее его урегулирование и озаглавленная "Нагорный Карабах должен участвовать в переговорах", вызвала большой негативный резонанс в азербайджанских СМИ. Ниже приводятся лишь заголовки опубликованных в бакинской прессе материалов, которые вполне отражают содержание статей. Day.az: "Вафа Гулузаде считает Казимирова проармянски настроенным", "Стриптиз бывшего посредника", "Продажность Казимирова и позиция российского МИД", "Казимиров озвучивает позицию Кремля"; "Зеркало": "Без стыда и совести"; "Эхо": "Отчего неймется Казимирову? Бывший сопредседатель МГ ОБСЕ вновь защищает карабахских сепаратистов, перевирая исторические факты".

Азербайджанская Организация освобождения Карабаха объявляет войну Карабаху

Как сообщает агентство Day.Az, азербайджанская Организация освобождения Карабаха (ООК) провела пресс-конференцию для представления документа "Единая платформа по освобождению оккупированных территорий Азербайджана со стороны Армении военным путем". Руководитель ООК Акиф Наги заявил, что этот документ был обсужден в высшем совете организации. По его словам, основные положения документа предусматривают достижение военного пути разрешения конфликта. По мнению руководителя ООК, конфликт Азербайджана и Армении не будет решен путем переговоров и Азербайджан может вернуть свои территории только с помощью войны. Он также считает, что Азербайджан должен прекратить все отношения с Арменией, как на официальном, так и на неофициальном уровне. "Единая платформа по освобождению оккупированных территорий Азербайджана со стороны Армении военным путем" будет представлена правительственным структурам, общественно-политическим организациям, неправительственным организациям (НПО). Согласно Day.Az, свое несогласие по этому поводу высказал депутат парламента Азербайджана Маис Сафарли. Он считает, что разрабатывать подобного рода план со стороны какой-либо организации неправильно. "Я не считаю правильным разработку плана с целью освобождения Нагорного Карабаха военным путем со стороны какой-либо действующей в Азербайджане негосударственной организацией. Вопрос решения карабахской проблемы военным путем должен быть на государственном уровне". По словам М. Сафарли, задержка решения конфликта Нагорного Карабаха действительно вызывает недовольство со стороны общественности Азербайджана. Поэтому с целью устранения данной проблемы различные слои общества выступают с различными инициативами.

Как сообщает бакинская "525-я газета", в вышеназванном документе отмечается, что ООК всегда отдавала предпочтение военному пути разрешения карабахской проблемы, теперь же видит в начале военных действий единственный путь освобождения азербайджанских земель: "В настоящее время перед Организацией освобождения Карабаха стоят две основные задачи: добиться избрания азербайджанским государством военного пути решения проблемы и мобилизовать общество для освобождения наших земель военным путем. Мы считаем, что руководство Азербайджана должно приостановить все переговоры с Арменией, все политические группы должны принять неизбежность военного пути решения проблемы. Необходимо положить конец всем связям между Азербайджаном и Арменией на официальном и неофициальном уровнях". В документе отмечается также, что в стране должна проводиться наглядная агитация, направленная на войну. "Во всех школах, творческих коллективах особое место должно быть отведено военно-патриотической работе. Необходимо пресекать любые действия, которые могут негативно отразиться на патриотических и боевых настроениях".

Безусловно, желание Акифа Наги освободить "оккупированные" земли преследует исключительно благородные цели, пишет бакинская "Зеркало", однако, к сожалению, А. Наги рискует остаться в положении барона Мюнхгаузена, объявившего войну Англии. Газета считает, что власти Азербайджана скорее всего обратятся к лидеру ООК с таким же заявлением, как и герцог к барону Мюнхгаузену: "Честно говоря, и мне Англия не очень нравится, но объявлять войну - это уже слишком". Мы все помним, как удалось барону выкрутиться, однако, увы, в данном случае Армения не откажется от "захваченных" территорий, огорченно заключает издание.

Если в 2005 г. в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта не будут достигнуты дипломатические успехи, Азербайджан выберет военный путь разрешения конфликта. Так, по сообщению "Ноян Тапан", считает директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу, комментируя ход переговорного процесса и объявление президентом Ильхамом Алиевым нынешнего года "годом Карабаха". Как сообщает Эм-пи-эй, Ахмедоглу утверждает, что при торможении переговорного процесса Азербайджан способен применить военные технологии, если и это не образумит армянскую сторону, не исключено, что Баку выберет путь открытых военных действий.

Степанакерт

Как сообщает агентство "АРКА", президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал указ о внесении изменений в указ "Об утверждении структуры правительства НКР". В соответствии с указом, министерство градостроительства и развития производственных инфраструктур реорганизовано в министерство территориального управления и развития инфраструктур и министерство градостроительства. Другим указом Борис Алавердян, освобожденный от должности министра градостроительства и развития производственных инфраструктур, назначен министром градостроительства НК. Министром территориального управления и развития инфраструктур НК назначен Армо Цатурян, который до этого занимал должность руководителя администрации Аскеранского района. Аркадий Гукасян подписал также указ, согласно которому Гарик Григорян назначен помощником президента НК.

Согласно сообщению ИА REGNUM, 12 января 2005 года президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал указ об утверждении новой структуры правительства НК. Согласно указу, в структуру правительства включены: министерство здравоохранения, министерство юстиции, министерство иностранных дел, министерство сельского хозяйства, министр - руководитель аппарата правительства, министерство образования, культуры и спорта, министерство обороны, министерство социального обеспечения, министерство территориального управления и развития производственных инфраструктур, министерство градостроительства, министерство финансов и экономики.

Министры иностранных дел Армении и Нагорного Карабаха Вардан Осканян и Армен Меликян обсудили вопросы углубления связей между двумя ведомствами. Глава МИД НК А. Меликян, недавно назначенный на эту должность, представил основные направления и задачи деятельности возглавляемого им ведомства, подчеркнув, что вскоре эта деятельность преимущественно будет направлена на международное признание Нагорного Карабаха. В частности, была отмечена необходимость активизации взаимных контактов. Министры обратились к нынешней ситуации вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта и переговорному процессу в рамках Минской группы ОБСЕ. Было отмечено, что наблюдаемое в последнее время внимание международной общественности к данному вопросу дает возможность более глубоко и всесторонне представить суть задачи, в основе которой лежит реализация права на самоопределение народа Нагорного Карабаха. ("АРКА").

В июне текущего года в НК пройдут парламентские выборы, в преддверии которых создается несколько новых политических объединений. На днях состоится учредительный съезд партии "Наш дом - Армения". Председатель инициативной группы, депутат карабахского парламента Арарат Петросян, сказал, что платформой партии станет идея воссоединения Нагорного Карабаха с Арменией. Проявляют активность и старые партии. Так ЦК арцахской "Дашнакцутюн" выступил в конце прошедшего года с резкой критикой последних кадровых перестановок в правительстве НК. Многие расценивают это как переход "Дашнакцутюн" в оппозицию к действующей власти в Нагорном Карабахе. PanARMENIAN напоминает, что в октябре 2004 года на выборах мэра Степанакерта кандидат, поддерживаемый дашнаками, одержал победу над провластным кандидатом. Вместе с тем, "Дашнакцутюн" сохраняет несколько постов в правительственных органах НК, в т.ч. в Совете безопасности.

"Ноян Тапан" сообщает, что в ближайшее время азербайджанский журналист, обозреватель журнала "Монитор" Эйнула Фатуллаев собирается посетить Нагорный Карабах. В ходе визита журналист намерен провести встречи с руководством Нагорного Карабаха, общественными организациями, а также с представителями СМИ. Власти НК пообещали организовать его поездку также и в Шуши.

Как сообщили в Республиканском роддоме, в новогоднюю ночь роды не были зарегистрированы. В 2005 году первый ребенок появился на свет днем 1 января. Мать малыша - жительница города Степанакерта Лилия Гукасян. А в целом, 1 января родились два мальчика. По данным на 15.00 часов 4 января, в республике на свет появились 7 малышей - 6 мальчиков, 1 девочка. ("Азат Арцах").