Впервые четыре российские правозащитные организации были приглашены на рассмотрение дела в Европейский суд по правам человека в качестве третьих лиц.

Президент первой секции Страсбургского суда вынес такое решение по делу Алексея Михеева, подвергавшегося пыткам в правоохранительных органах Нижегородской области, которое ведет "Комитет против пыток". Фонд "Общественный вердикт" (Москва), исследовательский центр "Демос" (Москва), Правозащитный Центр города Казани и Йошкар-Олинская городская общественная организация "Человек и закон" представят свое экспертное заключение с обобщением практики пыток и жестокого обращения в России со стороны милиции и расследований таких дел органами прокуратуры. В подготовке обобщения будут использованы дела из Нижегородской, Пермской, Рязанской, Свердловской, Читинской областей, Чувашии, Марий Эл и Татарстана.

Напомним, что регламент Европейского суда предусматривает двух главных участников процесса: лицо или группу лиц, которые могут обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека на то, что государство нарушает их права, обязанность соблюдать которые оно взяло на себя в момент подписания Европейской конвенции. И вторым участником является само государство, которое, как правило, является ответчиком в таких процессах.

Суд обязан внимательно изучить все материалы, относящиеся к делу, однако, в некоторых случаях судьи могут прийти к выводу о том, что ни истец, ни ответчик не предоставляют суду исчерпывающей и объективной информации по делу. В частности, это может касаться вопросов общего положения в стране с соблюдением тех или иных прав. Тогда суд может принять решение о привлечении в процесс третьих лиц, которые бы, не отстаивая интересы ни одной из сторон, предоставил суду объективную информацию. Именно такое решение и принял президент первой секции Европейского суда.

Это первый случай, когда Европейский суд по правам человека признал в качестве допустимых результаты общественного расследования, проведенного правозащитной организацией. В настоящее время по методике общественных расследований работает более десятка правозащитных организаций в различных регионах России. Ее разработчиками стали "Комитет против пыток" (Нижний Новгород) и Правозащитный Центр города Казани. Методика является "уникальной отечественной разработкой". Она позволяет оперативно реагировать, например, на факты произвола со стороны милиции и осуществлять текущий контроль за эффективностью расследования по таким делам со стороны прокуратуры.

Следует отметить, что Европейский Суд, выявив практику, которая привела к нарушению прав заявителя и которая является типичной для государства, вправе обязать государство принять меры к ее устранению. "Это приглашение правозащитников для участия в заседании Суда по делу Михеева, убежден, неминуемо приведет к изменению политики России в правоохранительной сфере", - сообщил ИА REGNUM директор проектов Правозащитного Центра города Казани Павел Чиков. "Причин тому несколько. Во-первых, дело Михеева - это первое, а потому прецедентное, дело о пытках в российской милиции, которое будет слушаться в Европейском Суде по правам человека. Во-вторых, дело Михеева - это дело, которое привело к образованию целого направления профессиональной правозащитной деятельности в России - противодействию пыткам и жестокому обращению. Именно в ходе работы по этому делу был создан Комитет против пыток - авторитетная правозащитная организация в Нижнем Новгороде. Думаю, решение по делу Михеева может встать поперек горла многим российским правоохранителям, отстаивающим "традиционные методы ведения следствия".

В сентябре 1998 года, не выдержав избиений и пыток электротоком, А. Михеев в наручниках выбросился из окна третьего этажа Ленинского РУВД Нижнего Новгорода. По данным НРОО Комитета, пытки применялись, чтобы добиться от А. Михеева признания в изнасиловании и убийстве Савельевой Марии, которую он подвез на машине из Богородска в Нижний Новгород. При падении мужчина сломал себе позвоночник, на всю жизнь став инвалидом. Потерпевшая же, в убийстве которой обвинялся Михеев, на следующий день вернулась домой целой и невредимой.